Герметики выпускают или применяют Vandex, Триада-Холдинг, УкрНИМИ, Специзоляция, трест «Донецкшахтопроходка» и др. Для герметизации стыков чугунной и железобетонной крепи применяют свинец, сложные композиции на основе полиуретана и высоконапорные герметизирующие составы (ТУ 12.0174137-93). Этот состав выпускают в виде прессованных изделий различной конфигурации, пасты или инъекционного раствора.

При строительстве или ремонте крупных ж/б или металлических напорных водоводов (дюкеров), тоннелей, тюбингов метро, стволов шахт и др., между элементами конструкций (кольца, тюбинги, блоки)...

В подъемных машинах со шкивом трения смазка вначале не применялась из-за потенциальной опасности проскальзывания. Но канаты без смазки подвержены внутренней и наружной коррозии. Предпринимались попытки использование внутренних смазочных материалов, например, при изготовлении. Однако в процессе эксплуатации выявлено сильное выдавление смазки. Выдавленную смазку очищали с поверхности каната. Проблему начали решать путем применения смазочных материалов с высокой адгезией...

Физико-механические свойства ПКМ для шахтного ствола зависят от ряда факторов, основными из которых являются тип и количество отвердителя, наличие модификатора и ускорителя в полимерной композиции; виды и количество наполнителей в полимерной композиции; режим отвердения полимерного материала; степень подготовки поверхности и т.д.

Характеристики известных ПКМ, применяемых в народном хозяйстве, не всегда соответствуют требованиям конструктивной особенности и эксплуатации оборудования шахтных стволов. До настоящего времени нет ПКМ комплексного действия, максимально удовлетворяющего вышеуказанным требованиям. Эпоксидные смолы имеют высокие физико-механические характеристики, поэтому далее детально исследовались эпоксидные композиционные материалы. Физико-механические свойства ПКМ исследованы в лабораторных, а проверка проводилась в натурных условиях.

Выполненные исследования позволили разработать ряд ПКМ, способных удовлетворять жесткие требования применения их в шахтном стволе и имеющих преимущества по технологичности, негорючести по сравнению с другими известными материалами аналогичного назначения.

Для применения в процессах эксплуатации и ремонта шахтного оборудования разработан и испытан клей УП-5-233 ГШО. Клей представляет собой продукт модификации эпоксидной диановой смолы ЭД-20 жидким карбоксилатным олигобутадиен-каучуком СКД-КТР. В качестве от-вердителя используется ди- или триаминометилфенол УП-583 (T).

Этот эпоксидный клей сочетает высокую адгезию к пластикам, резине и металлам с повышенной работоспособностью при отслаивающих, ударных нагрузках, а также температурных перепадах.

Анализ факторов, оказывающих воздействие на оборудование шахтных стволов, позволил сформулировать требования, которым должны удовлетворять ПКМ.

1. Технические требования: высокая атмосфероводостойкость, химическая стойкость, низкое водопоглощение, стойкость к действию газов CO3, SiF4, SO2, H2S, CS2, SO3, HC1, HF, NO2; негорючесть, самозатухание; ударная вязкость не менее 5-10 кДж/м1 , предотвращение развития коррозии металла; повышенная механическая прочность; удовлетворительные диэлектрические свойства; теплостойкость; высокий уровень когезии и адгезии; температурный интервал эксплуатации от -60 до +60°С.

2. Технологические и санитарно-гигиенические требования: быть одно- или двухупаковочной системой (простота приготовления); быть нетоксичным, не выделять летучие токсичные вещества при полимеризации; технологическая жизнеспособность (время сохранения вязкости 1-20 Па с) - 0,5-2 ч; обладать способностью быстро полимеризоваться при минимальных температурах (до 0°С) на влажной и сухой поверхности; время отвердения состава в диапазоне температур нанесения не более 6 ч\ иметь невысокую вязкость полимерной композиции; возможность регулирования тепловыделения и усадки в процессе отвердения; отверждаться при сравнительно невысоком давлении; обладать высокой проникающей способностью в малые зазоры и иметь вместе с тем достаточную тиксотропность, чтобы не растекаться по поверхности...

Аэродинамические и энергетические характеристики шахтных стволов имеют значение при решении проблемы энерго- и ресурсосбережения.

Энергопотребление на шахтном подъеме составляет свыше 10 % в структуре энергопотребления на шахте. Значительный расход энергоносителей обусловлен необходимостью обогрева вертикальной выработки. Энергозатраты при проектировании, эксплуатации и реконструкции шахтного ствола можно снизить путем улучшения их аэродинамических свойств - выбора энергосберегающих видов армировки (канатная, безрасстрельная, рамная и т.п.), снижение загроможденное поперечного сечения выработки.

Авторским коллективом специалистов Макеевской академии строительства и архитектуры в составе Е.В. Горохов, доктор технических наук, профессор, В.М. Кущенко, кандидат технических наук, доцент, К.А. Пиличев, главный специалист, О.С. Кострицкий, старший научный сотрудник, К.Е. Щелухин, научный сотрудник предложено экономически целесообразное техническое предложение по инженерному обеспечению повторного использования соединенного копра шахты «Россыпнянская» ПО «Торезантрацит». 

Установка разработана ГАК «Донбассуглеавтоматика». Установка «Старт-83» предназначена для резервирования преобразовательных агрегатов большой мощности при выходе из строя синхронного двигателя или главного генератора на шахтных подъемных установках с приводом по системе Г-Д. Система управления установки позволяет проводить все пуско-наладочные работы по настройке режимов свести к установке масштабов напряжения задания и обратной связи по скорости независимо от динамических и технологических особенностей подъема, тахограммы движения, системы управления (ручной или автоматический). Практически сразу после включения подъемная установка готова к работе.

Передвижная лебедка фирмы «SIEMAG - TECBERG GmbH» предназначена для осмотра шахтных стволов и их оборудования, а также для использования в качестве аварийно-спасательной установки.

Она спроектирована с учетом стандартов горной промышленности и имеет допуск горного надзора. Лебедка, подобно самоходному крану подается к устью ствола, а гидравлическая стрела устанавливается в необходимое положение. Телефонная связь между оператором подъемного (транспортного) сосуда и водителем передвижной лебедки осуществляется по кабелю, проложенному в центре подъемного каната. Управление лебедкой может осуществляться из кабины, расположенной на поворотном шасси, а также с переносного пульта управления, расположенного непосредственно возле устья шахтного ствола. Все устройства установлены на шасси четырехосном грузовом транспортном средстве, которое может беспрепятственно передвигаться по дорогам местного и государственного значения. Лебедка имеет автономный дизельный агрегат, все рабочие функции осуществляются от автономного гидропривода.

 

Подачу электроэнергии можно также осуществлять от шахтной сети.

 

Передвижная лебедка «SIEMAG - TECBERG GmbH» шахтного ствола имеет высокую степень надежности всех узлов и агрегатов и предназначена для использования на всех типах шахт. По желанию заказчика лебедка может быть исполнена для любой климатической зоны, а также для условий Крайнего Севера.