Парашют шахтный - предохранительное устройство на шахтных людских подъемных установках для улавливания падающей клети (вагонетки) и для обеспечения ее плавной остановки (торможения) в случае обрыва подъемного каната. Ясногорский машиностроительный завод освоил производство шахтных парашютов для улавливания клетей в вертикальных шахтных стволах в конце 40-х годов прошлого века. Основной элемент парашюта - ловитель.

Основные узлы парашютов и их назначение:

1. Ловитель предназначен для улавливания клети в случае обрыва подъемного каната или подвесного устройства

2. Амортизаторы служат для погашения кинетической энергии улавливаемой клети и обеспечения плавного торможения их с заданным замедлением

3. Соединительные муфты служат для соединения тормозных канатов с амортизационными

Парашюты предназначены для плавной остановки и удержания клети или скипа при обрыве

подъемного каната или подвесного устройства. Парашюты с захватом за тормозные канаты состоят из ловителя, устанавливаемого на клети, одного или двух тормозных канатов, навешиваемых для каждой клети на всю глубину ствола, устройств натяжения и крепления тормозных канатов в зумпфе и амортизаторов с амортизационными канатами. Ловитель служит для улавливания клети при обрыве или значительном ослаблении подъемного каната путем захвата тормозных канатов. При обрыве каната, разжимается специальная приводная пружина и происходит заклинивание ловителя. После срабатывания ловителя, клеть вместе с тормозными канатами плавно зависает, а ее кинетическая энергия поглощается амортизаторами при протягивании в них амортизационных канатов.

Применяемые прицепные устройства по способу соединений каната с подвеской сосуда можно разделить на два вида коуша: грушевидные и клиновые.

В грушевидных коушах надежность запанцировки каната не зависит от концевой нагрузки. Эти коуши подразделяют на симметричные и эксцентричные. Свободный конец, огибая коуш, крепится шестью стальными зажимами к грузовой ветви каната, из которых пять являются рабочими и один - контрольным. При использовании таких коушей наиболее интенсивному износу подвергается канат под нижним жимком у вершины коуша из-за больших напряжений в проволоках, вызванных изгибом каната. Дружковским машиностроительным заводом разработан стандарт предприятия СТП 44.01-75 на коуши литые четырех типов для круглих канатов четырех типов.

Грушевидные круши типа I имеют симметричную конструкцию, а типа II - эксцентричную конструкцию и предназначены они для клетей с парашютами типа ПКН. Диапазон диаметров канатов от 20 до 65 мм. Грушевидные коуши типа LU и типа IV являются эксцентричными, предназначены для скипов с диаметром подъемных канатов от 21 до 65 мм и различаются они размером Н.

Согласно терминологии подвесным устройством называется сменное устройство, предназначенное для присоединения канатов к шахтным подъемным сосудам (клетям, бадьям, противовесам), и, которое может отсоединяться от грузонесущих конструкций. Подвесное устройство состоит из прицепного устройства (коуша) и элементов конструкции подвески. Прицепное устройство (коуш) служит для соединения подъемного каната с подвеской. Подвеской называют соединительные звенья подвесного устройства, с помощью которого последнее сцепляется с подъемным сосудом.

Подвесные устройства классифицируют на одинарные, двойные и полифилярные.

В соответствии с требованиями «Правил безопасности» подвесные и прицепные устройства должны соответствовать следующему. Клети людских и грузолюдских подъемов должны иметь двойную независимую подвеску - рабочую и предохранительную. Разрешается отсутствие предохранительной подвески на многоканатных подъемах при условии крепления подъемных сосудов и противовесов к канатам не менее чем в двух точках. Противовесы одноканатных подъемов предохранительной подвеской не оборудуются.

Круглые уравновешивающие канаты должны прикрепляться к подъемным сосудам при помощи вертлюжных устройств. При навешивании каната запас прочности (по расчетной статической нагрузке) должен быть не меньше:

- тринадцатикратного - для подвесных и прицепных устройств людских подъемных установок, а также для прицепных устройств и дужек проходческих бадей;

- десятикратного - для подвесных и прицепных устройств сосудов вертикальных подъемов и наклонных подъемов с конечными канатами, независимо от их назначения, монорельсовых и напочвенных дорог, прицепных устройств стволового проходческого оборудования (помостов, опалубок и др.) и уравновешивающих канатов подъемных установок. Запасы прочности прицепных устройств для уравновешивающих канатов должны определяться по отношению к их массе. Подвесные и прицепные устройства грузолюдских подъемных установок должны обеспечивать тринадцатикратный запас прочности по отношению к массе максимального количества спускаемых людей;

- шестикратного - для прицепных устройств проводниковых и отбойных канатов, сцепных устройств вагонеток и прицепных устройств при откатке бесконечным канатом;

- четырехкратного по отношению к пределу текучести материала - для прицепных устройств типа «барашек» при откатке бесконечным канатом.

В соответствии с НАОП 10.0-1.01.05 «Правила безпеки у вугільних шахтах», «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту шахтных подъемных установок» и СОУ 10.1.00174094.005:2005 «Устаткування вертикальних стволів шахт. Вимоги до технічного обслуговування і ремонту» устанавливаются такие виды технического обслуживания и текущего ремонта для шахтных стволов:

- ежесменное техническое обслуживание (ТО-1);

- ежесуточное техническое обслуживание (ТО-2);

- еженедельное техническое обслуживание (ТО-3);

- двухнедельное техническое обслуживание (ТО-4);

- ежемесячное ремонтное обслуживание (Р01);

- двухмесячное ремонтное обслуживание (Р02);

- ежеквартальный текущий ремонт (Т1);

- полугодовой текущий ремонт (Т2);

- годовой текущий ремонт (ТЗ);

- полугодовая ревизия и наладка (НРП);

- годовая ревизия и наладка (НРГ).

При ежесменном техническом обслуживании (ТО-1) проводят осмотр подвесного устройства, при этом определяют целостность, отсутствие деформаций. Не должно быть протягивания каната в коуше.

В работе «Требования к промежуточному оснащению и нижним подвесным устройствам шахтных и наклонных подъемных установок» Фукс Д., Неллер X определили требования к промежуточному оснащению и нижним подвесным устройствам шахтных и наклонных подъемных установок.

В «Методы и технические устройства экспресс-диагностики динамического состояния системы «подъемный сосуд - жесткая армировка»» рассмотрены методы и технические устройства экспресс-диагностики динамического состояния системы подъемный сосуд - жесткая армировка. Освещен вопрос обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации стволов глубоких шахт. Решена научно-техническая задача экспресс-диагностики динамического состояния системы «подъемный сосуд-жесткая армировка» путем разработки и обоснования классификации и предельных параметров динамических состояний системы, на базе которых с применением компьютерных технологий созданы новые методы и технические решения. Основу методов составляют: критерии идентификации режимов работы системы (плавного, виброударного, с повышенным трением) по мгновенным линейным ускорениям, критерии идентификации режимов работы системы (плавного, виброударного) по контактным усилиям подъемного сосуда с проводниками армирования, которые учитывают массовые характеристики подъемного сосуда.

Работоспособность подъемных сосудов и противовесов зависит от ряда факторов, а именно: от жесткости и прочности металлоконструкции сосуда, типа посадочных устройств, типа направляющих устройств, состояния армировки ствола, качества технического обслуживания и ремонта. В процессе эксплуатации металлоконструкции подъемных сосудов подвергаются коррозионно-усталостному износу вследствие присутствия в атмосфере шахтного ствола коррозионно-агрессивной среды и воздействия на их несущие детали переменных во времени и по величине нагрузок. Скипы, помимо прочего, подвергаются значительному механическому износу при загрузке и разгрузке горной массы и испытывают дополнительные нагрузки при входе кузова в разгрузочные кривые.

Комплекс работ по проведению обследования включает:

- ознакомление с технической документацией и условиями эксплуатации данного оборудования;

- визуальный осмотр металлоконструкции;

- контроль состояния основных несущих элементов металлоконструкции с проведением дефектоскопии металла и сварных швов и толщинометрии методами неразрушающего контроля;

- проведение расчетов на прочность (при необходимости);

- проверку соответствия сосуда требованиям технической документации и определение необходимости проведения его ремонта.

Техническое состояние обследованной металлоконструкции подъемных сосудов и противовесов оценивается как:

- удовлетворительное, когда отвечает фактическим нагрузкам и условиям эксплуатации без проведения дополнительных работ;

- требующее восстановления эксплуатационных свойств устранением недопустимых отклонений путем ремонта или снижения нагрузок;

- неудовлетворительное, когда восстановление эксплуатационных свойств невозможно или экономически нецелесообразно.

Ежесменное техническое обслуживание парашютов (ТО-1) включает осмотр парашюта, проверку наличия шпилек, которые срезаются в опорах ловителя, целостности направляющих втулок, пружины и ее тулупа.

Результаты ТО-1 записываются в «Книгу обзора подъемной установки».

Ежесуточное техническое обслуживание парашютов (ТО-2) включает проведение работ по техническому обслуживанию в объеме ТО-1. Дополнительно:

- обзор элементов парашюта на наличие трещин и деформаций в местах доступных для обзора;

- проверка наличия зазоров между элементами парашюта и армированием ствола;

- проверка наличия свободного перемещения деталей парашюта путем установки подъемного сосуда на перекрытие ствола и напуска подъемного каната;

- проверка надежности крепления болтовых соединений ловителя парашюта;

- измерение износа направляющих втулок ловителя парашюта;

- проверка фиксации втулок;

Результаты ТО-2 записывают в «Книгу осмотра и ремонта парашютов».

Еженедельное техническое обслуживание парашютов (ТО-3) включает проведение работ по техническому обслуживанию в объеме ТО-2 в присутствии (за участием) механика подъема.