Строгое соблюдение необходимых требований по эксплуатации канатов шахтного подъема должно начинаться с момента получения канатов обеспечивает их надежность и долговечность.

Контроль состояния шахтных подъемных канатов проводиться в соответствии с Правилами безопасности. Учет работы и расхода канатов является обязательным и рекомендуется вести в журнале, где отмечают: даты навески и снятия, периодичность смазки каната, результаты ежедневного и ежемесячного осмотров каната, данные по инструментальному контролю, а также концевую нагрузку, количество спусков-подъемов в сутки, скорость подъема. Копровые шкивы подлежат осмотру не реже 1 раза в квартал. Результаты осмотра заносятся в «Журнал записи результатов осмотра подъемной установки». Эксплуатация подъемного каната с выработанной поверхностью копрового шкива может привести к защемлению каната и образованию таких дефектов как «волна» или «штопор». При выработке поверхности ручья копрового шкива, приводящей к уменьшению диаметра ручья до размера ниже требуемого, производить восстановление его поверхности наплавкой и дальнейшей проточкой. Можно осуществить наплавку шкива за 0,5-1 месяца до замены каната. При работе шкива со старым канатом происходит обработка наплавленной поверхности, таким образом, новый канат будет навешан на восстановленный копровый шкив с обработанной поверхностью.

Для защиты канатов от коррозии и абразивного изнашивания в процессе эксплуатации необходимо регулярно производить смазку их поверхности, предварительно очистив их от старой смазки, пыли и затвердевшей грязи. Очистку проводят обычно обдувом сжатым воздухом. На оголенных участках применяют также деревянные скребки, капроновые или волосяные щетки, которые не нарушают проволок каната. Не допускается применение растворителей. Периодичность нанесения смазки должна выбираться из условия поддержания целостности смазочного слоя на поверхности каната, но не реже одного раза в месяц. Наносить смазку необходимо как на светлые, так и на оцинкованные канаты.

Смазка KOLINSTAL применяется для смазки и консервации поверхности стальных канатов барабанных подъемных установок при их производстве и эксплуатации при температуре работы не выше 40°С. Может также применяться для импрегнации органической сердцевины стальных канатов. Эта смазка не может применяться для консервации канатов подъемных установок, работающих с приводным шкивом Кепе.

В настоящее время ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» освоен выпуск канатных смазок: ТОРСИОЛ-35Р ТУ 38.401-58-299-2001, Ровел ТОРСИОЛ-35Р ТУ 0254-078-00148843-2001, Ровел ТОРСИОЛ ТУ0254-112-00148843-2005.

Уравновешивающие канаты применяют в соответствии с ГОСТ 3088-80; ГОСТ 16827-80; ГОСТ 16828-80; некрутящиеся повышенной гибкости; плоские со шпильками производства Венгрии; обрезиненные (РТК), ГОСТ 3091-80, ГОСТ 3092-80.

В качестве уравновешивающих следует применять, как правило, оцинкованные малокрутящиеся или некрутящиеся многопрядные канаты. На подъемных установках барабанного типа и отдельных установках со шкивами трения могут применяться плоские канаты. На одноканатных и многоканатных установках допускаются к применению в качестве уравновешивающих плоские обрезиненные трудновоспламеняющиеся канаты или трудногорючие, разрешенные к применению Ростехнадзором.

 

ЗАО «Национальная инжиниринговая компания» (НАТЭК) изготавливает и поставляет обрезиненные уравновешивающие канаты. Канаты предназначены для уравновешивания шахтных (рудничных) многоканатных подъемных установок.

Срок службы канатов. По данным А. В. Рубеля сроки службы отечественных канатов уступают срокам службы импортных.

В соответствии с параграфом 4.12.21 «Правил безопасности» замене по предельному сроку эксплуатации подлежат канаты согласно таблице по порядку проведения технических осмотров, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 №687. Технический осмотр канатов проводится в соответствии с требованиями подраздела 11 данных Правил.

По результатам технического осмотра потери сечения стали проволок по всей длине, если это возможно, через каждый год - до 10 лет или по результатам испытаний отрезка каната, взятого возле его нижнего конца, через каждый год в канатоиспытательной станции - до 7 лет.

Различают наружные и внутренние локальные дефекты. Локальные дефекты (ЛД) - это обрывы проволок, локальная коррозия. Вследствие потери сечения металла от коррозии и механического износа внутренних и наружных проволок уменьшается прочность канатов. Критерии браковки основаны на предельных значения потери сечения и локальных дефектов, изменении структуры каната. Этим определяется момент снятия каната или регулярность обследования канатов.

При обрыве проволок, количество которых на шаге свивки превышает допустимый уровень, канат необходимо заменить новым. Иногда в процессе эксплуатации оцинкованных канатов обнаруживается осыпание цинка. Характерными дефектами являются деформация прядей (выпучивание внутренних прядей).

В нормативном документе указывается на типовые заводские дефекты канатов:

отсутствие хотя бы одной проволоки;

западание, перекрещивание и обрывы проволок;

западание прядей;

выступающие из прядей и каната проволоки...

Обследование канатов проводится в целях определения возможности дальнейшей безопасной и безаварийной эксплуатации. При этом должны быть представлены данные о подъемном канате для каждого из подъемов:

- диаметр (мм);

- вес одного погонного метра каната (кг);

- суммарное разрывное усилие всех проволок каната, кГс.

Специальное устройство для натяжения тормозных канатов. Требуемое натяжение тормозных канатов парашюта обеспечивают натяжными скобами. Однако применение их имеет ряд недостатков: высокая трудоемкость работ, невозможность определения усилия натяжения, деформация каната.

На шахте им. Горбачева ПО «Карагандауголь» (Казахстан) разработано устройство, представляющее собой клиновой зажим с натяжной вилкой. Оно состоит из разъемного корпуса 6 с выточенными в нем пазами под канат и клин, стяжного болта 7, шарнира 3, клина 5. Принцип работы предлагаемого устройства следующий. Канат 1 обхватывают корпусом зажима, стягивают болтом и вбивают клин для того, чтобы не было скольжения зажима по канату. Вилкой 4, один конец которой ставят под расстрел 2 в зумпфе ствола, давят на зажим и натягивают канат с необходимым усилием. С внедрением этого устройства в два раза сократилась продолжительность операции по натяжению тормозных канатов, стало возможным ориентировочно установить усилие натяжения. Кроме того, исключалось повреждение каната в момент его натяжения.