Еще 100 лет назад стволовая сигнализация осуществлялась с помощью звукового сигнала от удара по металлическому листу молотком, закрепленном на конце сигнального троса, перекинутого через блоки от шахтного ствола в здание подъемной машины. С увеличением глубины, на которой велись горные работы, и изменением глубины шахтного ствола для компенсации большой длины троса применяли противовесы и пружины. Уже в 1913 г. в Европе на шахтах и рудниках начали внедрять электрическую сигнализацию - визуальную индикацию («Спуск», «Стоп», «Подъем», «Люди»), Нашли долговременное применение циферблатная, семафорная, простая звуковая и световая сигнализация.

С развитием техники усложнялись требования к качеству сигнализации. В конце 30-х годов прошлого века внедрялись релейные системы, позволившие существенно увеличить количество световых индикаций. Спустя примерно 20 лет было предложено техническое решение по сохранению на определенное время визуальной индикации всех обязательных сигналов. Это время соответствовало подъему или опусканию подъемного сосуда. Сигналы передавались с горизонтов электромеханическим ключом. Но даже при наличии этих усовершенствованных систем стволовой сигнализации не были полностью устранены аварии и отказы в работе шахтного подъема. Имели место ложные (т.е. их не давали рукоятчик или стволовой) и неполные (неясно - кто отправил сигнал первым - рукоятчик или рабочий-стволовой) сигналы.

Для устранения ряда недостатков в практику ввели формирование четких сигналов с помощью многокнопочных сигнальных панелей. Сигналы, полученные в машинном зале, имели постоянные временные соотношения между отправлением и паузой, постоянную длительность импульса сигнала. Но полной уверенности эксплуатационного персонала в идентичности отправленных и полученных сигналов не было. Опасения вызывали малочувствительность электромеханических устройств отмены сигнала. Кроме того, были проблемы прямой сигнализации из движущегося подъемного сосуда в машинный зал, так как проводная связь по многожильному кабелю эффективна только до определенной глубины. Кабель, размещаемый под подъемным сосудом, было трудоемко обслуживать. Шли поиски повышения надежности и безопасности стволовой сигнализации и связи. Это достигалось за счет обеспечения устройствами самообнаружения повреждений, обеспечения искробезопасности аппаратуры в вентиляционных стволах с исходящей струей, контроля замыкания на землю, работоспособности от аккумуляторов при отсутствии электропитания. Большое значение имеют средства координации системы стволовой сигнализации с другими защитными устройствами - введение блокировки тормоза подъемной машины при сигналах аварийной остановки, блокировки оборудования приемных площадок.

В последующие годы продолжалось усовершенствование и разработка новых эффективных систем стволовой сигнализации и связи.




Другие новости по теме: