Клети аварийного подъема обычно не оборудованы спасательными приспособлениями, необходимый инвентарь хранится в отдельном помещении и на его поиск, погрузку и монтаж тратится оперативное время при эвакуации. Кроме того, в стволах с двухклетевым подъемом при застревании клети, наиболее удаленной от- спасательной, на ближайшем ярусе армировки приходится устанавливать временные мостки для перехода к клети аварийного подъема. Поэтому выдача пострадавших на поверхность задерживается.

ОАО «Южгипрошахта» выполнил проработки клети аварийного подъема, которая имеет в своем составе механические устройства и позволяет горноспасателям немедленно оказывать помощь или выполнять ремонтные работы. В процессе проектирования решалась задача унификации клети в целях ее приспособления к армировкам разного типа. При этом ориентировались на наиболее распространенные схемы K1, К7 и К10, приведенные в типовом проекте 401-011-87.89 «Сечения и армировка вертикальных стволов с жесткими проводниками», разработанном институтом. Учитывалась также возможность эксплуатации клети в стволах с канатной армировкой.

 

Унифицированная клеть аварийного подъема Южгипрошахта
Клеть аварийного подъема

 

 

Аварийная клеть оснащается следующими спасательными средствами: выдвижной вертикальной лестницей, секционным поворотным мостом, консолью с отклоняющимся блоком, переносными складными лестницами, подвесной рамкой, откидным сиденьем для пострадавшего и малогабаритными ручными лебедками грузоподъемностью 0,5 т. Клеть представляет собой сварную пространственную конструкцию из периодического профиля проката. В полу и крыше предусмотрены лазы, перекрываемые люками. На одной из длинных сторон в обшивке два проема: один для установки секционного поворотного моста, второй - для размещения за пределами клети консоли с отклоняющим блоком.

Размеры проемов позволяют проходить сквозь них спасателям и эвакуируемым. Один проем перекрывается секционным мостом, установленным в вертикальное (нерабочее) положение, второй - дверью 8, на которой с внешней стороны закрепляется подвесная рамка и переносная лестница, устанавливающаяся вручную без особых усилий. Лестница перемещается в направляющих элементах металлоконструкции клети. Секционный поворотный мост состоит из двух частей, шарнирно соединенных между собой, образует вместе с поддерживающими рычагами параллелограмм. Длина моста в горизонтальном положении 3,5 м, в вертикальном - 1,75 м. Мост устанавливается с помощью ручной лебедки. Консоль - телескопическая конструкция, состоящая из поворотного корпуса и выдвижной штанги, на конце которой закреплен отклоняющий блок и несущий канат подвесной рамки. В рабочем положении предусматривается возможность ее размещения, как во внутреннем пространстве клети, так и за ее пределами. Выдвижная вертикальная лестница размещается в торцевой части клети и уравновешена контргрузами.

Подвесная рамка сварена из трубного профиля и подвешена на консоли с помощью подвижного каната, намотанного на барабан ручной лебедки. Откидное сидение и складная лестница имеют простую конструкцию.

Наиболее распространенные варианты взаимного расположения аварийной и рабочей клетей в стволе.

Вариант I. Аварийная и рабочая клети расположены в соседних отсеках армировки ствола. Для эвакуации людей аварийная клеть нижним поясом устанавливается на уровне смотровой площадки рабочей клети. Спасатели через дверной проем аварийной клети переходят на крышу застрявшей и через спасательный лаз опускают переносную лестницу. Горняки получают возможность поочередно перейти в аварийную клеть и выехать на поверхность. Для эвакуации тяжело травмированных людей в рабочее состояние приводится выдвижная консоль. На ее канат навешивают подвесную рамку и через спасательный лаз опускают в клеть. Пострадавшего усаживают на рамку и с помощью ручной лебедки поднимают к дверному проему аварийной клети. Спасатели заводят рамку в клеть и пересаживают раненого на откидное сиденье.

Вариант II. Аварийная и рабочая клети расположены у крепи ствола диаметрально одна относительно другой. В этом случае аварийную клеть устанавливают на минимальном расстоянии от ближайшего к застрявшей клети яруса армировки. Секционный поворотный мост ручной лебедкой переводится в горизонтальное положение.

В конце моста с боковой стороны или в торце ставят переносную лестницу, и спасатели спускаются на крышу застрявшей клети. Дальнейшие их действия аналогичны упомянутым в варианте I. Значительное расстояние между сосудами не дает возможности воспользоваться выдвижной консолью и подвесной рамкой. Ограниченные габариты аварийной клети не позволяют устанавливать консоль достаточной длины, поэтому пострадавших транспортируют на руках по переносным лестницам и мосту.

Вариант III. Аварийная клеть расположена над рабочей. Спасатели опускают на крышу застрявшей клети, выдвинутую вертикальную лестницу и через лаз в полу аварийной клети перемещаются вниз.

Последовательность их работы с использованием переносных лестниц и консоли такая же, как в варианте 1, только в данном случае консоль в рабочее положение приводится внутри клети, поскольку лазы в обеих клетях оказываются совмещенными в плане. Транспортирование пострадавшего упрощается, так как не требуется промежуточных перемещений. Таким образом, применение разработанной Южгипрошахтом унифицированной аварийной клети значительно сокращает время спасательных операций и позволяет благодаря механизации повысить безопасность и снизить трудоемкость спасательных работ по сравнению с использованием существующих методов и средств.




Другие новости по теме: