Расстрелы классифицируют на главные, вспомогательные и ложные. Главные расстрелы заделываются обоими концами в крепь ствола, вспомогательные - одним концом заделываются в крепь, а другим крепятся к главному расстрелу. Ложные расстрелы устанавливают между парными направляющими проводниками для придания им жесткости. Главный расстрел, расположенный по центру ствола или близко к нему, называется центральным.

Главные и вспомогательные расстрелы устанавливают в одной горизонтальной плоскости, и они образуют ярус армировки. Шаг армировки - это расстояние между ярусами по глубине ствола. На расстрелах крепят направляющие проводники и монтируют полки лестничного отделения. Шаг армировки зависит от типа подъемных сосудов, скорости их движения по стволу и принимается кратным длине одного звена проводников: при рельсовых проводниках - 3,125 или 4,168 м, при проводниках коробчатого профиля - 4 м, при деревянных проводниках - 3 м.

Расстрелы в большинстве случаев изготавливают из металлических балок двутаврового профиля №20-36М (главные расстрелы) и №14-18В (вспомогательные расстрелы), сварных коробчатых профилей или уголков, а также из стального листа толщиной 10-12 мм. Размеры расстрелов из швеллера (220x82)-(360x110) мм, из уголков (135x80)-(212x125) мм, из стального листа (186x80)-(240x105) мм.

Повышение ресурса проводников обеспечивается точностью их монтажа, правильной центровкой скипа, правильным подбором материала направляющих устройств скольжения сосудов, смазыванием проводников и др. Срок службы кинематической пары трения «направляющий башмак скольжения - рельсовый проводник» может быть существенно повышен за счет внедрения комплекса технических решений, связанных с уменьшением коэффициента трения между контактирующими поверхностями, а также ограничения по величине и рационального распределения внешних сил...

Применявшиеся до шестидесятых годов XX века конструкции и схемы жесткой армировки с расстрелами из проката двутаврового профиля и рельсовых или деревянных проводников вполне удовлетворяли типичным до 60-х годов прошлого века условиям: в основном неглубоких шахт малой мощности с подъемными установками с полезной грузоподъемностью 8-10 т и скоростью движения подъемных сосудов 5-6 м/с.

Жесткая металлическая армировка с расстрелами балочного типа широко применяется в шахтных стволах. Ее доля составляет около 75%, а с учетом жесткой смешанной армировки (металлические расстрелы и деревянные проводники) - более 80%. Устоявшийся традиционный подход в проектировании армировок стволов способствовал тому, что такая армировка наиболее востребована. Накопленный опыт строительства и эксплуатации жестких многорасстрельных армировок, которые по праву считаются наиболее проверенными и надежными.

В настоящее время глубина шахтных стволов превышает 1000 м, грузоподъемность подъемных сосудов достигает 100 т, а скорость находится в пределах 20 м/с. На армировку ствола глубиной 1000м затрачивается 1200-1500 т металлопроката, что связано с высокой трудоемкостью изготовления и монтажа. Это и обусловливает совершенствование проектирования новых схем армирования.

В практике проектирования, строительства и эксплуатации возникают следующие проблемы:

возросла реальная вероятность возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями из-за выхода подъемных сосудов из проводников и зацепления ими за расстрелы и инженерные коммуникации...

Армировка представляет собой соединительное звено между стволом и подъемной установкой. Она является совокупностью конструкций, обеспечивающих направленное движение сосудов при заданных режимах работы подъемной установки. Жесткая армировка известна с конца XVIII века. Ее совершенствование обусловлено увеличением глубины шахтного ствола, емкостью и скоростью подъемных сосудов, а также горнотехническими условиями ствола, типом шахтного подъема. История шахтного подъема начинается со времен применения коловорота, приводимого в движение лошадьми. Дальнейшее развитие шахтного подъема продолжилось с применения в Европе паровой машины (1830 год). Это потребовало необходимости применения при повышенных скоростях движения подъемных сосудов по направляющим проводникам вначале деревянным, а затем металлическим. Появилась в этот период также смешанная армировка, а затем и канатная. Вначале скорости подъемных сосудов не превышали 12 м/с.

Для увеличения скорости движения и грузоподъемности подъемных сосудов потребовалось увеличение несущей способности и жесткостных параметров ярусов армировки, замена рельсовых проводников коробчатыми, использование в подъемных сосудах вместо направляющих скольжения направляющих качения, совершенствование электрического привода, аппаратуры управления и защиты, разработки мощных подъемных машин и т.д.