Для защиты канатов от коррозии и абразивного изнашивания в процессе эксплуатации необходимо регулярно производить смазку их поверхности, предварительно очистив их от старой смазки, пыли и затвердевшей грязи. Очистку проводят обычно обдувом сжатым воздухом. На оголенных участках применяют также деревянные скребки, капроновые или волосяные щетки, которые не нарушают проволок каната. Не допускается применение растворителей. Периодичность нанесения смазки должна выбираться из условия поддержания целостности смазочного слоя на поверхности каната, но не реже одного раза в месяц. Наносить смазку необходимо как на светлые, так и на оцинкованные канаты.

Смазка KOLINSTAL применяется для смазки и консервации поверхности стальных канатов барабанных подъемных установок при их производстве и эксплуатации при температуре работы не выше 40°С. Может также применяться для импрегнации органической сердцевины стальных канатов. Эта смазка не может применяться для консервации канатов подъемных установок, работающих с приводным шкивом Кепе.

В настоящее время ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» освоен выпуск канатных смазок: ТОРСИОЛ-35Р ТУ 38.401-58-299-2001, Ровел ТОРСИОЛ-35Р ТУ 0254-078-00148843-2001, Ровел ТОРСИОЛ ТУ0254-112-00148843-2005.

Канатные смазки

Смазка канатная 39У - предназначена для смазки рудничных канатов, тросов подъемнотранспортных машин, работающих в интервале температур от -25 до +50°С. Смазка Торсиол- 35Б - предназначена для смазывания стальных канатов различного назначения (кроме морских) в процессе их изготовления; работоспособна в интервале температур от -35 до +50°С. Смазка Торсиол-35Э - предназначена для смазывания стальных канатов различного назначения (кроме морских) в процессе их эксплуатации; работоспособна в интервале температур от -35 до +50°С. Применяется для смазывания в процессе изготовления стальных канатов, предназначенных для работы при особо низких температурах (от -60 до +50°С). Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов (Е-1) - предназначена для предохранения органических сердечников от гниения в условиях умеренного климата, а также при температуре окружающей среды не ниже -20°С. Нафтенат меди для противогнилостных составов предназначен для применения в качестве антисептика в составах для пропитки проводов, кабельной пряжи, бумаги и других материалов.

Канатная смазка и пропиточный состав «Торсиол-35Б»

Область применения: смазывание стальных канатов различного назначения при их изготовлении (работающие при особо низких температурах) и эксплуатации. Работоспособна при температуре -35-+50°С. Морозостойкая, высокие водостойкость, адгезия к металлу, антифрикционные и консервационные свойства. Работоспособна при температуре -60-+50°С. Состав: смазка Торсиол-35Б, разбавленная перхлорэтиленом, смесь нефтяного масла и кремнийорганической жидкости, загущенная твердыми углеводородами; содержит антикоррозионную присадку.

Антифрикционная смазка «Торсиол-35». Головные канаты на установках со шкивами трения можно смазывать только антикоррозионной фрикционной смазкой. Слой смазки при этом должен соответствовать рекомендациям завода-изготовителя. Коэффициент трения канатов о футеровку шкива трения не должен быть ниже допустимого значения. Смазка «Торсиол-35» предназначена для нанесения на канат при его изготовлении, а также эксплуатации. Температурный интервал применения смазки от +50 и выше до -35°С. Смазка, наносимая на канат в процессе его изготовления при температуре плюс 90-100°С, ложится ровным слоем и застывает за 2-3 с. После застывания смазки на поверхности каната образуется прозрачный слой смазочного материала, что позволяет контролировать состояние проволок под слоем смазки.

Невысокая вязкость и низкоплавкость смазочного материала обеспечивают получение оптимального слоя смазки на канате, что способствует сокращению ее расхода. Фактический расход смазки «Торсиол-35Б» составляет 38,8 кг/т, в то время как расход ранее применявшейся смазки «39У» - 42,5 кг/т. Благодаря высоким адгезионным свойствам смазки уменьшилось загрязнение производственного помещения при свивке канатов на высокоскоростных свивальных машинах сигарного типа из-за отсутствия разбрызгивания смазочного материала. При переработке смазки выявлено, что загазованность рабочих мест парами смазочного материала меньше, чем при использовании смазки «39У».

Смазка «Торсиол-35Б» малотоксичная, раздражающими и сенсибилизирующими свойствами не обладает. Использование такой смазки при изготовлении канатов не требует дополнительных капиталовложений и может осуществляться на действующем технологическом оборудовании. Результаты эксплуатации канатов с новой смазкой на угольных шахтах и металлургических предприятиях показали, что срок службы таких канатов на 5-10% больше, чем канатов, покрытых смазкой «39У».

Смазка канатная 39У (ТУ 38 УССР 201335-80) - предназначена для смазки рудничных и бытовых канатов, тросов подъемно-транспортных машин.

Основные эксплуатационные характеристики: хорошие водостойкость, адгезия к металлу, консервационные свойства. Работоспособна при температуре -25-+50°С. Состав - сплав нигрола, гудрона масляного, церезина, кубовых остатков СЖК и триэтаноламина.

Устройства для смазки

В процессе эксплуатации шахтного подъема для очистки и смазки головных канатов, работающих в сухих стволах, наиболее широко применяются механические устройства. Часто применяют очистку посредством нагретого воздуха или пара, обдувающего поверхность каната под давлением через неподвижные форсунки. Нашли применение устройства, содержащие резервуар с маслопроводами, и выполненные с внутренними полостями смазочные ролики, закрепленные на копре в верхней точке подъема. Для достижения автоматической принудительной подачи смазки в таких устройствах опоры смазочных роликов устанавливаются подвижно в плоскости колебаний подъемного каната и снабжаются амортизаторами.


Смазка стальных канатов
Устройство для смазывания подъемного каната

 

В Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе разработано устройство для нанесения равномерного слоя смазки на поверхность подъемного каната, состоящее из корпуса 6, накладок 9, фигурного кольца 12, направляющей обоймы 2, пальцев 1, регулировочных винтов 5, кольцевого паза 13, фиксаторов 8, отверстий 7 для болтов, ребер 11 фигурного кольца, гаек 4 и шпилек 10. Для удобства монтажа корпус, фигурное кольцо, направляющая обойма выполняются разъемными. Составные половины устройства устанавливаются на очищенный участок каната и стягиваются болтами по отверстиям 3 и 7. В зависимости от шага свивки направляющая обойма 2 передвигается на нужную величину при помощи регулировочных винтов 5. Фигурное кольцо 12 устанавливается на равномерный зазор с помощью фиксаторов 8 и кольцевого паза 13, т. е. фигурное кольцо смещается в противоположную сторону от пальцев 14, прижатых к одной стороне прядей каната. После настройки устройство опускается в конус или камеру со смазочным материалом, где, вращаясь при движении каната, позволяет последнему выносить равномерный слой масла.

Для механизации процесса удаления смазки с подъемных канатов на шахте «Северная» (г. - Воркута) применяется устройство, представляющее собой цилиндрический сосуд длиной 6 м, изготовленный из труб диаметром 168 мм и оснащенный приспособлениями для пропуска каната и удаления смазки.

На шахте им. В.И. Ленина ГП «Артемуголь» вместо ручного мытья вновь навешенного на подъемную машину каната применяется устройство для очистки от смазки. Оно состоит из парового цилиндра длиной 1м и диаметром 150 мм, а также из воздушного цилиндра длиной 250 мм. Паровые цилиндры разрезаются по длине на две равные части. С боков к ним привариваются планки с отверстиями под болты №12, с помощью которых две половины цилиндра соединяются между собой. С торцов внутри привариваются разрезные фланцы диаметром 60 мм с отверстиями, в которые вставляются четыре болта с резиновыми прокладками по диаметру очищаемого каната и закрепляются разрезными фланцами-гайками. Оба этих цилиндра монтируются на подъемном канате и закрепляются. После подачи пара и сжатого воздуха приводится в движение канат. Чистка каната производится в паровом цилиндре, а удаление с него влаги - в воздушном.

На одной из шахт ПО «Макеевуголь» применяется устройство для смазки мокрых подъемных канатов. Оно состоит из двух полукруглых железных желобов, имеющих в нижней части конусообразную форму, которые соединяются между собой болтами. На желобе крепится нагревательная камера, в которой установлены нагревательные элементы типа ТЭН, соединенные между собой параллельно и подсоединенные к пускателю. Желоб имеет лейку для заливки смазки. Между желобами укладывается резиновая прокладка, а канат внутри желобов уплотняется пеньковой набивкой. Устройство закрепляется на металлоконструкции копра. Подъемный канат пропускается через желоба и смазывается смазкой, которая постоянно подогревается нагревательными элементами.

На шахте «Казахстанская» ПО «Карагандауголь» для очистки подъемного каната от старой смазки применяется приспособление, с помощью которого очистка осуществляется в течение 30 мм без затрат ручного труда. Приспособление состоит из двух полуколец с внутренним диаметром 50 мм. К полукольцам радиально приварены трубки диаметром 200 мм, в которые вставлены «ерши» из стальных канатов диаметром 18 мм. «Ерши» крепят в трубках с помощью болтов. Это приспособление крепится на расстрелах, канат проходит через него и очищается.

Применяются устройства, содержащие цилиндрический корпус с крышками по торцам, выполненными с отверстиями для пропуска обрабатываемого каната, и размещенную внутри корпуса щетку. На сланцеперерабатывающем комбинате Кохтла-Ярве (Эстония) повышена надежность и упрощена конструкция устройства такого типа благодаря тому, что щетку выполняют в виде цилиндрической пружины, на внутренней поверхности которой закреплена щетина. Концы пружины прикреплены к крышкам, снабженным рукоятками их поворота для уменьшения диаметрального размера при скручивании пружины. Устройство используется следующим образом. Очищаемый канат проходит внутри устройства через отверстия крышки. При этом уменьшается диаметральный размер щетки. Щетина приближается к канату и очищает его от частиц. После окончания очистки рукоятки возвращаются в исходное положение.

На шахте им. В.И. Ленина ПО «Кизелуголь» применяется установка для удаления смазки с головных канатов многоканатного подъема, состоящая из устройств: приемного, реконсервации и подающего. При этом процесс удаления смазки механизирован, облегчается труд рабочих, уменьшается расход пара.

 

Смазка стальных канатов 

Приспособление для смазывания хвостовых канатов

 

Для смазки хвостовых канатов в вертикальных стволах на шахте им. А. Ф. Засядько (г. Донецк) применяется приспособление, представляющее собой сосуд, изготовленный из старой вагонетки, с болтом для слива масла. Сосуд подвешивается в зумпфе ствола под направляющими брусьями. В заполненный смазкой сосуд опускается хвостовой канат, который при протягивании покрывается смазкой. Применение приспособления позволило облегчить смазку подвесных канатов в стволах. Недостатком механических приспособлений является необходимость в больших затратах времени, малая эффективность обезвоживания и очистки канатов от старой смазки, которая остается как в межпрядевых зазорах, так и между проволоками прядей.

В Кузбасском политехническом институте проведены исследования по использованию ультразвуковых и кавитационных процессов в масляной среде для очистки и смазки шахтных канатов с целью предотвращения коррозионных процессов и увеличения долговечности.

 

Смазка стальных канатов
Устройство для очистки и глубокой смазки подъемных канатов

 

Устройство содержит разъемный резервуар, уплотнение, каркас, магнитострикционные преобразователи. Уплотнение содержит неподвижный корпус с верхней и нижней крышками. В них запрессованы уплотнительные манжеты и втулка с закрепленными на ней в верхней и нижней частях сальниками, состоящими из разрезных пластин и кольца, между которыми зажимаются уплотнительные разъемные кольца. Втулка вращается во внутренней обойме подшипника. Разрезные пластины, изготовленные из капрона, и уплотнительные кольца выполнены так, что своими выступами входят во впадины между свитыми по винтовой линии прядями каната. При поступательном движении этого каната вверх или вниз втулка с закрепленными на ней сальниками вращается относительно оси каната, обеспечивая надежное уплотнение поверхности каната верхним и нижним сальником.

Устройство используют следующим образом. Уплотнение надевается на нижний конец подъемного каната при его замене и закрепляется над коушем. На нулевой площадке ствола на перекрытии устанавливается каркас, к которому закрепляется уплотнение. Закрепляется затем резервуар с магнитострикционными преобразователями, в который на период очистки каната заливается масло. От генератора высокой частоты подается напряжение на магнитострикционные преобразователи, под действием которых в масле возникают ультразвуковой и кавитационный процессы; поверхность каната очищается от старой смазки, а из его прядей и сердечника удаляется влага путем перевода ее в эмульгированное состояние.

По техническим условиям эксплуатации многоканатных подъемных машин головные канаты должны быть освобождены от антикоррозионной смазки с тем, чтобы не уменьшать их тяговых способностей.

Для упрощения и ускорения процесса обезжиривания канатов управление «Шахтомонтаж» комбината «Печоршахтострой» предложило технологию ведения работ, позволяющую совместить два процесса: обезжиривание и спуск канатов в ствол. Пропарочная камера позволяет обезжиривать одновременно все головные канаты, навешиваемые на подъемную машину.

 

Смазка стальных канатов 

Устройство для очистки канатов от антикоррозийной смазки

 

Навеска каната осуществляется при помощи агрегатов жимкования и полиспастной системы. В ствол одновременно опускаются все четыре головных каната и рама противовеса. Агрегаты жимкования располагаются на отметке ±0,0. Головные канаты, огибая их, поднимаются до отметки +63м или +70 м, где соответственно находятся подъемные установки, огибают канатоведущие шкивы подъемных установок и опускаются в ствол с рамой противовеса на конце. Пропарочная камера устанавливается на ветви канатов, идущих на подъемную машину с агрегатом жимкования так, чтобы канаты перемещались по камере или снизу вверх. Канаты сматывают с барабанов.

Для удобства монтажа и демонтажа камера имеет разъем по длине. Подвод пара в камеру осуществляется с двух сторон в трех точках по ее высоте от паротрассы надшахтного здания. Отвод конденсата и расплавленной смазки осуществляется внизу камеры через три выходных штуцера в общий коллектор и далее в канализационную сеть промышленных стоков. Перемещение канатов через камеру осуществляется под действием веса рамы противовеса и собственного веса канатов. Скорость движения канатов достигает 0,3 м/с. Пройдя камеру, канаты хорошо очищаются от смазки, и не требуется дополнительная протирка их ветошью. Во время пропарки за ее качеством и нормальной работой камеры следит слесарь-монтажник.

 

Смазка стальных канатов
Установка для смазывания подъемного каната

 

На шахте им. Октябрьской революции ПО «Ростовуголь» внедрена установка для смазки подъемного каната, состоящая из ванны, заполняемой маслом, на станках которой в подшипниках установлен центрирующий вал со шкивом. На шкиве крепятся пять кронштейнов с маслозаборниками. Перемещаясь, канат вращает шкив с маслозаборниками, которые заполняются маслом в ванне и сливают его в маслосборник, закрепленный на кронштейне над канатом. Через три отверстия, которые регулируются винтами, масло поступает на канат и смазывает его.

 

Смазка стальных канатов
Устройство для смазки канатов на копре

 

На шахте «Новомосковская» ПО «Новомосковскуголь» на подшкивной площадке шахтного копра установлен насос НШ-32. С подшипника копрового шкива снимается фланец и к оси шкива крепится вал длиной 250 мм со шпоночной канавкой. При помощи полумуфт этот вал соединяется с валом насоса типа ВШ-32. При вращении копрового шкива вращается насос, ведущий канатную смазку из емкости на канат через форсунку. Таким образом, подъемный канат смазывается механически во время работы подъемной установки.

Смазка канатов подъемных лебедок производится, как правило, вручную. В специальной емкости размещается солидол с маслом, и затем ветошью смазка последовательно накладывается на каждую навивку каната по всей длине барабана лебедки.

 

Смазка стальных канатов 

Приспособление для смазки канатов лебедок

 

На шахте «Нагорная» ПО «Гидроуголь» внедрено приспособление, которое позволяет смазывать канат непосредственно во время работы лебедки. Приспособление состоит из маслобака, вентиля, нагнетательного шланга, трубы для разбрызгивания масла, кронштейна и емкости для сбора масла. Масло разбрызгивается на канат лебедки благодаря давлению, создаваемому своим весом в маслоразбрызгивающей трубе. Стекающее масло с барабана лебедки собирается в емкости для повторного использования.




Другие новости по теме: