В случае поломки подъемной машины или застревания подъемных сосудов в стволе должны быть оборудованы аварийно-ремонтные подъемные установки. При наличии в одном стволе двух подъемных установок или одной подъемной установки и лестничного отделения, дополнительная аварийно-ремонтная установка может отсутствовать. Для стволов (скважин), оборудованных одним подъемом, который используется в аварийных случаях и для ремонтных работ, должны быть утвержденные главным инженером шахты по согласованию с МакНИИ мероприятия по выведению людей из застрявшего (зависшего) подъемного сосуда.

Разрешается отсутствие стационарной аварийно-ремонтной подъемной установки при наличии на вооружении ГАСС (ГВГСС), который обслуживает шахту, передвижной подъемной установки. Для шахт глубиной до 100 м разрешается применение с этой целью ручных лебедок, оборудованных тормозами и храповым удерживателем. При проходке и углублении стволов на случаи аварии с подъемом необходимо иметь подвесную аварийно-спасательную лестницу длиной, которая обеспечивает размещение на ней одновременно всех работников наибольшей по численности смены. Лестница прикрепляется к канату лебедки, оборудованной тормозами и имеющей комбинированный привод (механический и ручной). Ручной привод лебедки должен обеспечивать подъем лестницы при аварийном отключении электроэнергии. На нижнем этаже рабочего помоста должна находиться аварийная канатная лестница необходимой длины для выхода людей из забоя ствола на проходческий помост. В случае возможности прохождения спасательной лестницы через помост к забою наличие на помосте аварийной канатной лестницы не обязательно. При проходке стволов глубиной до 100 м лебедки для подвески аварийно-спасательных лестниц могут иметь только ручной привод и должны быть оборудованы тормозами и храповым удерживателем.

В соответствии с параграфом 4.7.6 «Правил безопасности в угольных шахтах» в случае поломки подъемной машины или застревания подъемных сосудов в стволе должны быть оборудованы аварийно-ремонтные подъемные установки. При наличии в одном стволе двух подъемных установок или одной подъемной установки и лестничного отделения, дополнительная аварийно-ремонтная установка может отсутствовать. Для стволов (скважин), оборудованных одним подъемом, который используется в аварийных случаях и для ремонтных работ, должны быть утвержденные главным инженером шахты по согласованию с МакНИИ мероприятия по выведению людей из застрявшего (зависшего) подъемного сосуда.

Разрешается отсутствие стационарной аварийно-ремонтной подъемной установки при наличии на вооружении ГАСС (ГВГСС), которая обслуживает шахту, передвижной подъемной установки. Для шахт глубиной до 100 лг разрешается применение с этой целью ручных лебедок, оборудованных тормозами и храповым удерживателем. При проходке и углублении стволов на случаи аварии с подъемом необходимо иметь подвесную аварийно-спасательную лестницу длиной, которая обеспечивает размещение на ней одновременно всех работников наибольшей по численности смены. Лестница прикрепляется к канату лебедки, оборудованной тормозами и имеющей комбинированный привод (механический и ручной). Ручной привод лебедки должен обеспечивать подъем лестницы при аварийном отключении электроэнергии. На нижнем этаже рабочего помоста должна находиться аварийная канатная лестница необходимой длины для выхода людей из забоя ствола на проходческий помост. В случае возможности прохождения спасательной лестницы через помост к забою наличие на помосте аварийной канатной лестницы не обязательно. При проходке стволов глубиной до 100 м лебедки для подвески аварийно-спасательных лестниц могут иметь только ручной привод и должны быть оборудованы тормозами и храповым удерживателем.

Не допускается переход людей через подъемные отделения ствола. На всех горизонтах шахты перед стволами должны быть установлены предохранительные решетки для препятствования перехода людей через подъемные отделения. На промежуточных горизонтах не допускается применение посадочных кулаков. При подъеме и спуске людей, а также при работе подъема в режиме «Ревизия» механизмы обмена грузов (вагонеток) на всех приемных площадках ствола должны автоматически выключаться. Разрешается на действующих шахтах применение на верхней приемной площадке дверей гильотинного типа при наличии дополнительного ограждения, которое препятствует доступу людей к стволу до полной остановки клети и в период ее отправления. Требования сигнала «стоп», предусмотренного подпунктом «г» пункта 4.7.4 данных Правил, не распространяются на подъемные установки, оборудованные дверями гильотинного типа.

В стволах шахт, в которых не предусмотрен спуск и подъем людей, пользоваться подъемными установками разрешается только лицам, занятым на осмотре и ремонте данных стволов, за исключением аварийной ситуации. При прохождении стволов во время спуска-подъема оборудования проходческими лебедками работа подъема разрешается только для передвижения работников и технического персонала, который наблюдает за выполнением данных работ. Все промежуточные, нижние и верхние приемные площадки вертикальных стволов, по которым проводится подъем и спуск грузов в вагонетках, а также площадки перед опрокидывателем должны быть оборудованы стопорными устройствами, обеспечивающими разовое дозирование и предупреждающими произвольное скатывание вагонеток.

В соответствии с требованиями пункта 4.7.6. «Правил безопасности в угольных шахтах» в случае выхода из строя подъемной машины или застревания подъемного сосуда в шахтном стволе, последний должен быть оборудован специальными подъемными средствами. Они должны обеспечивать возможность проводить аварийно-спасательные и ремонтные работы в стесненных условиях шахтного ствола. Отсутствие стационарной аварийно-ремонтной подъемной установки допускается при наличии на вооружении горноспасательной службы, обслуживающей шахту, передвижной подъемной установки. Горноспасатели используют при перебоях в энергоснабжении шахты или при выходе из строя шахтного подъема аварийно-спасательную передвижную установку АСППМ, смонтированную на передвижной платформе. Питание осуществляют от сети или от дизель-генератора. Аварийную клеть опускают с помощью специального каната и аварийного шкива.

 

Техническая характеристика

Глубина шахтного подъема, м

1200

Диаметр каната, мм

20

Скорость подъема, м/с

0-2

Вместимость аварийно-спасательной клети с учетом 2-х горноспасателей, чел

10

Статическое натяжение каната, kH

20

Напряжение питания, В

380

 

При наличии в одном шахтном стволе двух подъемных установок или одной подъемной установки и лестничного отделения дополнительная аварийно-ремонтная установка может отсутствовать. В связи с тем, что лестничные отделения с течением времени приходят в негодность, аварийно-ремонтный подъем необходим. Существующим аварийным подъемным установкам присущи некоторые конструктивные недостатки. Зачастую нет возможности не только перевести людей из клети или скипа стационарного подъема, но и нет доступа спасателей к ним с аварийно-спасательной клети к застрявшей. Аналогичные проблемы возникают и в скиповых стволах. На аварийно-спасательных сосудах нет никаких приспособлений и устройств для ведения спасательных и ремонтных работ в стволе.

Лабораторией оборудования шахтного подъема НИИГМ им. М.М. Федорова разработаны технические решения по подъемным средствам для оборудования аварийно-спасательных подъемов. Разработаны аварийные клети, в конструкциях которых учтены недостатки предшествующих разработок, а также необходимость вести работы в стесненных условиях, особенно в шахтных стволах старой постройки. Так, НИИГМ им. М.М. Федорова совместно с институтом Дон-гипроуглемаш разработал аварийную клеть на три человека, привязку которой возможно произвести в стволах с различными схемами армировки. Клеть имеет четыре двери, в нижнем поясе - закрывающийся крышкой люк. Внутри клети помещается складывающаяся цепная лестница, а также приспособление с ручной лебедкой грузоподъемностью до 5 кН для выполнения небольших грузоподъемных операций. Двери открываются внутрь клети и фиксируются как в закрытом, так и в открытом положении засовами. Грузоподъемность клети 9 кН. Габаритные размеры, мм: 1100x550. Клеть изготавливается из углеродистой стали с применением ручной дуговой сварки в условиях рудоремонтного завода.

Другая разработка - устройство для аварийно-спасательных работ предназначено для эвакуации людей по вертикальному стволу из застрявшего подъемного сосуда, а также для доставки рабочих и материалов, необходимых для устранения аварии и проведения ремонтных работ.

Устройство применяется в стволах, оборудованных одноканатной подъемной установкой, трехэтажное, рассчитано на шесть человек, максимальная грузоподъемность 8 кН. Клеть аварийно-спасательная, разработанная в НИИГМ им. М.М. Федорова, отвечает требованиям проведения спасательных и ремонтных работ в стесненных условиях шахтного ствола. Для обеспечения доступа людей из клети к необходимому оборудованию на уровне дна клети предусмотрен откидной полок 6, который в рабочем положении закреплен у передней стенки клети, может откидываться на 90° и с помощью цепей фиксироваться в горизонтальном положении. К боковой стенке нижнего каркаса клети прикреплена навесная лестница 7, которая может выдвигаться ниже уровня клети, закрепляться в горизонтальном положении, прицепляться крючками к находящемуся поблизости оборудованию под удобным для работы углом.

Для страховки людей при перемещении на полке и лестнице предусмотрено наличие страховочных поясов, прикрепленных к поручням у выхода из клети. Кроме всех приспособлений в клети предусмотрено место в верхнем каркасе для закрепления кислородного баллона, керосинореза, аптечки, инвентарного инструмента. Клеть возможно изготовить в условиях ремонтно-механического завода.

Лаборатория оборудования шахтного подъема предложила проект аварийно-спасательного подъема с применением спасательной лестницы для шурфов №2 и №3 шахты «Родинская» ПО «Красноармейскуголь». Выполнение работы было обусловлено необходимостью оборудования шурфов аварийно-спасательными подъемами для эвакуации людей в случае застревания клети или внезапного отказа подъемной машины. Разработанный аварийно-спасательный подъем (рассмотрим на примере шурфа №2) состоит из элементов: подъемная машина в качестве которой применена имеющаяся на шахте проходческая лебедка ЛПЭП-10; головной канат, копровой шкив и спасательная лестница.

Спасательная лестница предназначена для транспортировки восьми человек: шести спасаемых из клети и двоих сопровождающих. При этом один сопровождающий находится наверху лестницы, а второй - внизу. Лестница состоит из прицепного устройства и трех секций, соединенных между собой осями. Секции спасательной лестницы представляют собой сварную конструкцию, состоящую из стоек и перекладин. Верхняя и нижняя секции снабжены откидными направляющими устройствами. При наличии канатных проводников направляющие устройства могут быть заведены в проводники и зафиксированы.

Современные конструкции аварийно-спасательных устройств отвечают всем необходимым требованиям: дают возможность оперативно проводить в стесненных условиях шахтного ствола спасательные и ремонтные работы, обеспечивают доступ людей к оборудованию ствола, позволяют спускаться спасателям ниже уровня аварийной клети, с максимальной безопасностью эвакуировать пострадавших из основной клети и поднять по частям заклиненный в стволе сосуд. В перспективе все стволы, где позволяют условия, необходимо оборудовать аварийно-ремонтными подъемными установками. Аварийную клеть можно разместить как над основным сосудом, при этом она будет ходить по одному или двум проводникам основного подъема, так и, при наличии достаточного зазора, - между основным сосудом и крепью ствола, или между армировкой и крепью ствола и перемещаться по самостоятельным проводникам.

В первом случае аварийная клеть будет находиться в стволе только на время ликвидации аварии, во втором - размещаться под перекрытием нулевой площадки, а подход к ней будет осуществляться по специальной инвентарной лестнице, для спуска которой должны быть предусмотрены лебедка и шкив.




Другие новости по теме: