К подъемному комплексу, занимающему особое место в технологической цепи подземной добычи полезного ископаемого, предъявляются жесткие требования по безопасности и надежности работы, высокой степени использования, низким эксплуатационным затратам. Переход на отработку запасов угля и руды с больших глубин, достигающих 1500 м, обусловил необходимость решения ряда сложных научных и инженерных задач. Особенно это важно при обеспечении устойчивости и безопасности эксплуатации шахтных стволов, в части создания и разработки условий применения принципиально новых - многоканатных подъемных комплексов. Оснащение шахт таким оборудованием нового поколения, в свою очередь, потребовало разработки ряда принципиально новых требований по обеспечению его надежности. Возник целый ряд новых проблем, поиски решения которых продолжаются и в настоящее время. Прежде всего, это проблемы, связанные с разработкой принципиально новых условий обеспечения его эксплуатации:

- обучение эксплуатационного персонала,

- разработка методологии обследования оборудования,

- техническое оснащение специализированных организаций по обслуживанию,

- создание новых специализированных структур по ремонту и наладке оборудования и т. д.

При этом важность обеспечения безопасной эксплуатации нового оборудования неизмеримо возросла. В настоящее время в вертикальном клетевом стволе, оснащенном двумя многоканатными подъемными установками (при соблюдении норм посадки людей), одновременно может находиться в движении во время спуска-подъема смены до 200 человек. Поэтому надежным и безопасным должен быть подъемный комплекс в целом.

Основными предпосылками безопасной и эффективной работы подъемного комплекса является:

- качественное проектирование и выбор элементов,

- отсутствие отступления от проекта при строительстве и монтаже сооружения и оборудования,

- совершенствование аппаратуры управления приводом подъемной машины,

- совершенствование средств диагностики систем «горный массив - крепь шахтного ствола», «подъемный сосуд - армировка шахтного ствола»,

- квалифицированная эксплуатация объекта с соблюдением требований нормативных документов,

- наличие обученного персонала; своевременное проведение ревизии, наладки и обследования элементов комплекса,

- внедрение научно обоснованных рекомендаций по ведению работ различного вида на комплексе,

- модернизация, реконструкция шахтного подъемного комплекса.

Опыт эксплуатации шахтных подъемных установок, анализ производственных инцидентов и аварий на них показывают, что существующие системы контроля и регистрации работы таких установок не всегда позволяют определить причину аварии и исключить ее повторение. В связи с этим п. 352 «Правил безопасности…» 03-553-03 предписывает оснащение всех шахтных подъемных установок устройствами для регистрации основных параметров режимов работы подъемной машины. Это позволит не только разобраться в причине возникновения аварийной ситуации, но и контролировать операции, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования шахтных подъемных установок. Возможность фиксации всех происшедших отклонений в режимах работы подъемной установки и последующий анализ причин дают возможность улучшить производственную дисциплину обслуживающего и ремонтного персонала, вовремя принять меры по устранению неполадок, повысить безопасность эксплуатации подъемной установки.

Важной проблемой является энергосбережение при эксплуатации шахтного подъемного комплекса. Ю.В. Попов, Е.А. Лаптев, Т.Н. Найденов предложили метод оценки энергетической эффективности подъемной операции шахтной подъемной установки, обосновали методы расчета на ЭВМ показателей движения подъемного сосуда шахтной подъемной установки, повышающих экономию электроэнергии.

Кандидат технических наук М.М. Шамсутдинов проанализировал устройства, способы и системы контроля и защиты шахтных подъемных установок. Исследована аварийная ситуация при зависании подъемного сосуда с последующим образованием недопустимого напуска каната. Даны конкретные рекомендации по совершенствованию систем контроля и защиты подъема, аппаратуры контроля напуска каната. М.М. Шамсутдинов рассматривает напуск каната как приращение длины в результате рассогласования перемещения ведущего (барабана подъемной машины) и ведомого (каната) звеньев подъемной установки за вычетом упругих деформаций каната, соединяющего эти звенья. Рассмотрены вопросы контроля положения вагонеток и стопоров в клети. Подробно описаны системы защиты шахтных подъемных установок от обрыва каната и диагностический комплекс подъемной установки, позволяющий контролировать состояние пружины ловителя, сигнализировать о положении стопоров в клети. Предложены новые датчики контроля напуска каната.




Другие новости по теме: