Классификация и конструкции устройств

Классификация направляющих устройств скольжения. Подъемные сосуды и противовесы вертикальных шахтных стволов в зависимости от назначения, типа и расположения проводников оборудуются направляющими устройствами различной конструкции.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющие устройства скольжения различных конструкций

 

 

В качестве примера общего вида на фото показаны универсальные направляющие скольжения УНС-250 и УНС- 350 Брянковского рудоремонтного завода. Эти устройства изготовляют литьем.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Виды конструкций рабочих направляющих устройств

 

По назначению направляющие устройства скольжения подразделяются на следующие:

рабочие, обеспечивающие направленное движение подъемных сосудов в нормальном режиме работы;

предохранительные, устанавливаемые на несущей конструкции сосудов в сочетании с рабочими упругими направляющими качения и предназначенные для ограничения поперечных колебаний сосуда и обеспечения безопасности в случае выхода из строя рабочих направляющих;

вспомогательные, осуществляющие направленное движение сосуда во вспомогательных проводниках в местах разрыва основных (лобовых) проводников или фиксирующие сосуд в местах загрузки и разгрузки при канатной армировке;

дополнительные, устанавливаемые на несущих элементах конструкции сосуда дополнительно к основным рабочим в промежутке между ними и предназначенные для ограничения амплитуд колебаний упругой конструкции длинных подъемных сосудов.

По конструктивным особенностям различают следующие направляющие скольжения:

открытые, применяемые при двустороннем расположении проводников всех видов;

полузакрытые, применяемые при одностороннем или диагональном расположении рельсовых проводников.

По характеру динамического взаимодействия с проводниками армировки различают жесткие и упругие направляющие скольжения.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Общие виды рабочих башмаков скольжения

 


С целью сокращения многообразия применяемых в настоящее время жестких направляющих скольжения, обеспечения их взаимозаменяемости, улучшения ремонтопригодности и увеличения долговечности произведена унификация направляющих устройств скольжения для подъемных сосудов и противовесов вертикальных шахтных стволов.


Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Вспомогательная литая направляющая скольжения

 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников

Рабочая открытая направляющая скольжения

 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников

Рабочая направляющая скольжения для проводников прямоугольного профиля

 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников

Вспомогательная направляющая скольжения

 

Рабочая полузакрытая направляющая скольжения для рельсовых проводников
Рабочая полузакрытая направляющая скольжения для рельсовых проводников

 

Унифицированные направляющие скольжения состоят из корпуса, футеровочных сменных вкладышей (для направляющих полузакрытого типа предусмотрены два варианта конструкции со сменными вкладышами и без них) и крепежных деталей. Корпуса рабочих направляющих скольжения изготавливают методом литья из стали 35JT ГОСТ 977-88 с последующей механической обработкой рабочих поверхностей, а корпуса предохранительных направляющих изготавливают сварными из стали ВСт Зпс ГОСТ 14837-79. Футерованные вкладыши изготавливают из стального проката ВСт Зпс ГОСТ 14837-79. В результате вариации толщин сменных вкладышей можно применять один типоразмер направляющей для нескольких типоразмеров проводников, то есть расширить область их применения, а также повысить ремонтопригодность и долговечность.

Между рабочими поверхностями направляющих и проводников предусмотрены соответствующие нормативные зазоры, которые во избежание выхода сосудов или противовесов из проводников (потери кинематической связи) из-за механического износа, упругих прогибов отклонений проводников от вертикали, не должны превышать значений, оговоренных «Правилами безопасности в угольных шахтах». При достижении предельных зазоров футеровочные вкладыши заменяются новыми, причем с таким расчетом, чтобы компенсировался износ, как самих вкладышей, так и проводников. При отсутствии вкладышей, в частности для направляющих полузакрытой конструкции, замене подлежит вся направляющая.

Длины направляющих ограничены тремя значениями - 250, 350 и 450 мм. Все направляющие имеют свой шифр. Например, унифицированная направляющая скольжения второго типоразмера длиной 350 мм обозначается УНС 2-350.

Конструкция унифицированных направляющих для конкретного сосуда, тип противовеса выбирается в зависимости от назначения, типа проводника и массы груженого сосуда или противовеса.

 

Направляющие устройства скольжения

 

Тип рельсового проводника

Тип направляющих скольжения

Рабочие открытые

Рабочие закрытые

 

Концевая нагрузка, Q, т

До 20

20-40

>40

До 20

20-40

>40

Р 38

УНС 1-250

УНС 1-350

УНС 1-450

УНС 3-250

УНС 3-350

УНС 3-450

Р 43

Р 50

УНС 2-250

УНС 2-350

УНС 2-450

УНС 4-250

УНС 4-350

УНС 4-450

 

Направляющие скольжения должны соответствовать настоящим требованиям и комплекту чертежей. Корпуса рабочих направляющих скольжения должны выполняться литыми, предохранительных - сварными. Расстояние между губками направляющих полузакрытого типа должно быть равным (t -20) мм, где t- толщина стойки рельса. Корпуса направляющих скольжения не должны иметь острых кромок, заусениц, а поверхности их зева и прилегающих поверхностей должны быть очищены от литейного шлака. Сменные вкладыши могут изготавливаться из материалов с повышенными антифрикционными свойствами, либо в сочетании с ними. Допускается покрытие рабочих поверхностей направляющих антифрикционными составами. Плоскость прилегания опорных поверхностей болтов и гаек к плоскостям соединяемых деталей не должна выходить за пределы, предусмотренные ГОСТ 1759.0-87. Гайки должны быть затянуты и предохранены от саморазвинчивания.

Металлоконструкция направляющих скольжения, кроме рабочих поверхностей (для направляющих без сменных вкладышей) и сменных вкладышей, должна быть окрашена эмалью НЦ-132П ГОСТ 6631-74 серого цвета или другой эмалью, равноценной ей по качеству. Неокрашенные отработанные поверхности направляющих скольжения должны быть подвергнуты консервации ГОСТ 0.014-78 (группа изделий 1-3, условия хранения «Ж», срок хранения 1 год) смазкой пресс-солидол «Ж» ГОСТ 1033-79. Срок службы корпусов направляющих, оснащенных вкладышами должен быть равен сроку службы подъемных сосудов.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство скольжения

 

 

Вкладыши и основания заменяются новыми при превышении допустимого зазора между рабочими поверхностями проводников и направляющих в результате их износа.

С каждой направляющей скольжения, оборудованной вкладышами, должен поставляться запасной комплект, состоящий из двух вкладышей и основания.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство скольжения

 

 

При применении на подъемных сосудах упругих рабочих направляющих устройств качения обязательно наличие предохранительных башмаков, устанавливаемых непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда и конструктивно не связанных с рабочими направляющими устройствами. Суммарный зазор между контактными поверхностями предохранительных башмаков скольжения и проводников при их установке должен составлять на базовой отметке: для рельсовых проводников - 20 мм; для проводников прямоугольного сечения - 30 мм.

Башмаки скольжения или их сменные вкладыши подлежат замене при износе контактных поверхностей свыше 8 мм на одну сторону. Суммарный износ проводников и башмаков на одну сторону не должен превышать: для рельсовых проводников - 10 мм; для деревянных- 18 мм. При этом разрешается общий износ боковых поверхностей башмака и рельсового проводника двустороннего расположения до 20 мм.

Глубина зева рабочих направляющих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть: для рельсовых проводников - 60 мм; для деревянных - 80 мм. Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть:

Внутренний диаметр новых вкладышей рабочих направляющих устройств скольжения для канатных проводников при их установке должен быть на 10 мм больше диаметра проводникового каната. Глубина канавки роликов при применении направляющих роликоопор должна быть не меньше 1/3 диаметра проводникового каната. Для предохранительных направляющих устройств при применении канатных проводников разница в диаметрах нового вкладыша и проводникового каната должна составлять 20 мм, а допустимый износ вкладышей направляющих - 15 мм в диаметре.

Направляющие скольжения и комплект запасных вкладышей должны быть приняты техническим контролем завода-изготовителя. Контролю подвергается каждая направляющая скольжения на соответствие размеров, материалов, качества изготовления деталей и сборочных единиц, требованиям безопасности, качества покрытий, маркировки и упаковки, комплектности поставки.

Дефекты, обнаруженные при контроле, должны быть устранены. Методы и средства контроля должны быть предусмотрены технологическими процессами предприятия-изготовителя.

Соответствие размеров направляющих скольжения проверяется сверкой конструкторской документации и замерами универсальным измерительным инструментом с точностью, заданной чертежами. Соответствие материалов проверяется сверкой сертификатов или проведением лабораторных анализов на заводе-изготовителе. Качество покрытий, маркировки и упаковки проверяется внешним осмотром. Направляющие скольжения, закрепленные на сосуде, транспортируются и хранятся, вместе с ним. Направляющие скольжения, изготовленные отдельно от сосуда, разрешается транспортировать любым видом транспорта без упаковки. Условия хранения направляющих скольжения и запасного комплекта вкладышей должны соответствовать группе 4 (Ж2) ГОСТ 15150-69.

Эксплуатация направляющих скольжения должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации на сосуд и «Правилами безопасности в угольных шахтах».

Уменьшение коэффициента трения между контактными поверхностями пары трения «направляющее устройство-проводник» Согласно исследованиям кандидата технических наук В.А. Пристрома определяющим направлением повышения износостойкости направляющих устройств скольжения является уменьшение коэффициента трения. Поэтому для изготовления направляющих устройств скольжения целесообразно применять материалы с твердостью, значительно превышающей твердость рельсового проводника, и мало уменьшающуюся с ростом температуры. Всем этим требованиям отвечают чугуны марок ВУ-10 и ВУ-11, выплавляемые Снежнянским ремонтно-механическим заводом ПО «Торезантрацит» и марки ИЧХ14Г2Н - Моспинский РМЗ ПО «Донецкуглеобогащение».

Срок службы вкладышей из таких материалов составляет от 100 дней до 1 года.

 

  Марка чугуна   

Содержание элементов, %

 углерод 

 кремний 

 марганец 

 хром 

 сера 

 фосфор 

ИЧ170Х30Г3

1,7-2,0

0,5-0,9

2,8-3,5

29-39

0,06

0,1

ИЧ190Х30Г3

1,85

-

-

29

-

-

ИЧ210Х30Г3

2,05-2,35

-

-

30-33

-

-

 

Химически состав чугуна ВУ-10


 Марка чугуна 

Содержание элементов, %

  углерод  

  кремний  

  марганец  

  хром  

  никель  

  сера  

  фосфор  

ИЧХ14Г2Н

2,0-2,4

0,5-0,7

1,8-3,2

13-15

0,8-1,2

0,1

0,1

 

Конструкция направляющего устройства со сменными вкладышами из износостойкого чугуна марки ВУ-10 или ВУ-11 включает корпус, лобовой и два боковых вкладыша, две накладки правые, две левые и крепежные элементы.

Боковой вкладыш имеет плоскую прямоугольную форму, аналогичную форме лобового вкладыша, что позволяет делать его литым. Крепится он к корпусу помощью прижимных накладок, имеющих отверстия под болт. Выступы на накладках в форме зуба, прилегая к кромке бокового вкладыша, удерживают его и зажимают с двух сторон. К накладкам приварены планки для фиксации положения последних и предотвращения перемещения боковых вкладышей в сторону. Для удержания лобового вкладыша от продольного перемещения боковые вкладыши имеют выступы, заходящие в пазы лобового вкладыша.

Для замены изношенных вкладышей в процессе эксплуатации необходимо ослабить два болта на одном торце направляющего устройства, снять боковые, затем лобовые вкладыши, поставить в обратном порядке новые и затянуть болты.

К числу достоинств такой конструкции, кроме значительного повышения срока службы вкладышей, следует отнести снижение стоимости и трудоемкости изготовления боковых вкладышей в результате применения метода литья без последующей механической обработки. Достоинством является также снижение трудоемкости и сокращение времени замены вкладышей; экономия металла за счет изготовленья постоянных накладок и сменных боковых вкладышей прямоугольной формы; повышение срока службы рельсовых проводников. Уменьшить трение между контактными поверхностями направляющих устройств и проводников можно за счет периодического нанесения смазки на проводник. В шахтных стволах с малой водообильностью проводники раз в 2-3 мес. покрывают слоем консистентной водостойкой смазки УС. В стволах с большой водообильностью проводники покрывают смолкой только в верхней части и сухих местах в сухих стволах применяют жидкие сорта смазки - масло И-20А или И-30А.

Уменьшить степень износа можно путем увеличения твердости контактирующих металлов, а также посредством наплавки гребней на вкладыши направляющих устройств. Гребни наплавляют перпендикулярно продольной оси вкладыша равномерно по всей его длине специальными электродами, имеющими высокую твердость HRC 45-55, малый коэффициент трения М0.02, работающими в условиях высоких удельных давлении и больших скоростей. Это релитовые электроды марок Т36-4, Т34-3, стеллитовые марок ЗВ16К, ВЗКР, изготавливаемые Торезским заводом наплавочных сплавов, или электроды марки ОЗИ-З, которые выпускает артемовский машиностроительный завод «Победа труда».


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющий башмак типа НС-1 шахтного подъемного сосуда

 

 

Электродный стержень электрода ОЗИ-З - проволока из стали Св-08 или Св-08А (ГОСТ 2240-70). Поверхность свариваемой детали должна быть зачищенной. Шов следует обрабатывать абразивами или режущим инструментом после отжига.

Ограниченно-податливое крепление деталей направляющего устройства

Второй путь повышения долговечности направляющих устройств обеспечение ограниченно-податливого кропления его деталей, которое улучшает условия

динамического взаимодействия сосуда с проводниками при их искривлениях, наличии выступов на стыках и т.д. Благодаря податливости вкладыши или корпус направляющего устройства под действием динамических нагрузок могут незначительно смещаться в направлениях, перпендикулярных продольной оси устройства. При этом уменьшается горизонтальная сила, действующая со стороны подъемного сосуда на проводник, а, следовательно, и сила трения между направляющим устройством и проводником, способствующая их износу.

Ограниченно-податливое крепление корпуса направляющего устройства на подъемном сосуде осуществляется с помощью амортизирующих прокладок и колец из резины или прорезиненной многослойной кордовой ленты. Однако, как показал опыт эксплуатации подобных башмаков, при чрезмерной затяжке болтов крепления прокладки могут потерять упругость. Это несомненный недостаток указанного способа крепления.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство скольжения с упругими элементами

 

 

От серийных оно отличается наличием упругих элементов, расположенных между внутренними поверхностями корпуса и сменными лобовым и боковыми вкладышами.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство с упругими элементами

 

 

В качестве упругих элементов используются резиновые полосы прямоугольного или трапецеидального сечения, перфорированные листы резины, располагаемые в продольных сквозных или глухих пазах на внутренней поверхности корпуса. В свободном состоянии упругие элементы имеют высоту, превышающую расстояние между дном паза на корпусе и поверхностями вкладышей в их исходном рабочем положении. Это позволяет при сборке направляющего устройства создать предварительное поджатие упругих элементов для улучшения упругих характеристик устройства.

Боковые вкладыши с помощью болтов и гаек крепятся на корпусе, причем отверстие на вкладыше под болт овальное, что гарантирует возможность перемещения боковых вкладышей под действием динамических нагрузок в направлении, перпендикулярном продольной оси направляющего устройства. Для ограничения перемещения боковых вкладышей служат приливы корпуса. Зазор δ между корпусом и боковым вкладышем должен быть равным 5 мм.

Размер овального отверстия на вкладыше под болт составит:

A=dg+δ+2, мм

где dg - наружный диаметр болта; δ=5 мм - зазор между корпусом и боковым вкладышем.

Увеличение срока службы направляющего устройства с упругими элементами позволит в итоге снизить себестоимость его изготовления, затраты на техническое обслуживание и ремонт. Конструкция одного из первых вариантов башмака скольжения, отвечающая данным требованиям.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство скольжения

 

 

Башмак содержит цельнолитой стальной корпус, лобовой и два боковых вкладыша, две накладки правые, две накладки левые и крепежные элементы, б - толщина бокового вкладыша, с - ширина головки рельса, мм.

Боковой вкладыш имеет прямоугольную форму, аналогичную форме лобового вкладыша. Крепится он к корпусу с помощью двух прижимных накладок, имеющих отверстие под болт. Выступы на накладках в форме зуба, прилегая к кромке бокового вкладыша, служат для его удержания и зажатия с двух сторон. К накладкам приварены планки для фиксации положения последних и предотвращения перемещения боковых вкладышей в боковом направлении. Для удержания лобового вкладыша от продольного перемещения боковые вкладыши имеют выступы, которые входят в пазы лобового.

Для замены вкладышей в результате их износа в процессе эксплуатации необходимо ослабить два болта на одном торце направляющего устройства, снять боковые, а затем лобовой вкладыши, поставить в обратном порядке новые и затянуть болты. Испытания данной конструкции направляющего башмака производились на шахте им. Артема ПО «Дзержинскуголь» и шахте им. Костенко ПО «Карагандауголь» В результате испытаний установлено, что применение сменных вкладышей из износостойкого чугуна обеспечивает существенное (в 10-20 раз) увеличение срока их службы. Одновременно износ рельсовых проводников уменьшается примерно в 2 раза. Кроме того, благодаря высокой твердости вкладышей происходит сглаживание уступов на стыках проводников.

В процессе эксплуатации направляющих башмаков в их конструкции был выявлен ряд недостатков. Имели место случаи локального выкрашивания металла боковых вкладышей в зоне контакта их с прижимными накладками вследствие высоких удельных давлений, значительный объем работ по механической обработке корпуса, отсутствие возможности регулировки зазора между контактными поверхностями вкладышей и рельсового проводника. Данные недостатки были учтены при разработке последующих вариантов конструкций направляющих башмаков скольжения с вкладышами из износостойкого чугуна. Ниже описаны две усовершенствованные конструкции направляющих башмаков скольжения открытого и полузакрытого типов.

Направляющий башмак шахтного подъемного сосуда содержит П-образный литой корпус, лобовой и боковые сменные вкладыши, прижимные накладки соответственно для лобового и боковых вкладышей, болты для крепления указанных накладок, а также компенсирующие прокладки, расположенные между основаниями вкладышей и корпусом.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Направляющее устройство скольжения открытого типа

 

 

Вкладыши выполнены в виде сплошных прямолинейных брусьев, что позволяет изготавливать их методом литья или порошковой металлургии из известных материалов, обладающих износостойкими и антифрикционными свойствами. Вкладыш, расположенный на основании корпуса, закрепляется с помощью болтов фигурной прижимной накладкой, охватывающий вкладыш с трех сторон. Для разгрузки болтов от ударных нагрузок при «наезде» вкладыша на уступ стыка проводника на корпусе башмака имеются выступы, ограничивающие накладки к вкладышам вдоль башмака. Боковые вкладыши расположены в гнездах корпуса и прижимаются сверху накладками с помощью болтов. Для обеспечения надежного закрепления вкладышей и предотвращения их самопроизвольного перемещения в направлении проводника в результате вибрации при ослаблении болтов, неточного изготовления и т. п. одна из боковых граней каждого вкладыша и сопрягаемая с ней поверхность корпуса, или прижимной накладки выполнена с наклоном так, что толщина вкладыша увеличивается к его основанию. При сборке башмака лобовой вкладыш вместе с накладкой устанавливают на основании корпуса между выступами и закрепляют болтами. Боковые вкладыши укладывают в гнезде корпуса и зажимают накладками с помощью болтов.

В процессе взаимодействия направляющего башмака движущегося подъемного сосуда с проводниками происходит механический износ вкладышей, в результате чего зазоры между рабочими поверхностями вкладышей и проводника увеличиваются. При достижении максимально допустимых значений зазоры уменьшают до первоначальных путем перемещения вкладыша в направлении проводника на величину износа.

Для перемещения бокового вкладыша отсоединяют болты, снимают прижимную накладку, подвигают вкладыш и в образовавшийся зазор между его основанием и корпусом устанавливают прокладку соответствующей толщины, устанавливают накладку на место и крепят болтами. Для восстановления первоначального зазора между лобовым вкладышем и проводником, отсоединяют болты, снимают накладку вместе с вкладышем, устанавливают прокладку, ставят вкладыш вместе с накладкой на место и крепят их болтами. При максимально допустимом износе вкладышей, определяемом надежностью крепления, их заменяют новыми в порядке, описанным выше, и с удалением всех компенсирующих прокладок.


 

Направляющие устройства скольжения для жестких проводников
Напрвляющее устройство скольжения полузакрытого типа

 

а – общий вид; б – тот же вид сверху; в – разрез; г – вариант с нажимным винтом.

 

Направляющий башмак шахтного подъемного сосуда состоит из корпуса, выполненного из двух секций, основания, лобового и боковых сменных вкладышей, упругих прокладок, торцовых накладок (устройства продольной фиксации вкладышей) и болтов, соединяющих торцовые накладки с секциями корпуса. Вкладыши расположены на опорах в основании и имеют скошенные грани для их фиксации в башмаке. Со стороны накладки находится устройство для продольной фиксации лобового вкладыша, которое выполнено в виде клина, упоров и болта, удерживающего клин. Другим концом лобовой вкладыш контактирует с прикрепленным к основанию упором. Одной боковой гранью он сопрягается с опорой основания, другой - с фиксирующей пластиной, расположенной между вкладышем и второй опорой. Опора и пластина удерживают вкладыши от перемещения в направлении проводника. Лобовой вкладыш может занимать различное положение относительно направляющей и удерживается в корпусе с помощью прокладок различной толщины. Фиксацию лобового вкладыша в нужном положении относительно проводника осуществляют с помощью нажимного винта. При этом нажимной винт воздействует на пластину, а прокладка отсутствует. При износе боковых вкладышей между ними и секциями корпуса устанавливают прокладки, компенсирующие износ вкладышей.

При износе лобового вкладыша и необходимости его перемещения в сторону проводника откручивают болт, выбивают клин, вынимают вкладыш с пластиной и прокладкой. Устанавливают прокладку, компенсирующую износ вкладыша, вкладыш с пластиной и более тонкой прокладкой. При износе бокового вкладыша и необходимости его замены или перемещения в направлении проводника откручивают болты, снимают торцовую накладку, ослабляют болты, крепящие башмак к сосуду, и извлекают вкладыш и устанавливают либо новый вкладыш, либо старый вкладыш с прокладкой, компенсирующий износ вкладыша. Закрепление вкладыша производят в обратном порядке.

Обеспечение прямолинейности проводников

На срок службы направляющих устройств существенным образом влияет состояние жесткой армировки ствола, которая должна отвечать требованиям «Правил безопасности» и нормативных документов действующих в отрасли.

Одной из основных причин износа деталей направляющих устройств и проводников является наличие между ними силы трения FP; где μ - коэффициент трения; Р - горизонтальная сила, действующая со стороны подъемного сосуда на проводник.

Плавное отклонение проводников от вертикали на износ проводников и направляющих устройств влияет незначительно, местные же резкие искривления проводников и отклонения ширины колеи от допустимой величины (сужение колеи) привод, т. к. их интенсивному износу. Дополнительно усиливают износ направляющих устройств также выступы на стыках проводников. Поэтому для повышения долговечности направляющих устройств скольжения необходимо в первую очередь поддерживать в удовлетворительном состоянии жесткую армировку ствола, соблюдая при этом требования ПБ, СНиП и других нормативных документов.

Обеспечение центровки подъемного сосуда и подвижности шарниров подвесного устройства

На эксплуатационную долговечность направляющих устройств и проводников самым непосредственным образом влияет подвеска подъемного сосуда. Всякое смещение центра массы подъемного сосуда и точки крепления каната относительно продольной оси сосуда вызывает появление дополнительной горизонтальной силы, которая, увеличивая силу трения между контактными поверхностями направляющих устройств и проводников, способствует их значительному износу, поэтому для повышения срока службы направляющих устройств рекомендуется при навеске проводить центровку подъемного сосуда на подвесном устройстве, чтобы его точка подвески располагалась на продольной вертикальной оси, проходящей через центр массы груженого сосуда. Центровку следует проводить на участке ствола, где проводники имеют минимальные отклонения от номинального положения и по ширине колеи. Длина этого участка должна быть равна двум длинам подъемного сосуда (не менее), Обычно этот участок над нулевой площадкой и под ней (по одной длине подъемного сосуда), где имеется удобный доступ для работы.

На участке центровки в идеальном случае груженый подъемный сосуд, свободно висящий на канате, должен обеспечивать равенство кинематических зазоров на сторону между проводниками и рабочими или предохранительными башмаками. Для новых рабочих башмаков указанный зазор должен составлять δ = 5+2 мм, для новых предохранительных башмаков при коробчатых проводниках - δ  = 15+2 мм и при рельсовых - δ = 10 + 2 мм.

В реальных подъемных установках равенства зазоров можно достичь только путем приложения некоторых усилий. Целью центровки подъемного сосуда на подвесном устройстве является минимизация усилий.

Для подъемных сосудов, в которых конструкция подвесных устройств не предусматривает выполнение операции центровки, равенства кинематически: зазоров <5 при минимальных усилиях можно достичь только перестановкой рабочих или предохранительных башмаков то положению проводников относительно зафиксированного подъемного сосуда,

Для того чтобы исключить влияние отклонения проводников от вертикали на точность перестановки башмаков, работы следует проводить в такой последовательности:

- подъемный сосуд (противовес) выставить над лядами нулевой площадки или рабочим полком так, чтобы место установки башмаков верхнего пояса располагалось на удобной для работы высоте, установить башмаки верхнего пояса;

- подъемный сосуд (противовес) поднять, чтобы места крепления башмаков нижнего пояса расположились на уровне, где ранее устанавливались башмаки верхнего пояса, установить башмаки нижнего пояса;

- установку башмаков проверить по короткому отвесу, спуская его с верхнего башмака на нижний, при этом каждая пара одноименных рабочих поверхностей верхних и нижних предохранительных башмаков должна находиться в одной вертикальной плоскости.




Другие новости по теме: