Совершенная конструкция скипа позволяет обеспечить малое измельчение угля, высокую разгрузочную способность и упростить управление подъемной установкой. Конструкции передвижной передней стенки скипа многообразны – они отличаются наличием значительных сил трения скольжения при ее перемещении относительно материала в кузове. Замена сил трения силами трения качения позволяет снизить нагрузки на привод подъема при разгрузке скипа. Указанные конструкции отличаются достаточно большой сложностью.

Компромиссным решением является конструкция запорного органа скипа, представляющая собой усовершенствование технического решения, в котором для устранения усилий, возникающих при взаимодействии поворачивающегося лотка со штабалем сыпучего материала, предлагается поворот лотка проводить не в передней его части, а в месте расположения кромки лотка в самом штабеле. На рисунке изображен скип с устройством для его разгрузки в момент, когда верхние подвижные шарнирные части лотков находятся в положении перед загрузкой в верхней части скипа и в частично загруженной нижней части скипа.

Нормативная документация России, Украины и др. стран по подъемным сосудам:

РД 03-422-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований шахтных подъемных установок» Утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 26.01.2001 №23. Дата введения в действие с 01.01.2002. Опубликовано: официальное издание.- М.: ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2001.

РД-15-05-2006. Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сосудов шахтных подъемных установок (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 февраля 2006г. №126).

РТМ 07.01.021-87. Технологическая инструкция по дефектоскопии деталей тормозных устройств подъемных машин, подвесных парашютных устройств подъемных сосудов, осей копровых шкивов / ВНИИГМ им. М. М. Федорова.- Донецк, 1987, - 162 с.

СОУ 10.1.00174094.005:2005 «Устаткування вертикальних стволiв шахт. Вимоги до технічного обслуговування i ремонту». Видання офіційне. Стандарт Мінітерства вугільної промисловостіУкраїни. (Оборудование вертикальных стволов шахт. Требования к техническому обслуживанию и ремонту).

ГОСТ Р 52018-2003 Бадьи проходческие. Технические условия...

Бадьи проходческие типа БПСМ предназначены для выдачи породы из ствола, а также для спуска и подъема людей, инструмента и материалов при проходке и углублении вертикальных стволов шахт в горной промышленности. Бадьи как подъемные сосуды применяют при проходке и углубке стволов шахт для спуска- подъема людей и транспортировке породы, материалов, оборудования.

Кузов бвдьи изготовляют из листовой стали толщиной 6-8 мм, а дно - толщиной 8-12 мм. Подъемная установка может быть оборудована одной или двумя бадьями. Бадью подвешивают к канату с помощью подвесного (прицепного) устройства на дуге. Стандарт ГОСТ Р 52018-2003 «Бадьи проходческие. Технические условия» распространяется на проходческие бадьи типа БПСМ, предназначенные для подъема горной массы, а также для спуска и подъема людей, инструмента и материалов в вертикальных горных выработках. Стандарт устанавливает технические условия и методы контроля параметров бадей при изготовлении и испытаниях.

 

Условное обозначение бадей. Пример условного обозначения бадьи проходческой для механизированной разгрузки, номинальной вместимостью 4,5 м3, для климатического исполнения У: БПСМ-4,5 У ГОСТ Р52018-2003.

Скипо-клети в настоящее время находят применение в тех случаях, когда необходимо обеспечить эффективную работу подъемной установки как по выдаче угля или породы, так и по обеспечению функций вспомогательного подъема с целью более полного использования ствола.

Являясь универсальным типом подъемного сосуда, скипо-клети выполняют все функции шахтного подъема без усложнения оборудования приемных площадок, которое неизбежно в случае применения клетей.

Клетевая и скиповая части скипо-клети связаны общей несущей рамой. К раме присоединены подвесное и парашютное устройства. Клеть предназначена как для спуска-подъема людей, так и вагонеток с грузом, для чего снабжена рельсами и стопорами. Скип с донной разгрузкой и отклоняющимся кузовом служит для подъема породы. Применение скипо-клетей является, как правило, вынужденной мерой по повышению эффективности подъемной установки в сложившихся условиях действующих шахт. Поэтому они не могут быть перспективным типом подъемного сосуда для новых высокопроизводительных шахт.

 

Пути совершенствования отечественных конструкций шахтных клетей в ближайшие годы заключаются в полном отказе от применения опрокидных клетей вообще и в переходе на неопрокидные клети, а также в их совершенствовании за счет перехода на цельносварные конструкции облегченного типа с применением легких материалов и высокопрочных сталей с высокой абразивно-коррозионной стойкостью.

Предназначена для спуска-подъема людей, транспортирования шахтных вагонеток, оборудования, вспомогательных материалов, могут эксплуатироваться при скорости 12 м/с. Клеть шахтная неопрокидная КНМ многоканатная, сварной конструкции - предназначена для спуска-подъема людей, транспортирования шахтных вагонеток, а также оборудования и вспомогательных материалов по вертикальным стволам шахт глубиной до 1600 м, со скоростью движения клети до 12 м/с. Снабжены подвесными устройствами для подъемных канатов УПБ и для уравновешивающих канатов - УП-М. Срок службы - не менее 10 лет. Изготавливаются одно- и двухэтажные в 15 исполнениях для нагрузок от 500 кН до 720 кН.

Типоразмер стопоров клети выбирается в зависимости от применения на шахте вагонеток ВГ2,5-900; ВГЗ,3-900; ВДЗ,3-900; ВДК2,5-900. По индивидуальным заказам возможно изготовление нестандартных клетей с различной этажностью (1-3 этажа), колеей и различного исполнения (сварные и клепаные).

Клети служат для спуска и подъема людей, угля, породы, материалов, оборудования. По конструктивному исполнению они разделяются на неопрокидные и опрокидные, по транспортному назначению - на грузо-людские и людские (инспекторские). Наибольшее распространение получили одно- и двухэтажные неопрокидные клети с одной вагонеткой на этаже. По конструктивному исполнению различают неопрокидные (обыкновенные) и опрокидные клети, а по технологии изготовления - клепаные и сварные.

По транспортному назначению клети различают грузолюдские и людские. Последние, как правило, применяются на инспекторских подъемах и не снабжены устройствами для размещения и фиксирования грузовых вагонеток.

В угольной промышленности для выдачи горной массы по вертикальным стволам наибольшее распространение получили скипы с неподвижным кузовом, оборудованные различными типами затворов. Многолетний опыт эксплуатации таких скипов выявил ряд конструктивных несовершенств, которые обуславливают сравнительно малый срок их службы, в среднем 2-3 года.

Основная причина ограниченного срока службы скипов - повышенный износ, связанный с исключительно тяжелыми условиями эксплуатации и значительными динамическими нагрузками, возникающими при взаимодействии скипа с направляющими проводниками и при входе в разгрузочные кривые. В связи с этим к скипам предъявляют ряд требований, в том числе повышенная прочность и конструктивная жесткость. К числу элементов, отличающихся низкой надежностью, относят направляющие опоры (в некоторых случаях их срок службы не более 3 мес.); футеровку кузова скипа, имеющую недостаточную прочность; секторные затворы и др.

Заводы-изготовители и служба эксплуатации постоянно модернизируют скипы с целью увеличения их надежности и долговечности, улучшения эксплуатационных качеств и повышения производительности подъемной установки.