- - - Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов

Наиболее распространенным видом ремонтных работ на шахтных копрах является замена копровых шкивов. Замена копровых шкивов производится в следующих случаях:

- футерованных и нефутерованных шкивов с литыми или штампованными ободами при износе реборды более чем на 50% ее толщины или износе обода более чем на 50% диаметра каната, если нет возможности произвести наплавку;

- при изменении концевой нагрузки и замене каната на больший типоразмер. Шкив выбирается по максимальному разрывному усилию всех проволок каната;

- при обнаружении дефектов (поверхностных усталостных трещин в оси шкива при проведении ее дефектоскопии в соответствии с нормативной документацией);

- если при очередном осмотре шкивов установлено неудовлетворительное состояние их ободьев, спиц, реборд, болтовых, сварных, заклепочных и шпоночных соединений или обнаружена ненадежная посадка шкива на ось;

- при модернизации подъемной установки шахты.

Перед заменой копровых шкивов необходимо произвести обследование состояния металлоконструкций подъемного устройства копра, которое включает визуальный осмотр; при необходимости выполняются проверочные расчеты на прочность. Обследование проводит комиссия в составе главного механика шахты, его помощника и представителя организации, осуществляющей замену шкивов. Результаты обследования должны оформляться актом. При неудовлетворительном состоянии металлоконструкций подъемного устройства копра (большой коррозионный износ, деформация несущих элементов) или при изменении концевой нагрузки с заменой каната на больший типоразмер необходимо произвести реконструкции указанного узла копра с целью его усиления. Проект реконструкции выполняется шахтой или проектной конторой производственного объединения, а работы по реконструкции - шахтой или специализированной бригадой рудоремонтного завода или другой организацией.

Для обеспечения безопасности работ при замене шкива подъемный сосуд должен быть обязательно установлен на перекрытие ствола, выполненное согласно требованиям «Временного типового положения по безопасным методам ведения работ при перекрытии стволов во время замены подъемных канатов и сосудов», замена копровых шкивов осуществляется при помощи не менее двух лебедок - грузовой и оттягивающей. Грузовая лебедка предназначена для подъема и спуска шкива, оттягивающая - для оттяжки его от копра. Чтобы предотвратить травмирование людей, лебедки должны устанавливаться за пределами зоны падения шкива в случае внезапного обрыва грузового каната.

При шкивах массой более 1 т подъем и спуск их рекомендуется производить с помощью полиспаста, состоящего из неподвижного и подвижного блоков. Полиспаст позволяет уменьшить усилие в канате лебедки во столько раз, на скольких ветвях каната висит подвижный блок полиспаста. Неподвижный блок полиспаста подвешивается к грузоподъемному устройству копра, а шкив - к подвижному блоку.

Тормозная система грузоподъемных лебедок, используемых при замене копровых шкивов, должна обеспечить тормозной момент не менее 3-кратного по отношению к статическому, соответствующему максимальному натяжению каната лебедки.

На действующих подъемных установках замена копровых шкивов вызывает значительные трудности ввиду отсутствия специального оборудования. Наиболее трудоемкая операция - подъем шкивов на металлические копры. При этом работа должна выполняться в короткие сроки с соблюдением требований техники безопасности. Ремонтные работы, производимые на шахтных копрах, как правило, отличаются высокой сложностью и требуют тщательной подготовки. Это связано с необходимостью подъема тяжелых грузов, выполнением работ в стесненных условиях, на большой высоте и ограниченным временем производства ремонта на эксплуатируемых подъемных установках. Монтаж, а в случае необходимости, и демонтаж шкивов на строящихся подъемах не представляет трудностей в связи с наличием стационарных грузоподъемных средств и свободной монтажной площадки. При замене шкивов эксплуатируемых подъемов основные трудности возникают из-за наличия большого количества коммуникаций вокруг надшахтных зданий, что затрудняет установку монтажных лебедок, доступ к копру и усложняет траекторию подъема шкивов.

Осуществляют выбор каната лебедок. Канат лебедки рассчитывается на растяжение по максимальной статической нагрузке в одной ветви.

Диаметр каната выбирается по ГОСТ 7668-80 в соответствии с полученным значением разрушающей нагрузки Бразр. Проводится расчет максимальных статических нагрузок в канатах лебедок для варианта технологической схемы с установкой грузовой и оттягивающей лебедок со стороны укосины копра.

Технология производства работ по замене копровых шкивов.

Выбор варианта технологической схемы производства работ по замене копровых шкивов, виды, количество и расположение грузоподъемных средств и прочего оборудования определяются конкретными условиями: типом шкива, конструкцией копра, наличием грузоподъемных средств, наличием свободных монтажных площадок для установки лебедок и т.д.


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Типовые схемы установки лебедок при замене копровых шкивов

 

 

Рассмотрены три типовые схемы установки лебедок при замене шкивов:

а) схема установки грузовой и оттягивающей лебедок со стороны укосины;

б) схема установки лебедок по разные стороны копра - грузовой со стороны, противоположной укосине, оттягивающей со стороны укосины;

в) схема установки лебедок с боковых сторон копра.

Замена копровых шкивов с помощью лебедок, установленных со стороны укосины копра.


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов

 

Типовая схема установки лебедок

 

Наиболее распространенная схема расположения лебедок - обе лебедки, грузовая и оттягивающая, устанавливаются со стороны укосины копра. Грузовая лебедка устанавливается между укосиной копра и зданием подъемной машины, оттягивающая, как правило, за зданием подъемной машины.

Так как здание подъемной машины препятствует оттяжке шкива до полного его спуска на землю (отрезок h), то в этом случае возможны следующие варианты:

- на крыше здания подъемной машины устанавливаются отводные блоки для каната оттягивающей лебедки;

- между копром и зданием подъемной машины устанавливается еще одна оттягивающая лебедка для оттяжки шкива в конце его спуска (отрезок h). Кроме того, для выполнения некоторых вспомогательных операций таких, как снятие подъемного каната с заменяемого копрового шкива и навеска его на вновь смонтированный шкив, снятие заменяемого шкива с фундаментных болтов и установка нового шкива на его место, устанавливается дополнительная лебедка. Отводной блок для каната этой лебедки подвешивается к балке грузоподъемного устройства копра по центру заменяемого шкива.


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Схема усиления фонаря

 

 

При схеме расположения лебедок по рассматриваемому варианту имеет место односторонняя нагрузка на грузоподъемное устройство копра. Для снижения усилий на грузоподъемное устройство копра со стороны, противоположной укосине, рекомендуется установить лебедку, канат, которой укрепляется на ригеле грузоподъемного устройства. Необходимо стремиться к тому, чтобы равнодействующая усилий, приложенных к грузоподъемному устройству копра, была направлена по вертикали и передавалась на фундамент копра.

Для предотвращения опрокидывания грузоподъемного устройства копра возможен вариант усиления его путем установки двух дополнительных растяжек из спаренных уголков со стороны, противоположной укосине. Верхний конец растяжки через косынку приваривают к стойке грузоподъемного устройства и к ригелю, нижний конец- через косынку из листа 8-12 мм к узлу подшкивной фермы. Для связи уголков между собой через 800 мм устанавливается сухари. Усиление грузоподъемного устройства копра может быть ограничено усилением стоек подкосами из уголка и косынками из гнета.

Определение усилий в канатах

Усилия в грузовом и оттягивающем канатах определяются графически. К шкиву прикладываются действующие на него силы: вес шкива Q, усилия в грузовом S2 и оттягивающем SOT канатах.

Демонтаж старых и монтаж новых шкивов включает подготовительные и основные работы.

Подготовительные работы без остановки подъема.

1. Собирается новый шкив и устанавливается вертикально на специальных козлах.

2. На грузовых якорях устанавливаются лебедки, закрепляются, подключаются и опробываются.

3. В грузоподъемном устройстве копра в узле стыка ригеля с балкой подвешивается неподвижный блок полиспаста. Возможные схемы строповки представлены ниже.


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Схемы строповки неподвижного блока

 


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов

 

Схема строповки


 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов

 

Схема строповки

 

4. Исходя из размеров и конструкции копра и конкретной схемы установки лебедок, четко определяются места расположения отводных блоков и производится их установка. Схемы крепления их аналогичны схемам строповки неподвижного блока полиспаста.

5. На неподвижную площадку копра доставляется подвижный блок полиспаста.

6. На подшкивную площадку копра поднимается канат от грузовой лебедки, пропускается через блоки полиспаста, конец его закрепляется к металлоконструкциям подшкивной площадки.

7. На подшкивную площадку копра поднимаются канаты от двух оттягивающих лебедок и закрепляется к ее металлоконструкциям.

8. Над центром шкива к балке грузоподъемного устройства копра подвешивается отводной блок.

9. На подшкивную площадку копра поднимается канат от дополнительной лебедки и закрепляется к металлоконструкциям подшкивной площадки.

10. На подшкивную площадку копра поднимается канат от лебедки и стационарно закрепляется к заднему ригелю грузоподъемного устройства.

11. Подготавливаются инвентарные балки перекрытия ствола (при отсутствии стационарного) для установки подъемного сосуда.

Основные работы при остановке подъема:

- на нулевой отметке ствола устанавливается перекрытие.

- подъемный сосуд, канат которого идет на заменяемый шкив, устанавливается на перекрытие.

- снимается канат со шкива. Для этого выполняются следующие операции:

- отключается защита от напуска каната;

- с помощью подъемной машины делается напуск каната;

- на участке между копровым шкивом и подъемным сосудом ниже шкива на канат ставится 4-х болтовой жимок;

- специальным стропом или отрезком каната 4-х болтовой зажим соединяется с металлоконструкцией подшкивной площадки;

- ниже подшкивной площадки на участке между копровым шкивом и подъемным сосудом к головному канату с помощью двух U-образных зажимов с планкой крепится отрезок каната такого же диаметра длиной приблизительно в один метр;

- на выше указанном участке головного каната крепится канат дополнительной лебедки, с помощью которой поднимается провисший участок головного каната, снимается со шкива и крепится к металлоконструкциям площадки посредством стропа или отрезка каната. После этого канат дополнительной лебедки отсоединяется.

Демонтируется ограждение с подшкивной площадки заменяемого шкива.

 

 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Варианты удержания каната перед снятием

 

 

На подшкивной площадке к шкиву крепятся канаты от двух оттягивающих лебедок, (т.к. усилие в канате оттягивающей лебедки №2 больше, то возможно крепление ее каната через подвижный блок полиспаста; конец каната, идущего от подвижного блока, крепится к коренной части подъемной машины или к конструкциям здания подъемной машины). Схема строповки оттягивающего каната к шкиву показана ниже.

 

 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Схема строповки оттягивающего каната к шкиву

 

 

Шкив поворачивается приблизительно на 120°, и к его ступице крепится канат грузовой лебедки через подвижный блок полиспаста. Схема строповки подвижного блока к шкиву показана ниже.

 

 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Схема строповки подвижного блока к шкиву

 

 

К шкиву крепится канат от дополнительной лебедки. Снимаются болты крепления корпуса подшипника, выбиваются клинья.

Лебедкой 11 снимается шкив с фундаментных болтов.

Совместной работой грузовой (натяжение каната) и дополнительной (ослабление каната) лебедок нагрузка от массы шкива передается на грузовой канат; при этом центры неподвижного блока, шкива и подвижного блока должны располагаться на одной вертикали.

От шкива отсоединяется канат дополнительной лебедки.

 

 

Механизация и технология производства работ по замене копровых шкивов
Схема установки лебедок при замене копровых шкивов

 

 

Натягивая канат оттягивающей лебедки и ослабляя канат грузовой лебедки, спускают шкив. При этом необходимо стремиться к минимальной оттяжке шкива от вертикали.

На высоте, ниже которой невозможна оттяжка шкива оттягивающей лебедкой, включается оттягивающая лебедка №2.

После спуска шкива на землю с помощью стропа зацепить его за крюк автокрана и положить на землю в горизонтальное положение.

Производится расстроповка снятого шкива от подвижного блока и оттягивающих канатов.

С помощью автокрана шкив грузится на платформу.

Операции па монтажу нового шкива осуществляются в обратном порядке.

После подъема нового шкива производится маркшейдерская проверка и окончательное его закрепление.

После контрольной маркшейдерской проверки на шкив навешивается подъемный канат.

Производятся испытания шкива вхолостую и под нагрузкой, после чего шкив принимается по акту в эксплуатацию.

Замена копровых шкивов осуществляется при помощи трех лебедок - одной поднимающей Лп и двух оттягивающих шкив от копра при подъеме-спуске шкива - Л01 и Л02. При тяжелых шкивах подъем и спуск их производится с помощью полиспаста, состоящего из неподвижного Бд и подвижного Бn блоков. Для перемещения шкива в пределах подшкивной площадки на монорельс грузоподъемного устройства копра навешивают таль.

Грузоподъемность лебедок принимается в соответствии с усилиями в канатах, которые определяются по формулам:

для подъемного каната:

Грузоподъемность лебедок

для оттягивающего каната:

Грузоподъемность лебедок

где Р - масса шкива, m; η = 0,9 - кпд блока; ng -число блоков (при полиспастной схеме ng =2); β- угол между вертикалью и оттягивающим канатом; а - угол между вертикалью и подъемным канатом.

Для подачи материалов на копер по месту монтируются вспомогательный блок на копре и лебедка Т-224 В - у копра. Желательно, чтобы угол между поднимающим канатом и вертикалью был близок к углу между вертикалью и канатом полиспаста. Оттягивающие лебедки нельзя устанавливать ближе, чем указано на плане и проверено расчетом, так как нагрузка на оттягивающий канат при этом возрастает. Лебедки устанавливаются на грузовых якорях. На балках под рамой установлены откидные лемеха, упирающиеся в почву и предохраняющие лебедки от сползания.

При расположении всех лебедок (поднимающей и оттягивающих) со стороны укосины, т.е. при односторонней нагрузке на грузоподъемное устройство копра, необходимо его усилить путем установки двух дополнительных растяжек из спаренных уголков со стороны, обратной укосине. Верхний конец растяжки через косынку приваривается к стойке грузоподъемного устройства, нижний конец - через косынку толщиной 8-12 мм - к узлу подшкивной фермы. Для связи уголков между собой, через 800 мм устанавливаются сухари. Блоки Бм и Бп, образующие полиспаст, - однорольные монтажные, грузоподъемность их принимается равной удвоенной нагрузке на поднимающий канат. Блок Б подвешивается в углу стыка монорельса с ригелем, блок Бп - к ободу шкива. Подвижной блок имеет планки, установленные между щек и фиксирующие крюк во избежание скручивания каната. Подъемный канат пропускается через блоки, конец его крепится в переднем узле сопряжения ригеля с монорельсом.

Для перемещения шкива над подвижной площадкой от блока Бн до места установки на монорельсы навешиваются таль-кошки; грузоподъемность их должна быть равной или превышать массу шкива. Схема установки блоков, тали и оттягивающих канатов показаны на рисунках.




Теги: шкив, канат, копер, лебедка, подъем, блок. Просмотров: 1299
Другие новости по теме: