В качестве тормозных канатов рекомендуется применять нераскручивающиеся круглопрядные канаты крестовой свивки с органическим сердечником и диаметром наружных проволок в канатах не менее 2 мм. Применяют спиральные закрытые канаты, имеющие в наружном слое проволоки z-образного профиля диаметром не менее 3 мм, а также несущие закрытые канаты. Тормозные канаты - невосстанавливаемые изделия. Перед навеской тормозные канаты не испытываются. Запас прочности определяется как отношение суммарного разрывного усилия, указанного в заводском акте-сертификате, к расчетной динамической нагрузке и должен быть не ниже трехкратного.

Для тормозных канатных устройств предусматривается выполнение ежесменного (ТО-1) и ежесуточного технического обслуживания (ТО-2), еженедельного (ТО-3), и полугодового текущих ремонтов (Т2), внепланового и капитального ремонтов.

При ежесменном техническом обслуживании (ТО-1) осматривается парашют. При ежесуточном техническом обслуживании (ТО-2) производятся:

- осмотр тормозных канатов по всей длине при движении подъемного сосуда со скоростью 0,3 м/с;

- проверка числа оборванных проволок на одном шаге свивки в наиболее поврежденных местах, выявление мест коррозионного и механического износа, расслоения, выпучивания или западания прядей, наличия плотных спиралей и других повреждений;

- оценка степени изношенности каната путем визуальных наблюдений;

- определение возможности соударения тормозных канатов о расстрелы (при соударении необходимо принять меры к предотвращению этого закреплением деревянных досок на расстреле, которые должны выступать на 5 мм за расстрел для того, чтобы удар приходился о деревянный предмет);

- осмотр наиболее опасных участков каната в местах посадки клети на кулаки или брусья, где на каждом цикле подъема срабатывает ловитель...

В России применяются в качестве руководящего документа (РД 03-348-00) «Методические указания по магнитной дефектоскопии стальных канатов». Документ устанавливает требования к методам, аппаратуре и организации дефектоскопического обследования стальных канатов, применяемых как на подъемных кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах, фуникулерах, так и на шахтных подъемных установках в горнорудной и угольной отраслях промышленности.

Известны международные и зарубежные национальные нормативные документы по дефектоскопии канатов (в частности стандарт ISO 4309. Краны грузоподъемные - Стальные канаты - Нормы и правила осмотров и браковки), польские нормы (PN 92: G46603. Канаты стальные круглые. Определение степени износа магнитным методом; G46604. Канаты шахтные подъемные уравновешивающие плоские резиностальные. Определение износа магнитным методом), американский стандарт (ASTM Е1571-94. Стандартная методика электромагнитного контроля канатов из ферромагнитной стальной проволоки).

Подъемные и тяговые канаты людских и грузо-людских подъемно-транспортных установок должны быть грузо-людскими марок 8К и В, все другие - не ниже марки 1. Канаты шахтных подъемных установок должны иметь при навешивании запас прочности.

Стыковочные соединения резинотросовых уравновешивающих канатов должны иметь запас прочности в соответствии с требованиями Инструкции. Подъемные канаты для вертикальных стволов при максимальной длине виска свыше 600м могут навешиваться, если соответствуют требованиям величины отношения суммарного разрывного усилия всех проволок каната к конечному грузу (без учета массы подъемного каната).

При навешивании канатов по отношениям, запас их прочности, рассчитанный с учетом массы каната, должен быть не ниже 4,5-кратного для грузовых и 5-кратного для людских и грузо-людских подъемных установок. Не допускается применение канатов одинарной свивки из круглых проволок для навешивания проходческого оборудования, а также закрытых подъемных канатов как проводников бадьевого подъема. На одноканатных подъемных установках с канатными проводниками для обоих подъемных сосудов должны навешиваться главные канаты одного диаметра, конструкции и направления свивки.

Канат - это сложное с технической точки зрения изделие. Канаты начали применять в технике в 1590г. Применяли джутовые канаты. Выпускник Берлинского имперского политехнического института John Augustus Roebling (1806-1869) известен как изобретатель стальных канатов для строительства мостов. В 1818г. канаты впервые использовали в горном деле при ведении горных работ в Германии. На шахтном подъеме канаты применяют с 1831г. в Саксонии, известно также первое применение каната в 1834г. на шахте «Clausthall» (Германия) инженером Альбертом. Это способствовало дальнейшему интенсивному развитию шахтного подъема.

Ученые постоянно обращались к совершенствованию конструкции, исследованию прочности канатов, влиянию коррозии на стальные проволочные канаты, канатной смазке, характеру и причинам разрушения канатов, безопасности эксплуатации на шахтах и рудниках, проблеме увеличения срока службы, способам запанцировки канатов, контролю обрывов канатов, динамике канатов в различных режимах нагружения и т.п. В 1927 году в Донбассе была создана канатноиспытательная станция для испытания канатов. Заметным в эволюции канатов явилось применение в шахтном подъеме круглопрядных канатов с линейным касанием проволок в прядях с витым органическим сердечником.

Канаты выпускаются ОАО «Силур» (Украина), АО «Магнитогорский калибровочный завод», АО «Череповецкий сталепрокатный завод» (Россия). Bekaert (Бельгия), фирмами CESAR, Tissen (Германия), Celic Halat (Турция), Редаэлли (Италия), Волгоградским, Одесским и др. заводами. В ОАО «Силур» продолжается работа по освоению производства высокопрочных многопрядных некрутящихся длинномерных канатов с толстым цинковым покрытием для шахтных подъемных установок, суперфлекс, гиперфлекс по «Tissen-нормам». В настоящее время эти канаты Украина импортирует. Канаты изготавливаются по стандартам Украины (ДСТУ), России (ГОСТ), Германии (DIN), Польши (PN), Америки (ASTM), Англии (BS), международным (ISO и EN 12385 «Steel wire ropes - Safety»). Например, DIN 21254 Forderseile и DIN 3078 регламентируют качество канатов для подъемных установок.

Ниже приведена классификация стальных канатов по ГОСТ 3241-91.

Стальные канаты для подъемных установок шахт и рудников должны отвечать требованиям действующих нормативных документов, ТУ, согласованных с МакНИИ.

Выбор канатов для подъемных установок должен производиться с учетом конкретных условий их работы. Головные канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны быть грузолюдскими (ГЛ) марки ВК или В. Канаты головные для перевозки груза, уравновешивающие, проводниковые, отбойные, тормозные, амортизационные, включающего устройства парашютов со шкивом трения должны быть не ниже марки В (требование введено с 01.01.05). Все канаты в шахтных стволах рекомендуется применять из оцинкованной проволоки. Группа оцинкования устанавливается по согласованию с заводами-изготовителями канатов. В отдельных случаях допускается навеска канатов без покрытия.

Рекомендуется применять подъемные канаты с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 1570-1670-1770 МПа; при этом не следует без необходимости использовать канаты с повышенными значениями сг в. Уравновешивающие канаты должны иметь маркировочную группу прочности 1370-1570 МПа. Проводниковые и отбойные канаты закрытой и полузакрытой конструкций должны иметь маркировочную группу прочности 1080-1370 МПа, пряденой конструкции - 1370-1570 МПа. Тормозные канаты в парашютах ПТКА, ПТКПА, ПТКША, ПКЛА и канаты включающих устройств в парашютах со шкивом трения должны иметь маркировочную группу прочности не ниже 1570 МПа. Амортизационные канаты для парашютов и для канатно-винтовых амортизаторов устройств от переподъема должны иметь маркировочную группу прочности 1370-1570 МПа.