Как минимум на пять дней вывела из строя, случившаяся на воркутинской шахте «Заполярная» авария. Авария на воркутинской шахте «Заполярная» вывела предприятие из строя как минимум на пять дней и поставила под угрозу выполнение месячного плана по добыче угля. В ремонтную смену при спуске в шахту по скиповому стволу резинотросовой ленты произошел обрыв крепления ленты к площадке. В результате лента упала в ствол и повредила оснащение ствола. Жертв и пострадавших нет. Скиповой ствол, по которому уголь выдается на поверхность, остановлен, добыча твердого топлива прекращена. Были выполнены аварийно-восстановительные работы и ремонт шахтного оборудования. Специальная комиссия расследует причины аварии. Ориентировочные сроки ликвидации последствий аварии 3-5 дней.

Работы по замене канатов выполняются в соответствии с проектом производства работ. Проект производства работ утверждается главным инженером шахты. Состав проекта:

- чертежи вспомогательных устройств для установки катушки с канатом и свободной катушки для сматывания старого каната;

- чертежи на перекрытие ствола для установки на нем сосуда или чертежи на подвеску сосуда;

- пооперационная технологическая карта, в которой указываются порядок и приемы работ, применяемые инструмент и приспособления, а также меры по обеспечению безопасного выполнения каждой операции.

Замена канатов производится с использованием приспособлений. Конструкция приспособлений, место их установки определяются проектом организации работ и должны отвечать следующим требованиям: элементы приспособлений должны быть рассчитаны на максимально возможную нагрузку; должны обеспечиваться достаточная устойчивость, как в процессе установки катушки, так и в процессе работ; безопасное выполнение работ при подъеме и опускании катушки с канатом; надежная фиксация катушки с канатом в поднятом положении.

Направление сматывания каната с катушки и наматывание на барабан подъемной установки должно быть в одну сторону, т.е. катушка и барабан подъемной установки в процессе перемотки должны вращаться в одну сторону.

Этот способ разработан и внедрен ПО «Воркутауголь» совместно с Гипрошахтом.

Способ позволяет производить одновременную замену всех канатов, при этом навеска новых и снятие старых канатов совмещаются. Движение канатов производится «ходом вниз» с подачей новых канатов с поверхности и приемкой старых, опускающихся на новых канатах, на горизонте в шахте. Сосуды с хвостовыми канатами во время движения головных канатов фиксируются на мостах-перекрытиях.

По общей схеме замены способ аналогичен способам замены лебедки. Отличие и главное преимущество его заключаются в том, что вместо сложных, тяжелых и дорогих лебедок применяется более простое устройство - агрегат жимкования, обеспечивающий подачу канатов в ствол порциями.

Работы по замене канатов выполняются в соответствии с проектом производства работ. Проект производства работ утверждается главным инженером шахты. Состав проекта:

чертежи вспомогательных устройств для установки катушки с канатом и свободной катушки для сматывания старого каната;

чертежи на перекрытие ствола для установки на нем сосуда или чертежи на подвеску сосуда;

пооперационная технологическая карта, в которой указываются порядок и приемы работ, применяемые инструмент и приспособления, а также меры по обеспечению безопасного выполнения каждой операции.

Замена канатов производится с использованием приспособлений. Конструкция приспособлений, место их установки определяются проектом организации работ и должны отвечать следующим требованиям:

элементы приспособлений должны быть рассчитаны на максимально возможную нагрузку;

должна обеспечиваться достаточная устойчивость, как в процессе установки катушки, так и в процессе работы;

безопасное выполнение работ при подъеме и опускании катушки с канатом;

надежная фиксация катушки с канатом в поднятом положении.

При регулировке положения тормозных канатов обратить особое внимание на то, чтобы последние не пересекали связей копра, в противном случае необходимо принять меры к ликвидации этого положения:

путем отвода тормозного каната в сторону с помощью деревянных брусьев, укрепляемых на копре;

с помощью проволочных растяжек из проволоки 3-5 мм;

или другими способами, отклоняющими канат, но не препятствующими его продвижению при протяжке канатов через амортизатор.

Тормозные канаты необходимо выставить так, чтобы они были в плоскости подъемных канатов, и было обеспечено указанное в чертеже установки ловителя расстояние от оси проводника до оси тормозного каната. Для этого необходимо ниже подшкивной площадки в копре смонтировать полок; поднять клеть между верхней и нижней приемными площадками; на полке (в копре), натянув вдоль тормозных канатов тонкую проволоку, или с помощью шаблона, двигая амортизаторы, выставить канаты на место.

Если шкивы имеют износ футеровки, а проводники имеют значительное отклонение от вертикального положения, то выставлять тормозные канаты, как указано выше, нельзя, так как подъемный канат в этом случае не будет иметь отвесного положения, что особенна резко будет сказываться тогда, когда клеть находится на верхней площадке. В этом случае тормозные канаты, а, следовательно, и амортизаторы на копре необходимо выставлять по отвесу. Для этого надо поднять клеть на верхнюю приемную площадку или выше, если позволяет высота переподъема; с подшкивной площадки опустить отвес на кронштейн опоры ловителя. По этому отвесу выставлять тормозной канат, двигая амортизатор по опоре. В тех случаях, когда по условиям расположения шкивов или связей копра тормозные канаты необходимо отводить в сторону на небольшую (100-150 мм) величину для обхода препятствий, по отвесу надо выставлять часть тормозного каната ниже отклоняющего устройства, укрепленного на копре.

Порядок монтажа канатно-винтовых амортизаторов следующий: после снятия старых тормозных канатов демонтировать с помощью тали и лебедки старые амортизаторы и амортизационные канаты и снять их с подшкивной площадки. Ранее подготовленные амортизаторы с амортизационными канатами доставить (с помощью лебедки) на подшкивную площадку и выставить их на балках в порядке, предусмотренном установочным чертежом. С помощью 1,5-тонной тали (смонтированной над подшкивной площадкой) вытянуть вверх конец амортизационного каната на необходимую длину. При этом надо обратить внимание на то, чтобы конец каната, выходящий из амортизатора и свисающий с копра, был бы по длине не меньше 10-15 м.

После регулировки положения амортизационного каната поворачиванием винта амортизатора перегнуть канат. Концы амортизационных канатов (с воронкой, залитой баббитом), свисающие с копра, привязать к элементам копра медной проволокой в одну нитку (диаметр проволоки не более 3 мм). Прикрепление концов каната к копру скобами, имеющими внутренние размеры меньше диаметра конусов воронки, запрещается. Монтаж соединительных муфт сводится к соединению их половин, ранее установленных на амортизационном и тормозном канатах. При этом надо обратить внимание при установке амортизаторов на то, чтобы соответствующие половины муфт (ранее замаркированные) совпадали. В зависимости от конкретных условий (в частности, возможность прохода клети в станке копра с подвесным устройством, заменяются ли одновременно с парашютами и клети) принимается вариант демонтажа. Ловитель, подвесное устройство демонтируются совместно с клетью или же отсоединяются от клети и с помощью вспомогательной лебедки снимаются с клети на нулевую площадку и затем транспортируются за пределы нулевой площадки в вагонетке (или же на спецплощадке).

Навеска и замена уравновешивающих канатов на одноканатных и многоканатных подъемных установках проводится согласно «Инструкции по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах».

Первоначальная навеска уравновешивающих канатов. Первоначальная навеска уравновешивающих канатов производится после навески головных канатов при расстановке подъемных сосудов на перекрытиях в исходных положениях (один сосуд вверху, другой - внизу). При этом устанавливаются перекрытия 8 и 11 под каждым из сосудов для производства необходимых монтажных работ.

 

На многоканатных подъемных установках целесообразно производить одновременную навеску всех уравновешивающих канатов.

Конец каната с барабана лебедки переводится через вспомогательный шкив, заводится в направляющую рамку, движущуюся в проводниках того раздела ствола, сосуд которого находится в верхнем положении. Монтаж и заводка рамки осуществляются на перекрытии 8. Канат опускается в ствол, отсоединяется на перекрытии от рамки, пропускается под брусьями, подтягивается канатом вспомогательной лебедки к сосуду и панцируется в коуше его подвесного устройства. Верхняя часть нового каната крепится опорным зажимом либо стропом к станку копра, конец каната отсоединяется от барабана лебедки и панцируется в коуше подвесного устройства верхнего сосуда. Отвес каната освобождается от зажима, производится снятие сосудов с перекрытий, демонтаж перекрытий, осуществляется пробный перегон сосудов.