Впервые ультразвуковая дефектоскопия рельсов была применена на железнодорожном транспорте. В этой отрасли промышленности действовала «Классификация дефектов и повреждений рельсов», позволяющая однозначно устанавливать как тип обнаруженного дефекта, так и причины его появления, а также первый и единственный в мировой практике стандарт ГОСТ 18576-96 «Рельсы железнодорожные. Методы ультразвуковой дефектоскопии», разработанный НИИ мостов ЛИИЖТ при участии ВНИИЖТ и ВНИИНМАШ. Дефектоскопы постоянно совершенствовались. В угольной и горнорудной промышленности получил применение модернизированный ультразвуковой дефектоскоп УРД-63 (разработка ВНИИ железнодорожного транспорта). Он позволяет выявить различного вида скрытые дефекты (микротрещины, пустоты, шлаковые включения) по всей высоте и длине рельсовых проводников. Прибор предназначен для работы в условиях шахтного ствола. Индикация дефектов звуковая. Звуковые сигналы, возникающие в месте дефекта, прослушиваются с помощью наушников. Малогабаритный пылевлагозащищенный дефектоскоп УРД-63 (псевдоним - «клюшка»), работает по зеркально-теневому методу контроля рельса в области шейки и продолжения ее в головку и подошву или по эхо-методу контроля рельса в области рабочей грани головки.

Дефектоскопия проводников производится оператором, находящимся на шахтном подъемном сосуде, скорость передвижения которого 0,5-1,5 м/с. Акустический контакт между искательной системой дефектоскопа и поверхностью головки рельса осуществляется смачивающей жидкостью. Центрируется искательная система по менее изношенной боковой поверхности головки рельсового проводника.

Ультразвуковая дефектоскопия обеспечивает своевременное выявление скрытых дефектов в проводниках, позволяет предотвратить аварии в шахтных стволах. Модернизация дефектоскопа УРД-63 применительно к шахтным стволам осуществлена НИГРИ.




Другие новости по теме: