- - - Подземные подъемные машины и проходческие лебедки

Людские и грузолюдские подъемные установки должны иметь электрический привод. Асинхронный привод с реостатным управлением должен быть снабжен системой динамического торможения. Система динамического торможения в случае нарушения ее схемы должна действовать на предохранительный тормоз. Лебедки, используемые для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках в наклонных и вертикальных выработках, должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к подъемным машинам.

В случае прохождения вертикальных стволов, шурфов, скважин для навешивания проходческого оборудования и осуществления спускоподъемных операций с разным оборудованием и материалами должны применяться проходческие лебедки, отвечающие требованиям действующих стандартов, «Правил технической эксплуатации проходческих лебедок и подвесного оборудования», утвержденных Минуглепромом СССР 07.05.84, и данных Правил. Подъемные машины и лебедки должны быть оборудованы аппаратом (индикатором), указывающим машинисту положение сосудов в стволе. При работе подъемной машины на прохождении или углублении ствола на реборду барабана должно наноситься обозначение положения верхнего среза раструба проходческого подвесного помоста. На лебедках, предназначенных для подвешивания оборудования, во время проходки вертикальных стволов индикатор глубины не требуется. В каждой подъемной машине в лебедке должно быть механическое, рабочее и предохранительное торможение с независимым друг от друга включением привода, действующего на орган намотки. В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость движения конечного груза соответственно не более 0,2 и 0,35 м/с) должны быть маневровые тормоза на валу двигателя или промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное устройство на барабане (храповой удерживатель и устройство блокировки, препятствующие пуску электродвигателя в направлении спуска груза при включенном предохранительном тормозе и стопорном устройстве). В заторможенном (неподвижном) состоянии подъемной машины (лебедки) отношения величин моментов, создающихся предохранительным тормозом.

Значение коэффициента К для промежуточных углов наклона, не указанных в таблице, определяется путем линейной интерполяции. Для выработок с переменными углами наклона тормозной момент должен рассчитываться для каждого участка пути с постоянным углом наклона и приниматься по наибольшему из полученных значений. Рабочий тормоз в неподвижном состоянии подъемной машины должен обеспечивать получение момента, не меньше создаваемого предохранительным тормозом. Рабочий тормоз для машин со.шкивами трения (пружинно-пневматическим с грузовой частью привода тормоза) может создавать момент меньше создаваемого предохранительным тормозом, но не меньше двукратного по отношению к статическому моменту. При перестановке барабанов тормозное устройство, как при предохранительном, так и при рабочем торможении должно развивать на заклиненном барабане момент, равняющийся не менее 1,2 статического момента, создаваемого массой пустого сосуда и массой главного и уравновешивающего канатов. При расцепке барабанов переставной барабан (переставная часть разрезного барабана) должен быть заторможен стопорным устройством, обеспечивающим не менее чем трехкратный максимальный статический момент. При перестановке барабана и передвижении сосуда пребывание людей в сосуде и в стволе не допускается.

В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц (со скоростью движения конечного груза соответственно 0,2 и 0,35 м/с) тормозные моменты, создаваемые как маневровым, так и предохранительным тормозом, должны быть не меньше двукратных по отношению наибольшего статического момента нагрузок, причем включение предохранительного тормоза должно сопровождаться автоматическим срабатыванием маневрового тормоза. Длительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин не должна превышать: 0,5 с - при пневмогрузовым приводе и при пружинно-грузовом пневматическом приводе; 0,6 с - при гидрогрузовым приводе; 0,3 с - при пневмопружинном и гидропружинном приводах, а также для всех вновь создаваемых конструкций тормозных устройств.

Время срабатывания тормоза независимо от типа привода не должно превышать 0,8 с. Для подъемных машин со шкивами трений, оборудованных системами выборочного или автоматически регулируемого предохранительного торможения, это требование распространяется только на режим спуска груза (противовесы). Для проходческих лебедок длительность холостого хода не должна превышать 1,5 с. Одноконцевые подъемные установи! в наклонных выработках, на которых регулированием тормозной системы не удается предотвратить накатывание вагонеток на канат при предохранительном торможении, должны иметь специальное устройство. Это устройство должно управлять предохранительным тормозом во время его включения и предотвращать накатывание в режиме подъема, а также обеспечивать в момент остановки барабана машины тормозной момент величиной не менее предусмотренной пунктом 4.9.5 «Правил безопасности в угольных шахтах». Время срабатывания предохранительного тормоза при этом может превышать 0,8 с.

Под холостым ходом тормоза подразумевается время, проходящее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилия в исполнительном органе тормоза. Под временем срабатывания тормоза следует понимать время, проходящее с момента разрыва цепи защиты до момента появления тормозного усилия, которое равняется величине статического. После замены элементов тормозной системы (тормозные колодки, тяги, цилиндры и др.) и изменений конечной нагрузки необходимо проводить испытания тормозной системы специализированной наладочной организацией. Результаты испытания оформляются актом согласно требований «Правил безопасности в угольных шахтах».

На вертикальных и наклонных (на реконструируемых или строящихся шахтах) поверхностных грузо-людских и людских подъемах намотка канатов на барабаны машин должна быть однослойной. На подъемных машинах грузовых вертикальных подъемов, установленных на поверхности подъемов фланговых и вентиляционных стволов, предназначенных для перевозки людей в аварийных случаях, людских и грузо-людских подъемов в подземных выработках с углом наклона от 30° до 60° разрешается двухслойная намотка канатов на барабаны.

Трехслойная намотка разрешается на всех других эксплуатационных подъемах и при прохождении вертикальных и наклонных выработок. На аварийно-ремонтных и вспомогательных грузовых подъемных установках (породные отвалы, подъемы грузов на эстакады и др.), а также на проходческих (скорость не выше 0,4 м/с) лебедках и лебедках для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) разрешается многослойная намотка. При наличии более одного слоя намотки канатов на барабаны необходимо придерживаться следующих условий:

На действующих наклонных подъемных установках при дорабатывании горизонтов разрешается по согласованию с территориальным органом Госнадзорохрантруда Украины превышение указанного числа слоев на один при условии выполнения требований подпунктов «а» и «б» данного пункта и при наличии устройства для плавного перехода каната с одного слоя на другой, а при четырехслойной намотке каната на барабан, кроме того, при наличии защиты, препятствующей работе подъема при намотке каната на пятый слой.

На проходческих лебедках, имеющих скорость не выше 0,4 м/с, разрешается иметь высоту реборды над верхним слоем намотки не менее 1,5 диаметра каната. Футеровка барабанов должна иметь нарезанные канавки независимо от числа слоев намотки каната. Наличие футеровки и нарезанных канавок на барабанах проходческих лебедок (скорость не выше 0,2 м/с) и лебедок для спасательных лестниц (скорость до 0,35 м/с) не обязательна.

При строительстве и реконструкции шахт с блочной схемой раскрытия и во время прохождения фланговых стволов, а также при необходимости проведения выработок околоствольного двора через скиповый ствол разрешается двухслойная или трехслойная намотка канатов на барабан грузо-людских подъемов на указанных стволах в период проведения горизонтальных и наклонных выработок. При этом кроме соблюдения условий, указанных выше, шахтостроительной организацией должны разрабатываться и согласовываться с территориальным органом Госнадзорохрантруда Украины дополнительные меры, гарантирующие безопасный спуск и подъем людей. Для ослабления натяжения каната в месте его прикрепления к барабану на поверхности последнего должно быть не менее трех витков трений на барабанах, футерованных деревом, прес-смассой или другим материалом, согласованным с заводом-изготовителем машины и МакНИИ, и не менее пяти витков трения на барабанах без футеровки.

Проходческие лебедки, используемые для навешивания помостов, опалубки, направляющих канатов, а также лебедки для наращивания технологических трубопроводов, установки тюбингов и элементов армирования должны быть оборудованы приборами контроля натяжения канатов.




Другие новости по теме: