Направляющие устройства качения для жестких проводников
Направляющие устройства качения

 

В НИИГМ им. М.М. Федорова была разработана принципиально новая конструкция направляющих устройств качения типа НКП с массивным цельнорезиновым ободом, являющихся на сегодня лучшими в отечественной практике и не выступающих по своим техническим характеристикам лучшим мировым образцам. Промышленные испытания на правляющих типа НКП показали их высокую надежность в эксплуатации и достаточно большой срок службы, в 2-4 раза превышающий срок службы направляющих устройств типа НКК и PH.


Направляющие устройства качения для жестких проводников
Направляющее устройство качения типа НКП

 

Технические данные и состав направляющего устройства типа НКП

Направляющие устройства типа НКП предназначены для направления движения шахтных подъемных сосудов и противовесов в проводниках прямоугольного сечения жестких армировок вертикальных стволов шахт.

Направляющие устройства типа НКП выполняется трех типоразмеров: НКП-260, НКП-320 и НКП-400. Устройство состоит из станины, трех взаимозаменяемых роликоопор и щитка, закрывающего колесо лобовой роликоопоры. Каждая роликоопора выполнена в виде массивного цельно-резинового колеса, которое жестко посажено на ось, вращающуюся в подшипниках, помещенных в отдельный корпус. Все колеса в соответствии с ТУ 12 УССР 2-116-81 имеют шифр КМЦ (колесо массивное цельнорезиновое) с цифровым обозначением диаметра колеса в мм, например, КМЦ-320.

Разработаны две модификации станин. Одна модификация станин (высоких) обеспечивает возможность замены направляющих устройств типа PH (НКК) направляющими устройствами типа НКП без каких-либо конструктивных переделок на подъемных сосудах. Но это несколько увеличивает габариты и массу устройств. Поэтому для новых подъемных сосудов разработана другая модификация станины.

Устройство и работа направляющих типа НКП

Направляющие устройства типа НКП предназначены для шахтных подъемных сосудов и противовесов, работающих с жесткими прямоугольными проводниками сечением 160x160, 200x200, 220x220 мм при двустороннем их расположении в вертикальных шахтных стволах.

Примечание. При скорости движения подъемного сосуда более 8 м/с направляющие НКП-260 применять только в тех случаях, когда невозможно применить направляющие НКП-320. Во всех случаях следует применять больший типоразмер направляющих устройств.

Подготовка к монтажу. Перед монтажом каждый блок роликоопор следует тщательно осмотреть: проверить, нет ли повреждений колес, убедиться в легкости их вращения, проверить наличие смазки в корпусах роликоопор, затяжку гаек и болтов крепления колес и крепления роликоопор, наличие шплинтов и зазоров между прижимными планками и листами станины.

Для проверки наличия смазки следует вывинтить пробку, ослабить затяжку болтов крепления крышки, вывинтить одну из пробок и подать в нее смазку до появления в отверстии пробки и в зазоре между корпусом роликоопоры и ее передней крышкой. В случае появления смазки в отверстии пробки и отсутствия ее в зазоре под крышкой следует завинтить пробку и вновь подать смазку до появления ее под крышкой, затем затянуть болты крепления крышки.

Зазоры между прижимными планками и листами должны быть выдержаны в пределах 1-5 мм (проверяется щупом).

Для обеспечения максимальной долговечности направляющих устройств их роликоопоры должны быть по возможности освобождены от статических нагрузок, возникающих вследствие различного рода перекосов подъемного сосуда или противовеса. С этой целью перед монтажом упругих роликовых направляющих устройств рекомендуется провести центровку подъемного сосуда (противовеса) на подвесном устройстве.

Монтаж направляющего устройства

Направляющие устройства типа НКП монтируются на крепежных площадках верхнего и нижнего поясов подъемного сосуда (противовеса). Монтаж направляющих устройств рекомендуется начинать с верхнего пояса подъемного сосуда (противовеса). При этом подъемный сосуд выставить таким образом, чтобы крепежные площадки верхнего пояса находились над лядами нулевой площадки на высоте, удобной для выполнения работ (600-700 мм). Затем расклинить сосуд в проводниках таким образом, чтобы зазоры между проводником и предохранительным башмаком верхнего пояса были равны, предварительно отцентрировав его.

Блоки роликоопор следует размещать на крепежных площадках так, чтобы зазор между элементами крепления проводников к расстрелам и на более выступающих частей направляющих устройств был не менее 43 мм согласно Правилам безопасности в угольных шахтах. При коробчатых проводниках сечением 160x160 мм боковые ролики должны быть выставлены так, чтобы внутренняя кромка беговой дорожки колеса находилась в плоскости лобовой поверхности проводника. При проводниках сечением 200x200 и 220x220 мм внутренние кромки беговых дорожек колес боковых роликоопор могут отстоять от кромки лобовых поверхностей проводников на 10- 15 мм. Беговая дорожка колеса лобовой роликоопоры должна располагаться на проводнике сечением 160x160 мм симметрично относительно лобовой поверхности (допускается смешение +5 мм). Для проводников сечением 200x200 и 220x220 мм это положение не выполняться.

Во всех случаях следует размещать блоки роликоопор таким образом, чтобы резерв регулировки положения боковых роликоопор (перемещение в параллельных направляющих) оставался примерно одинаковым с обеих сторон. После размещения блоков роликоопор верхнего пояса и закрепления их болтами рекомендуется зафиксировать станину с боковых сторон упорами путем приварки планок к крепежным площадкам. После установки блоков роликоопор верхнего пояса подъемный сосуд освободить, поднять над лядами и аналогичным способом смонтировать блоки роликоопор нижнего пояса.

После монтажа блоков роликоопор или их станин роликоопоры выставить таким образом, чтобы их колеса плотно контактировали с рабочими поверхностями проводников. Для проведения такой регулировки следует отпустить крепежные болты, переместить соответствующую роликоопору в требуемое положение и затянуть болты. После завершения этих операций направляющее устройство готово к работе.

На подъемных установках, где происходит просыпание горной массы и реальна опасность заштыбовки верхнего пояса, рекомендуется верхние роликоопоры закрывать общими предохранительными щитами.

Техническое обслуживание и ремонт. Направляющие устройства типа НКП подлежат ежедневному осмотру. При этом проверяется целостность колес КМЦ, крепление их к оси, крепление роликоопоры к станине и станины к раме подъемного сосуда (затяжка болтов), целостность подшипников наличие кинематических зазоров между предохранительными башмаками и проводниками. Целостность колес КМЦ проверяется визуально, крепление их на оси крепление роликоопор к станине и станины к подъемному сосуду - отстукиванием. Целостность подшипников определяется по легкости вращения колеса и отсутствию люфтов оси. Наличие кинематических зазоров между предохранительными башмаками и проводниками определяется визуально.

Еженедельно следует производить инструментальные замеры всех кинематических зазоров. Удобнее всего производить такие измерения с помощью клиновидной линейки. При нарушении симметрии кинематических зазоров в предохранительных башмаках более 7 мм (полуразность между величинами двух противоположных зазоров) следует произвести их исправление путем перемещения соответствующих роликоопор. Для этого отпустить болты на один - два оборота и легкими ударами молотка по кронштейнам корпуса роликоопоры переместить ее в нужную сторону до требуемого положения. Затем болты затянуть.

Аналогичным образом устраняется зазор между проводником.

Ежеквартально следует производить замену смазки. В стволах со свежей струей воздуха и при незначительной обводненности допускается замена смазки один раз в 8 месяцев. В стволах с исходящей струей и при большой обводненности, где происходит вымывание смазки, замену и пополнение ее следует производить ежемесячно. Срок устанавливается по опыту эксплуатации. Для замены смазки вывинтить пробку и одну из пробок. отпустить болты крепления крышки, в отверстие пробки подать смазку до появления чистой смазки в отверстии пробки и в зазоре между крышкой и корпусом. В случае появления чистой смазки в отверстии пробки и отсутствии ее в зазоре следует завинтить пробку и дополнительно подать смазку до появлении ее в зазоре. Замену смазки рекомендуется производить в условиях мастерской. Для этого необходимо иметь запасной комплект из трех роликоопор, последовательно сменяя их на подъемном сосуде по мере необходимости.

По истечении года работы следует производить разборку роликоопор направляющих с промывкой и осмотром подшипников, осей, крышек корпусов и уплотнении. Изношенные детали подлежат замене. При больших нагрузках возможно появление трещин на боковых поверхностях колес КМЦ между перфорационными отверстиями, что не является основанием для их (колес) снятия.


Направляющие устройства качения для жестких проводников
Общий вид блока роликоопоры типа НКК конструкции Донгипроуглемаш




Другие новости по теме: