К работам по замене шкивов допускаются лица, имеющие удостоверение по соответствующей специальности.

Все рабочие, привлеченные к работе по замене шкивов, перед началом работ должны пройти инструктаж по правилам ведения работ, технике безопасности и ознакомиться с проектом производства работ под роспись.

1. Подъем и спуск шкивов выполнять в присутствии лица, ответственного за безопасное ведение данных работ.

2. Тщательно очистить от грязи и канатной смазки пол подшкивной площадки и посыпать песком во избежание падения людей.

3. Запрещается работать на неисправных машинах и механизмах.

4. Все грузоподъемные механизмы и такелажные приспособления (лебедки, блоки, полиспасты, канаты, стропы) перед началом их эксплуатации осмотреть, проверить и смазать; проверить наличие документации и соответствие сроков испытаний всех грузоподъемных средств, а при отсутствии записей или несоответствии сроков нормативным - испытать согласно правилам технического надзора, результаты испытаний оформить актами...

Предприятие «Шахтспецстрой» накопило значительный опыт ликвидации надшахтных сооружений. В октябре 2000г. на шахте «Ганзовская-2» (г. Макеевке) одним взрывом обрушено надшахтное здание скипового ствола. Здание высотой 15м и строительным объемом 2800 кубометров обрушено на свое основание с заданным отклонением от оси копра. Подготовка к взрыву заняла 25 дней. Для взрыва было пробурено девятьсот шпуров диаметров 42мм, израсходовано две с половиной тысячи метров детонирующего шнура и сорок электродетонаторов, около трёхсот килограммов взрывчатки. Заданные параметры взрыва и обрушения обеспечивались пиротехническими замедлителями. Работы выполнены с четким соблюдением их регламента, с заданным результатом и без каких-либо последствий и инцидентов. В сентябре 2002г. выполнено обрушение башенного железобетонного копра ствола №7 шахты «Кочегарка» в Горловке. Уникальность этой работы в габаритах этого высотного сооружения из монолитного железобетона: высота копра - 106м, строительный объем 54 тысячи кубометров, масса копра - более 20 тысяч тонн. Работы осложнялись расположением площадки копра практически в центре города.

Впервые оригинальная надвижка предварительно смонтированного башенного копра на сборной площадке осуществлена предприятием «Солигорскпромстроем» (Беларусь). Технология получила распространение. На шахте «Сибиряк» Таштагольского горно-обогатительного комплекса в Кемеровской области копер высотой 110м и весом 8,5 тыс. тонн передвинут на расстояние 64м при помощи лебедок, полиспастов (системы блоков) и 8 мощных гидравлических домкратов, каждый мощностью 200 тонн. Специальные блоки, позволило многократно увеличивать тяговую силу лебедок. За его перемещением осуществлялся маркшейдерский контроль.

В Павлограде на шахте «Западно-Донбасская» («Павлоградуголь») был осуществлена надвижка копра, представляющего собой многоэтажное здание в башенном исполнении с размерами в плане 18x9,5м и высотой 64,5м на главном стволе блока 3 в 1988-1991 г.г. на расстоянии 40м от оси ствола. Копер простоял 15 лет. За это время металлоконструкции копра поржавели и потеряли несущую способность. Руководство шахты «Западно-Донбасская» решили обследовать состояние копра на предмет восстановления и надвижки на шейку ствола. В процессе обследования копра на пригодность к эксплуатации были выявлены недостатки по многим параметрам, устранив которые возможна дальнейшая его эксплуатация.

Шахта «Западно-Донбасская» и ГОАО «Трест «Донецкшахтостроймонтаж» заключили договор на усиление металлоконструкций копра и надвижку его на ось ствола в проектное положение. В подготовительный период усиливали несущую способность металлоконструкций копра и сбор монтажной оснастки для надвижки копра. Была изучена проектная документация по надвижке копра, разработанная институтом «Днепрогипрошахт», и разработан трестом уникальный проект производства работ. Согласно этому проекту требовалась сложная монтажная оснастка для выполнения надвижки копра: монтажные блоки грузоподъемностью 100 тонн, домкраты, маслостанцию, антифрикционный материал «атаален» (технология института «НИИхимволокно» г. Санкт-Петербург), лебедки ЛПМ-10 и др.

Скиповые, клетевые и скипо-клетевые башенные копры, предназначены для размещения многоканатных подъемных машин с приводом и пускорегулирующей аппаратурой, технологического, ремонтного и вспомогательного оборудования подъема, приемных устройств и емкостей для полезных ископаемых. Если имеются свободные площади, то размещают складские и другие помещения на предприятиях по добыче полезных ископаемых подземным способом. Башенные копры имеют прямоугольную или квадратную форму в плане. В соответствии с нормами проектирования башенные копры допускается совмещать с надшахтными зданиями, дозировочно-аккумулирующими бункерами, административно-бытовыми помещениями. Указанные помещения должны отделяться от башенных копров противопожарными ограждениями.

Внутри башен для движения подъемных сосудов размешается станок, который своим основанием опирается на устье ствола, а в горизонтальном направлении раскреплен к перекрытиям копра. Сборно-монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам образуют жесткие горизонтальные диски, обеспечивающие горизонтальную жесткость каркаса. Каркас башенного копра состоит из колонн, связей, ригелей и балок перекрытий. Высота башенного копра достигает высоты 100 и более метров.

В последние годы на некоторых шахтах построены безбашенные подъемные комплексы с наземным расположением многоканатных подъемных машин. При этом на надшахтном копре станкового или шатрового типа устанавливаются направляющие шкивы для подъемных канатов. Эти комплексы экономичнее башенных, имеют меньший расход стали и могут особенно эффективно использоваться при реконструкции действующих одноканатных подъемных установок.

В последние годы применяют покрытие башенного копра полиуретановой оболочкой. При этом закрываются все щели и трещины, создаются комфортные условия, улучшается вентиляция. Так при покрытии башенного копра площадью 10 тыс. м2 в ОАО «Шерегешское рудоуправление» за счет герметизации ликвидировали подземный вентилятор главного проветривания. Металлическая обшивка герметического надшахтного копра относится к таким горношахтным конструкциям, долговечность которых определяется не только уровнем механических нагрузок, но и физико-химическим действием окружающей агрессивной среды. Под воздействием среды ухудшаются механические характеристики материала обшивки, теряется его способность сопротивляться внешним нагрузкам. За планируемый двадцатилетний срок службы обшивки надшахтного копра неблагоприятное влияние внешней среды особенно проявляется в коррозии материала. Годовой коррозионный износ стальной обшивки, толщина которой обычно 3 мм, составляет в среднем 0,1-0,3 мм. Коррозионное поражение металла средой разрушает обшивку и, в конечном счете, полностью выводит ее из строя значительно раньше проектного срока службы. Ее ремонт традиционными способами, например, с помощью огневых работ, связан с большим расходом металла и электроэнергии, достаточно трудоемок и, самое главное, не обеспечивает нормального длительного функционирования обшивки после ремонта, не обеспечивает необходимой герметичности надшахтного копра.

В последние годы на ряде шахтах построены подъемные комплексы, где многоканатные подъемные машины используются по схеме одноканатного подъема, т.е. подъемная машина размещается на уровне земли в отдельном здании, а на надшахтном копре станкового или шатрового типа устанавливаются направляющие шкивы для подъемных канатов. При этом копер усиливается. Безбашенные подъемные комплексы экономичнее башенных...

Наиболее распространенным видом ремонтных работ на шахтных копрах является замена копровых шкивов. Замена копровых шкивов производится в следующих случаях:

- футерованных и нефутерованных шкивов с литыми или штампованными ободами при износе реборды более чем на 50% ее толщины или износе обода более чем на 50% диаметра каната, если нет возможности произвести наплавку;

- при изменении концевой нагрузки и замене каната на больший типоразмер. Шкив выбирается по максимальному разрывному усилию всех проволок каната;

- при обнаружении дефектов (поверхностных усталостных трещин в оси шкива при проведении ее дефектоскопии в соответствии с нормативной документацией);

- если при очередном осмотре шкивов установлено неудовлетворительное состояние их ободьев, спиц, реборд, болтовых, сварных, заклепочных и шпоночных соединений или обнаружена ненадежная посадка шкива на ось;

- при модернизации подъемной установки шахты.