- - - Организация работ по погрузке породы

Горизонтальные выработки


В процессе погрузки породы кромка развала постепенно перемещается к забою. Поэтому при использовании погрузочных машин на колесно-рельсовом ходу для передвижения машины вслед за перемещающимся развалом возникает необходимость в наращивании рельсовых путей. Поскольку нормальная длина рельсов составляет 8 м, то непосредственно у забоя применяют выдвижные рельсы длиной 4 или 8 м. Их укладывают повернутыми на 90° внутри ранее уложенного звена основного пути. Во время работы машины реборды ее колес перемещаются по шейкам выдвижных рельсов. Выдвигание рельсов производят ковшом погрузочной машины. Для лучшего внедрения в развал породы концы рельсов выдвижного звена заостряют.
При выдвигании звена на величину, равную нормальной длине рельсов, вместо выдвижного укладывают постоянное звено пути.
Для машин с колесно-рельсовой ходовой частью важным параметром является фронт погрузки. Если ширина выработки превосходит фронт погрузки, то часть породы может быть погружена только после предварительной перекидки ее вручную в зону действия ковша. Однако при проведении разведочных выработок такие условия встречаются сравнительно редко, поскольку эти выработки имеют преимущественно небольшое поперечное сечение, а фронт погрузки у машины ППН-1с в основном применяемой в условиях геологоразведочных работ, составляет 2,2 м. Объемы породы, убираемой с применением ручного труда, возрастают при проходке различного назначения камер и т. д.

Технологическая схема погрузки


На геологоразведочных работах наиболее широко распространена технологическая схема погрузки в одиночные вагонетки. Обязательной операцией процесса является в этом случае обмен груженых вагонеток на порожние.
В однопутных выработках обмен груженых вагонеток на порожние производится с использованием тупиковых и замкнутых разминовок, накладной разминовки, вертикальных и горизонтальных вагоноперестановщиков и роликовых платформ.
Тупиковые и замкнутые разминовки представляют собой ответвление от основного рельсового пути на одну вагонетку или на их состав. При недостаточной ширине выработки в месте разминовки производят ее расширение до необходимых размеров. Маневровые операции выполняют с помощью электровоза или вручную. Расстояние между разминовками составляет 40 - 60, реже до 100 м.
Накладная замкнутая разминовка изготовляется из легких рельсов, смонтированных на плите. Разминовка укладывается на основной рельсовый путь. Одна ее ветвь используется как грузовая, а другая - как порожняковая. Концевые секции разминовки имеют стрелочные переводы для съезда на основной рельсовый путь. На порожняковую ветвь электровозом подается состав порожних вагонеток, откуда по одной они подаются вручную к погрузочной машине. Груженые вагонетки с помощью маневровой лебедки или вручную откатывают на грузовую ветвь.
Роликовые платформы, горизонтальные и вертикальные вагоноперестановщики располагают от погрузочной машины на расстоянии, не меньшем длины состава, включая электровоз. Для установки роликовой платформы или вагоноперестановщика в выработке с недостаточной шириной образуют нишу. Переносят эти обменные средства через 30 - 40 м. С помощью платформы или вагоноперестановщика в нише размещается порожняя вагонетка, которая подается к погрузочной машине после загрузки и удаления за разминовку предыдущей. Достоинством этих обменных средств является то, что они не препятствуют функционированию основного рельсового пути.
Применение тупиковых и замкнутых разминовок, роликовых платформ и вагоноперестановщиков характеризуется затратой от 2 до 10 мин на одну вагонетку, большой трудоемкостью работ и дополнительными затратами труда и средств на их сооружение.

Применение ленточных перегружателей


Заслуживает большого внимания применение при погрузке породы ленточных перегружателей. От погрузочной машины порода поступает в приемный бункер перегружателя, а из него по ленточному транспортеру - в состав из пяти - восьми вагонеток. При использовании перегружателей затраты времени на маневровые операции существенно сокращаются и сводятся к минимальным. В практике геологоразведочных работ нашел распространение самоходный консольный перегружатель ПСК-1.
Следует, однако, заметить, что применение забойного перегружателя возможно лишь в прямолинейных выработках с площадью поперечного сечения не менее 6,4 метра квадратного. Кроме того использование перегружателя в комплексе с другим самоходным оборудованием, например с буровыми каретками, в одно¬путных выработках сопряжено с необходимостью проходки тупиковых заездов для размещения в них перегружателя.
В ряде случаев при проходке, например, штолен и штреков с рассечками последние могут успешно использоваться для выполнения обменных опережений. Состав порожних вагонеток подается электровозом в рассечку, а далее маневровые операции выполняются с помощью погрузочной машины. Эта схема удобна в том случае, когда для проходки рассечек применяется то же самое оборудование, что и в основном забое.
Для подачи порожних вагонеток в рассечку электровозом необходимо, чтобы расстояние от погрузочной машины до рассечки было не менее длины поезда.

Скреперная уборка породы


Скреперная уборка породы, успешно применяемая при уборке породы в горизонтальных выработках небольшой площади поперечного сечения, организуется по различным схемам.
При проведении коротких штолен скреперные лебедки устанавливаются у их устья на эстакадах. Скреперование породы в этом случае может осуществляться непосредственно в отвал или в транспортные средства.
Длина скреперования одиночными скреперами достигает 50 - 60 м, а спаренными - до 100 м и более. Необходимо при этом иметь в виду, что при спаривании скреперов требуются соответственно и более мощные скреперные лебедки.
Иногда скреперная уборка применяется в выработках (штольни, штреки, квершлаги), оборудованных рельсовыми путями. Погрузка породы в вагонетки производится скрепером с помощью скреперного полка. Более целесообразны передвижные скреперные полки, которые можно располагать на минимальном расстоянии от забоя.
Из рассечек эффективнее убирать породу скрепером в том случае, если они пройдены на уровне кровли основной выработки. Скреперную лебедку располагают в противоположной рассечке или специальной камере. Если такая» возможность отсутствует, то скреперование ведут через полок. Отличие заключается в том, что скреперование ведут в состав вагонеток без его расцепки.
Вертикальные выработки. В процессе погрузки породы в стволах и шурфах выделяют две фазы, отличающиеся по интенсивности погрузки. Это связано с тем, что степень разрушения массива по глубине взорванных шпуров неодинакова.
В верхней зоне порода разрушена так, что ее погрузка производится только машиной, без применения ручного труда (первая фаза). Вторая фаза наступает, когда качество дробления породы снижается настолько, что погрузка производится с применением ручного труда - предварительного рыхления, подкидки породы, зачистки. Зачистка забоя производится для того, чтобы исключить попадание мелких кусков породы в шпуры при их бурении.
Производительность труда проходчиков во второй фазе погрузки в среднем в 3 - 4 раза ниже, чем в первой.
Цикл погрузки грузчиком с ручным вождением состоит из следующих операций: перемещения погрузочной машины к месту захвата породы, опускания грейфера с раскрытыми челюстями на породу, закрывания челюстей и захвата породы, подъема грейфера на высоту бадьи, перемещения его к бадье я разгрузки породы в нее. Продолжительность одного цикла составляет 30 - 40 с.
Число пневматических грузчиков, одновременно работающих в стволе, определяется с учетом того, что на один грузчик должна приходиться площадь забоя, равная 14 - 16 метра квадратного. При одновременном использовании двух пневматических грузчиков забой разделяют на две примерно равные части, и каждый пневмогрузчик работает в своей зоне. Бадью размещают на границе раздела зон.
Площадь поперечного сечения разведочных стволов, как правило, не позволяет использовать одновременно две, а тем более три погрузочные машины, как при проходке эксплуатационных стволов.



Теги: погрузка, порода, выработка. Просмотров: 3658
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.