Подъемные и тяговые канаты людских и грузо-людских подъемно-транспортных установок должны быть грузо-людскими марок 8К и В, все другие - не ниже марки 1. Канаты шахтных подъемных установок должны иметь при навешивании запас прочности.

Стыковочные соединения резинотросовых уравновешивающих канатов должны иметь запас прочности в соответствии с требованиями Инструкции. Подъемные канаты для вертикальных стволов при максимальной длине виска свыше 600м могут навешиваться, если соответствуют требованиям величины отношения суммарного разрывного усилия всех проволок каната к конечному грузу (без учета массы подъемного каната).

При навешивании канатов по отношениям, запас их прочности, рассчитанный с учетом массы каната, должен быть не ниже 4,5-кратного для грузовых и 5-кратного для людских и грузо-людских подъемных установок. Не допускается применение канатов одинарной свивки из круглых проволок для навешивания проходческого оборудования, а также закрытых подъемных канатов как проводников бадьевого подъема. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками для обоих подъемных сосудов должны навешиваться главные канаты одного диаметра, конструкции и направления свивки.

На каждом многоканатном подъеме, независимо от его назначения, должно быть не менее двух уравновешивающих канатов.

Шахтные канаты должны испытываться на канатно-испытательных станциях согласно Инструкции. Резервный испытанный канат перед навешиванием может во второй раз не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 месяцев.

Все подъемные канаты вертикальных и наклонных шахтных подъемов, канаты для подвешивания помостов, спасательных лестниц и проходческих люлек должны испытываться перед навешиванием. Обрезиненные уравновешивающие канаты испытываются согласно «Инструкции по эксплуатации огнестойких резинотросовых уравновешивающих канатов в шахтных стволах», утвержденной Министерством металлургии СССР 25.07.91.

Канаты подъемных установок и проходческие, испытанные до навешивания, должны повторно испытываться (за исключением подъемных шестипрядных канатов с органическим сердечником в вертикальных стволах и на людских и грузо-людских клетевых подъемах в наклонных выработках с углом наклона свыше 60°, проверяемые приборами инструментального контроля, допущенными к применению Госнадзорохрантруда Украины; канатов в установках с одноканатными и многоканатными шкивами трения; канатов для подвешивания помостов) в следующие сроки. Срок повторного испытания канатов исчисляется с момента их навешивания. Канаты, используемые для подвешивания спасательных лестниц и проходческих люлек, могут периодически не испытываться, если они проверяются приборами инструментального контроля, прошедшими экспертное обследование согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 №687 «Об утверждении Порядка проведения осмотра, испытания и экспертного исследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности», в соответствии с требованиями.

Шестипрядные подъемные канаты барабанных людских, грузо-людских и грузовых подъемных установок с жесткими посадочными устройствами подлежат перепанцированию в прицепных устройствах не реже чем через 6 месяцев. Инструментальный контроль обрывов проволок проводится МакНИИ или НИИГМ и оформляется в виде выводов. Решение о продлении срока службы каната принимается комиссией на основании результатов инструментального контроля осмотра каната по всей длине и концов каната в прицепных устройствах и утверждается главным инженером шахты. Канат при повторном испытании должен быть снят и заменен другим, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытание на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

Не разрешается навешивать или продолжать работу стальными канатами с порванными, выгнутыми или впалыми прядями, с узлами, «жучками» и другими повреждениями, а также о погружением свыше 10% номинального диаметра. Применение счаленных канатов разрешается только в случае откатки бесконечным канатом грузов в горизонтальных и наклонных выработках с углом наклона до 30°, а также на подземных пассажирских подвесных канатных, монорельсовых и напочвенных дорогах. При проходке стволов в случае применения для подвесного оборудования канатов длиной свыше 1000м разрешается соединение их устройствами, допущенными для эксплуатации по выводам МакНИИ. Устройства для соединения канатов необходимо осматривать один раз в неделю. В случае применения коуш-счалок с жимками следует один раз в три месяца проверять надежность соединения путем подтягивания гаек.

Осмотр канатов

Канаты шахтных подъемных установок подлежат осмотру специально назначенными приказом руководителя предприятия лицами, в следующие сроки:

Все канаты должны осматриваться по всей длине при скорости движения не более 0,3 м/с. Поврежденные участки канатов, а также стыковые соединения резинотросовых канатов должны осматриваться при недвижимом канате. На подъемных установках ежесуточный осмотр канатов, у которых число оборванных проволок не превышает 2% от общего количества проволок каната на длине одного шага свивки, разрешается проводить при скорости движения не более 1м/с. При этом на многоканатных подъемных установках один человек осматривает не более двух смежных канатов одновременно. Еженедельно должен проводиться осмотр каждого каната при скорости движения не более 0,3м/с.

В «Книге осмотра канатов и их расходов» должен быть указан наиболее поврежденный участок (шаг), на котором число оборванных проволок превышает 2% общего количества проволок каната.

Разрешается эксплуатация канатов, имеющих волнообразные участки без нарушения замка внешних проволок и сохраняющих гладкую поверхность до явного нарушения замка (расслоения) внешних проволок или выхода одной проволоки из замка на указанном участке. Разрешается одну внешнюю (зетобразную) проволоку в случае выхода его из замка на прямолинейном канате (как при отсутствии, так и при наличии обрыва) выплести по всей длине каната и продолжать его эксплуатацию, если зазор, появившийся в слое внешних проволок, не приводит к нарушению замка между ними.

Проводниковые канаты подлежат замене:

- при износе на 15% номинального диаметра, но не более половины высоты или диаметра внешних проволок;

- если на 100м длины каната закрытой конструкции обнаружены два обрыва внешних проволок;

- если при обрыве внешние проволоки в канате закрытой конструкции выходят из замка, то их необходимо запаять.

Замене по предельному сроку эксплуатации подлежат канаты по порядку проведения технических осмотров, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 №687. Технический осмотр канатов проводится в соответствии с требованиями подраздела 4.13 Правил. Если относительная перегрузка одного из канатов многоканатной подъемной установки в нижнем положении подъемных сосудов превышает 15% или в верхнем - 25%, то подъемная установка должна быть остановлена для регулирования распределения нагрузки на канаты.

Нормативные документы:

«Инструкция по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах».

Приведены современные прогрессивные направления по выбору и расчету рациональных конструкций подъемных, уравновешивающих, проводниковых, тормозных и амортизационных канатов, правила при их замене, навеске, эксплуатации, техническом обслуживании и смазке. Использованы материалы Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, стандартов и отраслевых нормативов на стальные канаты. Изложены требования к прицепным и подвесным устройствам, правила их эксплуатации и технические характеристики. С вводом настоящей Инструкции Инструкция по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах (М.: Недра, 1989) на подконтрольных Госгортехнадзору России объектах не применяется. Для работников угольных шахт, рудников по добыче полезных ископаемых, а также проектных и научно-исследовательских организаций угольной и горнорудной промышленности.

Руководящий документ РД-15-12-2007 «Методические указания о порядке проведения испытаний стальных канатов на канатно-испытательных станциях».

РД 03-422-01 «Методические указания по проведению экспертных обследований шахтных подъемных установок».

НПАОП 10.0-1.01.05 Правила безпеки у вугільних шахтах.

Руководство по контролю и регулировке распределения нагрузки между головными канатами многоканатных подъемных установок. РТМ 07.01.015-82.




Другие новости по теме: