В работе «Современное состояние диагностической аппаратуры для шахтных подъемных установок и перспективы её использования» показано, что основным средством их обеспечения безопасности эксплуатации подъемного комплекса является планово-предупредительная система контроля состояния подъемного оборудования и недопущения возникновения ситуаций, в которых могли бы пострадать люди.

С течением времени эксплуатации при сложных условиях работы в агрессивной шахтной среде, в которых находится оборудование шахтного ствола, появляется необходимость в применении диагностической аппаратуры. Аппаратура должна позволить за короткий промежуток времени собрать необходимую информацию для последующих расчетов и заключений о действительном техническом состоянии армировки ствола, прямолинейности проводников и дальнейшей безопасной эксплуатации шахтного подъема. Данная аппаратура обладает радом преимуществ по отношению к традиционному методу визуального контроля состояния армировки и проводников. Наиболее важными, определяемыми на основании измерений и последующих расчетов являются следующие эксплуатационные параметры: контактные нагрузки на проводники, износ проводников и расстрелов, фактические запасы прочности элементов армировки ствола, отклонения проводников от вертикали на смежных ярусах, координаты участков армировки ствола, которые по своим эксплуатационным параметрам не соответствуют требованиям Правил безопасности.

Накоплен достаточный опыт создания и применения систем контроля оборудования шахтного ствола, шахтных подъемных установок. Весомый вклад в разработку и совершенствование систем контроля внесли МакНИИ, ИГТМ им. Н.С. Полякова HAH Украины, НИИГМ им. М.М. Федорова, НИГРИ, ВостНИИ. Санкт-Петербургский горный институт, Гипроникель, ГАК «Донбасс-утл еавтоматика», НИГРИ, Пермский государственный технический университет, наладочные организации рада регионов и др.

Безопасность эксплуатации шахтных подъемных установок определяется состоянием защитных устройств и наличием контрольно-измерительных приборов. Подъемная установка снабжается аппаратом (индикатором), показывающим машинисту положение подъемных сосудов в стволе, и автоматическим звонком, сигнализирующем о необходимости начала периода замедления. Установка должна иметь исправно действующие...

Результаты обследования ствола оформляются протоколом. В протоколе должны быть отражены следующие сведения: дата обследования, наименование и назначение ствола, его диаметр и глубина; краткая характеристика и время проходки (углубки); дата ввода ствола в эксплуатацию; количество и вместимость подъемных сосудов; толщина и материал крепи; количество горизонтов (рабочих и нерабочих) и их отметки; агрессивность воды (химический состав); тип армировки (жесткая, гибкая); профиль расстрелов и проводников, шаг армировки; состояние и характер нарушений; характеристика пород, пересекаемых стволом. В протоколе приводятся результаты визуального осмотра, инструментальной проверки и контроля состояния крепи и армировки: характер и размеры (объем, площадь) нарушений, привязка их по глубине ствола, характеристика пород в местах нарушений, состояние крепи, сопряжений, камер, заключение о ранее проводимых ремонтах и др. В протоколе приводится оценка состояния крепи и армировки ствола и даются рекомендации по дальнейшей эксплуатации ствола.

Переходные процессы, протекающие в подъемных установках, возникающие при этом динамические нагрузки, режимы торможения и связанные с ними вопросы безопасности являлись предметом исследований многих авторов. Исследованию вопросов, связанных с наклонным подъемом, посвящены труды В.Б. Уманского, ГН. Савина, Ф.В. Флоринского, О.А. Горошко, З.М. Федоровой, В.И.Дворникова, КИ. Чебаненко, В.П. Непляха, A.M. Скворцова и др. Исследования по данному вопросу проводились в таких институтах как МакНИИ, НИИГМ им. М.М. Федорова, УкрНИИпроекг, МГИ, ДГИ. Вопросы правил безопасности, касающиеся тормозных устройств, впервые глубоко разработаны В. Б. Уманским, который, в частности, установил верхний предел замедления вертикальных подъемных установок. Случай полного ослабления каната В.Б. Уманский считал как технически предельный.

Г.Н. Савин, Ф.В. Флоринский, О.А. Горошко считают нежелательным так называемое подпрыгивание груза. На основании детальных исследований с учетом влияния массы каната и других факторов они пришли к выводу, что полного расслабления каната не произойдет, если замедление подъемной машины не превысит величину, близкую к половине замедления груза под действием силы тяжести при свободном вертикальном полете.

В наклонных шахтных стволах с подъемными установками применение устройств перекрытия предусматривается в устье наклонного ствола или на его верхней приемной площадке при замене подъемных сосудов (скипов, клетей и пассажирских вагонеток) и канатов; в специальных местах наклонных стволов или выработок при испытании парашютов клетей и пассажирских вагонеток.

На шахтах применяют два конструктивных типа - стационарные и переносные перекрытия. Первые из них представляют собой рамную конструкцию. Эта конструкция изготовлена не менее чем из двух металлических балок, шарнирно закрепленных к креплению кровли выработки.

Подъемные пряденые канаты, эксплуатирующиеся в вертикальных стволах и на людских и грузо-людских подъемах в наклонных выработках, а также канаты для подвески полков при проходке стволов глубиной более 600 м и для подвески стволопроходческих комбайнов, навешиваемые с запасом прочности менее 6-кратного, в целях определения по всей их длине потери сечения металла проволок должны подвергаться инструментальному контролю, осуществляемому персоналом специализированных организаций. При навеске канатов, которые должны проходить инструментальный контроль, в том числе и при продлении срока службы в порядке и по условиям от них должны отрезаться и храниться в здании подъема в течение всего срока службы контрольные отрезки. Средства неразрушающего контроля шахтных канатов отечественного и импортного производства допускаются к применению Госгортехнадзором России.

Так как в практике эксплуатации угол наклона ствола может быть любым, то в целях унификации сосуды применяют одной и той же конструкции для определенного диапазона углов наклона.

Основная отличительная конструктивная особенность подъемных сосудов для наклонных стволов заключается в том, что все они перемещаются на колесах по колее рельсового пути, уложенного на почве наклонной выработки ствола.

На грузовых подъемах в стволах с наклоном до 30°, а в отдельных случаях и до 35° применяют вагонетки шахтные с глухим кузовом, которые являются средствами подвижного состава общешахгного транспорта и поэтому здесь подробно не рассматриваются.

При концевой откатке вагонетками общая концевая нагрузка не превышает 6 тс (за исключением частных случаев).

При углах наклона свыше 30° грузовые подъемы, как правило, оборудуются скипами.

На вспомогательных стволах с углами наклона 30-85° применяют клети для транспортирования вагонеток или перевозки людей.

Основными факторами, определяющими конструкцию скипов для наклонного подъема, являются угол наклона ствола и способ разгрузки. По способу разгрузки скипы подразделяются на опрокидные и с разгрузкой через заднюю стенку кузова. По углу наклона обслуживаемых стволов скипы подразделяются на две группы: для углов наклона 20-40° и для углов наклона 41° и более.