Производственный процесс проведения разведочных выработок как неотъемлемую и важнейшую часть включает транспортирование грузов - породы, полезного ископаемого, людей, оборудования, материалов.
По месту работы транспорт подразделяется на подземный (перемещение грузов по горным выработкам) и транспорт на поверхности (перемещение грузов на поверхности от устья ствола, штольни, шурфа). Большая часть транспортных операций приходится на долю подземного транспорта, работающего в специфических условиях. Их отличительными чертами являются: стесненность и непостоянство рабочего места, большая разветвленность, сложность профиля и криво линейность трассы транспортных путей; абразивность перемещаемых грузов, возможность механических перегрузок и повреждений, повышенная влажность, химическая активность шахтных вод и др.
Машины для погрузки породы работают в специфических условиях, в связи с чем при их эксплуатации предъявляются повышенные требования к соблюдению правил безопасности.
К управлению погрузочными, погрузочно-транспортными машинами и скреперными установками допускаются только лица, имеющие специальные удостоверения и прошедшие специальный инструктаж по безопасному применению оборудования с дизельными двигателями, если такое оборудование применяется в подземных условиях.
В процессе погрузки породы кромка развала постепенно перемещается к забою. Поэтому при использовании погрузочных машин на колесно-рельсовом ходу для передвижения машины вслед за перемещающимся развалом возникает необходимость в наращивании рельсовых путей. Поскольку нормальная длина рельсов составляет 8 м, то непосредственно у забоя применяют выдвижные рельсы длиной 4 или 8 м. Их укладывают повернутыми на 90° внутри ранее уложенного звена основного пути. Во время работы машины реборды ее колес перемещаются по шейкам выдвижных рельсов. Выдвигание рельсов производят ковшом погрузочной машины. Для лучшего внедрения в развал породы концы рельсов выдвижного звена заостряют.
Наиболее эффективным средством механизированной погрузки породы при проведении таких разведочных выработок, как штольни, штреки, квершлаги, реже рассечки, являются погрузочные машины. По характеру работы погрузочного органа они подразделяются на машины периодического и непрерывного действия. Отечественные погрузочные машины периодического действия имеют погрузочный орган в виде ковша, а непрерывного действия - в виде двух парных нагребающих лап.
Погрузка породы является одним из основных технологических процессов при проведении подземных выработок. Этот вид работ в зависимости от применяемой технологии занимает в горизонтальных выработках 30 - 55% времени проходческого цикла и примерно столько же - всех трудовых затрат. В вертикальных выработках удельный вес погрузки в общем балансе продолжительности и трудоемкости проходческого цикла достигает 70% и более. Поэтому исключительно важное значение имеет механизация погрузочных работ, обеспечивающая более комфортные условия труда проходчиков, рост производительности и повышение скорости проведения выработок.
В качестве забойных насосов при проведении вертикальных и наклонных выработок применяются центробежные, поршневые, диафрагмовые и винтовые насосы.
Турбинные двигатели насосов отличаются компактностью, небольшой массой, приходящейся на единицу мощности, и большой частотой вращения вала, что обеспечивает возможность его непосредственного соединения с валом насосной части.
Погружные пневматические насосы оснащаются ротационными двигателями с частотой вращения ротора соответственно 3000 и 4500 мин-1.
Консольные центробежные насосы предназначены для перекачивания технически чистой неагрессивной воды.
Для улавливания воды при проведении наклонных выработок в их почве через каждые 5 - 10 м оборудуются поперечные канавки, из которых вода поступает в продольную канавку, а затем в водосборник. Туда же откачивается вода из забоя забойным насосом. С помощью горизонтального стационарного насоса далее вода откачивается непосредственно на поверхность или подается к промежуточному водосборнику.
Забойные насосы устанавливают горизонтально на специальных рамах, оборудованных полозьями или колесами, а также на переносных полках.
По выработкам насосы перемещают на салазках или на колесах по рельсовым путям с помощью канатов и лебедок, устанавливаемых на поверхности или в камере промежуточной насосной станции.