Основные неисправности металлоконструкции клети: ослабление заклепочных соединений, местные деформации в силовых элементах каркаса, обшивке, крыше, полу, дверях.

Состояние заклепочных соединений проверяют отстукиванием молотком. Расшатанные заклепки заменяют новыми. Значительные местные деформации выравнивают после предварительного прогрева их пламенем ацетиленовой горелки.

Срок службы металлоконструкции клети во многом зависит от скорости посадки клети на кулаки. Обычно скорость посадки клети на кулаки изменяется от 0,1 до 0,5 м/с и зависит от технических возможностей системы управления рабочим тормозом и навыков машиниста подъема. При скорости клети 0,2-0,3 м/с посадка на кулаки происходит практически без удара и последующих колебаний. Динамичность нагрузки учитывают введением коэффициента динамичности. При нормальной скорости посадки (0,2 м/с) коэффициент динамичности не превышает 1,07.

В целях снижения действующих напряжений в металлоконструкциях сварной клети выбирают такие соединения ее элементов, которые обеспечивают невысокие коэффициенты концентрации напряжений. Основные элементы поясов и поперечные балки сваривают встык. Крайние стойки клети в местах соединения с поясами усиливают косынками, привариваемыми встык и вместе со стойками, ввариваемыми в пояс. Средние стойки клети вваривают в специально выполненные пазы пояса и при необходимости усиливают привариваемыми встык косынками. Стойки клети изготовляют из неравнобоких угольников, так как толщина их полок больше толщины полок швеллеров, что позволяет выполнять швы больших размеров. Растяжки металлоконструкций клети приваривают к косынкам и стойкам встык. Полосы растяжек соединяют между собой планками, свариваемыми продольными швами. Поперечные швы на стоиках и растяжках не допускают.

Основные неисправности металлоконструкции клети: ослабление заклепочных соединений, местные деформации в силовых элементах каркаса, обшивке, крыше, полу, дверях. Состояние заклепочных соединений проверяют отстукиванием молотком. Расшатанные заклепки заменяют новыми. Значительные местные деформации выравнивают после предварительного прогрева их пламенем ацетиленовой горелки.

Для ослабления удара при посадке клети применяют резиновые амортизаторы. Последние устанавливают в нижнем поясе клети в местах ее контакта с посадочными устройствами, что смягчает удары и снижает усилия в конструкции клети при посадочных операциях. Амортизаторы, деформируясь по высоте, поглощают кинетическую энергию, запасенную клетью. Своевременно необходимо заменять резиновые подушки амортизаторов, проверять свободу перемещения подвижной опоры в гнезде пояса клети и затягивать крепежные детали.

Одни из ответственных элементов, подверженных наиболее частым отказам - клетевые стопоры предназначены для автоматического стопорения вагонеток в клети при операциях по обмену на приемных площадках и для надежного удержания их во время движения клети. Учитывая тяжелые условия работы, возникающие динамические нагрузки, клетевые стопоры ежесуточно осматривают, контролируя их исправное состояние.

При этом проверяют:

затяжку всех крепежных элементов;

состояние амортизационных пружин;

свободное открывание стопоров вручную и надежность их фиксации в открытом положении;

надежность закрывания стопоров;

необходимость ремонта или замены износившихся деталей;

наличие смазки подшипников и поверхностей трения.

Для обеспечения безопасного спуска и подъема людей по стволу клети оборудуют открывающимися внутрь клети дверьми. В открытом положении двери удерживают специальные фиксаторы. Кроме того, предусматривают устройство, препятствующее снятию дверей в закрытом положении. В период спуска и подъема людей двери закрывают засовом до упора. Поручни в клети должны быть прочно закреплены на боковинах клети и не могут быть погнуты. Крышку клети должны периодически очищать от загрязнения. Выявленные деформации или пробоины требуется немедленно устранить.

Создание новых конструкций клетей идет по пути повышения их надежности и увеличения срока службы за счет выполнения каркаса с усиленными раскосками, обшивки дверей и крыши дюралюминием и низколегированными сталями (вместо прокатного листа). Это позволяет снизить массу клетей на 10-20%.

В таблице помещены основные характеристики унифицированных неопрокидных клетей одноканатного подъема (в соответствии с типажом), изготовляемых в настоящее время для действующих и реконструируемых шахт.

Шифр, принятый типажом для унифицированных клетей, обозначает: буквенный индекс «УКН» - унифицированную клеть неопрокидную; буквенный индекс «УКО» - унифицированную клеть опрокидную; цифра слева от буквенного индекса - этажность клети (кроме клети ЭУКН4.5-3); цифра справа от буквенного индекса - длину клети, м; цифра справа через дефис - тип и расположение проводников.

В таблице приведены характеристики неопрокидных клетей параметрического ряда при одноканатном подъеме (в соответствии с типажом), предназначенных для новых и реконструируемых шахт. Шифр, принятый типажом для клетей параметрического ряда, обозначает: буквенный индекс «КН» - клеть неопрокидную; цифра слева от буквенного индекса - этажность; цифра справа от буквенного индекса - длину клети, м; цифра справа через дефис - тип подъема («1» - одноканатный, «2» - многоканатный). Эти клети находятся в стадии проектирования, и лишь отдельные типоразмеры эксплуатируются в качестве опытных образцов.

Неопрокидные клети для одноканатного подъема представляют собой несущий стальной каркас, обшитый перфорированной листовой сталью и снабженный направляющими устройствами, рельсовой колеей для вагонетки, стопорным, подвесным и парашютным устройствами.

Клепаный каркас состоит из нескольких горизонтальных поясов (двух для одноэтажных и трех для двухэтажных), соединенных между собой вертикальными стойками и раскосками. Средний и нижний пояса представляют собой плоскую замкнутую раму, выполненную из гнутого швеллера и усиленную полосами и косынками в местах изгибов по углам. Стойки выполнены из уголков и швеллеров и располагаются по четыре с каждой боковой стороны клети. Угловые стойки приклепываются к косынкам рам, а средние - в местах, соответствующих расположению колес вагонеток. Боковые стороны клетей обшиваются перфорированной листовой сталью, а торцовые стороны оборудуются съемными дверями. Рамы горизонтальных поясов, за исключением верхней, покрываются листовой сталью и служат полом для каждого этажа клети. На полу закреплены рельсы и стопоры. В клети некоторых типов применяют автоматические стопорные устройства типа СА, позволяющие надежно удерживать вагонетки, входящие в клеть со скоростью до 1 м/с, и поддерживать их в клети во время движения по стволу. Рама верхнего пояса покрыта крышей и снабжена несущими поперечными балками, к которым присоединены подвесное и парашютное устройства. Направляющие устройства размещают на обвязочных поясах согласно расположению проводников.

Крыша клети состоит из трех частей, каждая из которых в случае необходимости легко снимается. Загнутые к низу края крыши исключают возможность попадания воды в клеть. Средняя часть крыши снимается, когда требуется произвести замену пружины парашюта. Крайние части крыши снимаются при спуске длинномерных материалов. Предусмотренный горизонтальный полок на крайних частях крыши создает удобство обслуживания и осмотра парашюта, подвесного устройства и армировки ствола. Части крыши удерживаются на клети с помощью специально предусмотренных угольников, которые при движении клети по стволу не позволяют им смещаться в сторону.

В унифицированных клетях в качестве материала для крыши и дверей применен дюралюминий, позволяющий уменьшить массу клети вдвое в сравнении со сталью. На крыше клети установлено ограждение, предохраняющее людей, находящихся там при осмотре подвесного устройства и армировки ствола. К поперечным балкам нижнего обвязочного пояса присоединено подвесное устройство уравновешивающих канатов.

Неопрокидным клетям присущи следующие недостатки. Имеет место ограниченная возможность увеличения полезной нагрузки, так как это определяется типоразмером вагонетки. Увеличение же числа вагонеток, размещаемых в клети, приводит к увеличению сечения ствола или числа этажей клети. Последнее приводит к сложным маневрам подъемной установкой в периоды погрузочно-разгрузочных операций, а, следовательно, к неоправданным непроизводительным затратам времени. Кроме того, по сравнению со скиповым подъемом, требуется оборудовать приемные площадки сложной системой откатки и специальным оборудованием обмена вагонеток.

С введением в действие унифицированных клетей (согласно типажу) отпадает существовавший традиционный недостаток неопрокидных клетей по сравнению со скипами - более высокий коэффициент тары. Прежде он составлял для клетей 1,6-2,5 и для скипов 0,6-1,0. В настоящее время расхождение в коэффициенте тары сглажено, и он составляет для унифицированных клетей 0,85-1,3, а для типажных скипов 0,65-1,2.

Металлоконструкция опрокидной клети состоит из двух частей: вертикальной рамы с нижним несущим поясом и опрокидывающейся платформы, на которой размещается вагонетка. Опрокидывающаяся платформа соединена с рамой при помощи горизонтальной оси, смещенной по отношению к раме.

Рама клети состоит из двух вертикальных профильных стоек. В них по обеим сторонам помещены направляющие устройства (башмаки). Вертикальные стойки рамы в нижней и верхней частях соединены поперечными балками из швеллеров, образующих жесткую конструкцию. К верхней поперечной балке рамы прикреплены элементы крыши, подвесное и парашютное устройства.

Опрокидывающаяся платформа представляет собой каркас, состоящий из горизонтальной рамы и боковых стенок, склепанных из швеллеров и уголков, обшитых перфорированной листовой сталью. В верхней части по обеим сторонам боковых стенок расположены разгрузочные ролики. Горизонтальная рама платформы перекрыта металлическим листом, образующим пол, на котором установлены рельсы для вагонетки и стопоры. На торцовые стороны опрокидывающейся платформы навешены съемные двери. Опрокидная клеть в околоствольном дворе загружается вагонеткой так же, как и неопрокидная, а разгружается на поверхности автоматически при помощи разгрузочных кривых, установленных на копре.

Разгрузочные ролики клети входят в разгрузочные кривые, и при этом опрокидывающаяся платформа с находящейся на ней вагонеткой поворачивается вокруг оси. До тех пор, пока центр тяжести опрокидной платформы вместе с груженой вагонеткой не переместится за вертикальную плоскость, проходящую через ось вращения, разгрузочный ролик клети будет перекатываться по кривой. При переходе центра тяжести через указанную плоскость разгрузочный ролик клети выходит из кривой, и опрокидывающаяся платформа опускается на опорные ролики копра. При дальнейшем подъеме рамы опрокидывающаяся платформа, обкатывая опорные ролики, наклоняется на угол 135°, соответствующий полной разгрузке вагонетки.

В случае переподъема разгрузочные ролики переходят на дополнительные кривые.

Опрокидным клетям свойственны все недостатки опрокидных скипов, усугубленные более неблагоприятным соотношением полезного и собственного весов.

Сложность эксплуатации и отмеченные выше несовершенства опрокидных клетей обусловливают необходимость отказа от применения их на подъемных установках новых и реконструируемых шахт.

Наибольшее распространение получили шахтные вертикальные одноэтажные и двухэтажные клети, используемые для подъема и спуска людей; подъема породы или угля на поверхность и спуска порожняка в шахту; спуска в шахту крепежных и вспомогательных материалов; спуска и подъема различного шахтного оборудования.

Клети оборудуют парашютными и подвесными устройствами. Металлоконструкции клетей разделяют на четырехстоечные безраскосные, применяемые в индивидуальных клетях, и с раскосами (боковая поверхность клети напоминает мостовую ферму), применяемыми в унифицированных клетях. Наиболее распространены клети клепаной конструкции.

В связи с широким применением электросварки при изготовлении различных металлических конструкций Донгипроуглемаш разработал сварные клети, которые успешно эксплуатируют на ряде шахт. В целях снижения действующих напряжений в металлоконструкциях сварной клети выбирают такие соединения ее элементов, которые обеспечивают невысокие коэффициенты концентрации напряжений. Основные элементы поясов и поперечные балки сваривают встык. Крайние стойки клети в местах соединении с поясами усиливают косынками, привариваемыми встык и вместе со стойками, ввариваемыми в пояс. Средние стойки клети вваривают в специально выполненные пазы пояса и при необходимости усиливают привариваемыми встык косынками. Стойки клети изготовляют из неравнобоких угольников, так как толщина их полок больше толщины полок швеллеров, что позволяет выполнять швы больших размеров. Растяжки металлоконструкций клети приваривают к косынкам и стойкам встык. Полосы растяжек соединяют между собой планками, свариваемыми продольными швами. Поперечные швы на стойках и растяжках не допускают.

Для ослабления удара при посадке клети применяют резиновые амортизаторы. Последние устанавливают в нижнем поясе клети в местах ее контакта с посадочными устройствами.




Теги: клеть, подъем, стойка, деформация. Просмотров: 983
Другие новости по теме: