Согласно терминологии подвесным устройством называется сменное устройство, предназначенное для присоединения канатов к шахтным подъемным сосудам (клетям, бадьям, противовесам), и, которое может отсоединяться от грузонесущих конструкций. Подвесное устройство состоит из прицепного устройства (коуша) и элементов конструкции подвески. Прицепное устройство (коуш) служит для соединения подъемного каната с подвеской. Подвеской называют соединительные звенья подвесного устройства, с помощью которого последнее сцепляется с подъемным сосудом.

Подвесные устройства классифицируют на одинарные, двойные и полифилярные.

В соответствии с требованиями «Правил безопасности» подвесные и прицепные устройства должны соответствовать следующему. Клети людских и грузолюдских подъемов должны иметь двойную независимую подвеску - рабочую и предохранительную. Разрешается отсутствие предохранительной подвески на многоканатных подъемах при условии крепления подъемных сосудов и противовесов к канатам не менее чем в двух точках. Противовесы одноканатных подъемов предохранительной подвеской не оборудуются.

Круглые уравновешивающие канаты должны прикрепляться к подъемным сосудам при помощи вертлюжных устройств. При навешивании каната запас прочности (по расчетной статической нагрузке) должен быть не меньше:

- тринадцатикратного - для подвесных и прицепных устройств людских подъемных установок, а также для прицепных устройств и дужек проходческих бадей;

- десятикратного - для подвесных и прицепных устройств сосудов вертикальных подъемов и наклонных подъемов с конечными канатами, независимо от их назначения, монорельсовых и напочвенных дорог, прицепных устройств стволового проходческого оборудования (помостов, опалубок и др.) и уравновешивающих канатов подъемных установок. Запасы прочности прицепных устройств для уравновешивающих канатов должны определяться по отношению к их массе. Подвесные и прицепные устройства грузолюдских подъемных установок должны обеспечивать тринадцатикратный запас прочности по отношению к массе максимального количества спускаемых людей;

- шестикратного - для прицепных устройств проводниковых и отбойных канатов, сцепных устройств вагонеток и прицепных устройств при откатке бесконечным канатом;

- четырехкратного по отношению к пределу текучести материала - для прицепных устройств типа «барашек» при откатке бесконечным канатом.

В соответствии с нормативами Республики Казахстан прицепные устройства для присоединения шахтных клетей и скипов к подъемному канату должны обеспечивать:

1) безаварийную работу клети при выходе из строя основной подвески;

2) устойчивость клети;

3) равномерное натяжение канатов;

4) прочность закрепленного в нем каната не менее 85% агрегатной прочности нового каната;

5) иметь приспособления, надежно закрывающие зев крюка во время движения и исключающие его самопроизвольную отцепку;

6) запас прочности (по отношению к расчетной статистической нагрузке) не менее:

13-кратного - для прицепных устройств и дужек проходческих бадей;

10-кратного - для прицепных устройств проходческого оборудования.

Прицепные и подвесные устройства грузо-людских подъемных установок должны обеспечивать:

15-кратный запас прочности по отношению к массе максимально спускаемого количества людей;

6-кратного - для прицепных устройств проводниковых и отбойных канатов.

Каждый тип прицепного устройства должен обеспечивать прочность закрепленного в нем каната не менее 85% агрегатной прочности нового каната. На эксплуатационных подъемно-транспортных установках срок службы подвесных и прицепных устройств должен быть не более 5 лет (на аварийно-ремонтных, а также подъемных установках фланговых и вентиляционных стволов, предназначенных для перевозки людей в аварийных случаях - не более 7 лет), а прицепных устройств бадей и дужек бадей - не более 2 лет. Решением специальной комиссии под руководством главного механика шахты по результатам инструментальной проверки с применением методов неразрушающего контроля, выполненного специализированной организацией, срок службы подвесных и прицепных устройств может быть продлен для эксплуатационных установок на 2 года, а на прицепных устройствах дужек проходческих бадей - на 1 год. Этой же комиссией разрешается продление срока службы подвесных и прицепных устройств максимально до 3 лет (свыше 7 лет общего срока эксплуатации) на основании анализа динамики подъемной установки, определения остаточной долговечности устройств и вывода экспертизы одной из организаций: НИИГМ им. М.М. Федорова, МакНИИ или Экспертно-технического центра, имеющих разрешение Госгорпромнадзора Украины на проведение экспертного обследования (технического диагностирования). Решение принимается на основании проведенных испытаний.

Дужка бадьи подлежит замене или ремонту при износе ее ушка или сменной втулки в ушке больше чем на 5% диаметра оси. Суммарный износ ушка или сменной втулки дужки и оси, соединяющей ее с бадьей, не должен превышать 10% диаметра оси. Прицепные устройства бадьи должны иметь приспособления, надежно закрывающие зев крюка во время движения бадьи и препятствующие его самопроизвольной расцепке. Подвесные и прицепные устройства всех типов должны иметь маркировку с указанием заводского номера и даты изготовления.

В случае проведения наклонных или вертикальных выработок, где происходит подъем и спуск людей и грузов, подвесные устройства перед навешиванием должны быть испытаны на двойную конечную нагрузку; такие же испытания проводятся не реже одного раза в полгода, за исключением устройств подвесного проходческого оборудования.

 

Устройство подвесное ОАО «Донецкгормаш»

Устройство подвесное ОАО «Донецкгормаш»

 

Запанцированные прицепные устройства в случае откатки конечным канатом в наклонных выработках должны испытываться при каждом запанцировании каната путем спуска и подъема максимального груза. Результаты испытаний должны заноситься в Книгу осмотра подъемной установки.

Подвесные устройства проходческого оборудования и все узлы крепления канатов в стволе должны осматривать: ежедневно - дежурный слесарь, дважды в месяц - механик проходки (участка) и один раз в месяц - главный механик шахтостроительного управления. Если в процессе эксплуатации подвесное устройство испытывало действие экстремальных нагрузок, то работа должна быть немедленно прекращена с целью его осмотра. Результаты осмотра и меры, принятые для устранения неисправностей, должны заноситься в «Книгу осмотра подвесного проходческого оборудования», приведенную в приложении 2 к «Правилам технической эксплуатации проходческих лебедок и подвесного оборудования», утвержденным Минуглепромом СССР 07.05.84.

Подвесные устройства предназначены для соединения каната с подъемным сосудом. Устройство состоит из прицепного узла (коуша) и элементов подвески. Коуш служит для соединения каната с подвеской, связывающей коуш с неразборной конструкцией подъемного сосуда.

Устройства подвесные для шахтных клетей одноканатного подъема предназначены для присоединения подъемных канатов к шахтным клетям, используемых в вертикальных стволах шахт угольной и горнорудной промышленности. Могут эксплуатироваться со статистической нагрузкой до 30 т в климатических условиях «У», категория размещения 5 ГОСТ 15150-69.

 

Подвесные устройства типа УП

 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство типа УП

 

 

Подвесные устройства типа УП (ГОСТ 15851-84) с клиновыми коушами двухстороннего зажатия каната предназначены для присоединения головных канатов к шахтным клетям вертикального одноканатного подъема.

 

Устройства подвесные модернизированные УП-М (производство Дружковского машиностроительного завода)


 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство УП-М

 

 

Устройства подвесные модернизированные УП-М с симметричным грушевидным коушем предназначены для присоединения стальных круглых крутящихся и малокрутящихся уравновешивающих канатов к подъемным сосудам и противовесам одноканатных и многоканатных грузовых и грузолюдских подъемных установок. Выпускаются 34 типоразмера для канатов 0 36-61 мм с нагрузкой 147-196 кН.

Разработчик - ОАО «НИИГМ им. М. М. Федорова». Изготовитель - ОАО «Дружковский машзавод»

Устройства подвесные для скипов УПС предназначены для присоединения головных канатов к шахтным скипам одноканатных вертикальных подъемов. Выпускаются 44 типоразмера для канатов Ø20-65 мм с нагрузкой 63-460 кН.


Подвесные устройства типа УПС


 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство типа УПС

 

 

Подвесные устройства типа УПС (ТУ 24.08.10.134-92) с клиновыми коушами двухстороннего зажатия каната предназначены для присоединения головных канатов к шахтным скипам вертикального одноканатного подъема.

В Беларуси применяют подвесные устройства типа 1УПГ (4 ветви) и 2УПГ (8 ветвей) Солигорского института проблем ресурсосбережения с опытным производством (СИПРсОП) для присоединения головных канатов к скипам многоканатных подъемных установок.

СИПРсОП изготавливает следующее оборудование шахтного подъема: клети, скипы, противовесы, подвесные устройства, проводники, питатели.


Устройства подвесные безуравнительные УПБ (Дружковского машиностроительного завода)


 

Подвесные прицепные устройства
Устройство подвесное УПБ

 

 

Устройства подвесные безуравнительные для многоканатных подъемов УПБ предназначены для соединения подъемных сосудов и противовесов многоканатных подъемных установок с головными канатами. Выпускается 6 типоразмеров для канатов Ø 27-50,5 мм с нагрузкой 500-1200 кН. Устройство подвесное УПБ предназначено для соединения подъемных сосудов и противовесов многоканатных подъемных установок с головными канатами. Безуравнительное подвесное устройство применяется на грузовых и грузолюдских подъемных установках с числом головных канатов не более четырех.

Подвесное устройство изготовляется трех типоразмеров, что обеспечивает соединение с сосудами как в двух, так и в четырех точках.


Устройства подвесные для шахтных клетей ПКН (Дружковского машиностроительного завода)


Предназначены для соединения шахтных клетей с подъемными канатами. Выпускается 7 типоразмеров для канатов Ø 21-65 мм с допустимой нагрузкой 29,5-236 кН.

Подвесные устройства ОАО «Дружковский машиностроительный завод»


Устройства подвесные для скипов

Предназначены для присоединения головных канатов к шахтным скипам одноканатных вертикальных подъемов. Выпускается 44 типоразмеров для канатов диаметром 20-60 мм с нагрузкой 63-460 kH.

Устройства модернизированные УП-М

Предназначены для присоединения стальных крутящихся и малокрутящихся уравновешивающих канатов к подъемным сосудам и противовесам одноканатных и многоканатных грузовых и грузолюдских подъемных установок. Выпускается 34 типоразмера для канатов диаметром 36-61 мм с нагрузкой 147-196 kH.

Устройства подвесные для шахтных клетей ПКН

Предназначены для соединения клетей с подъемными канатами. Нерегулируемые устройства. Выпускается 7 типоразмера для канатов диаметром 21-65 мм и нагрузкой 29,5-236 kH.

Устройства подвесные безуравнительные УПБ

Предназначены для соединения подъемных сосудов и противовесов многоканатных подъемных установок с головными канатами. Выпускается 6 типоразмера для канатов диаметром 27-50,5 мм с нагрузкой 500-1200 kH.

 

 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство регулируемое с предохранительными цепями

 


 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство нерегулируемое с предохранительными цепями

 


 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство шатровое

 

 

Устройства прицепные для проводниковых и отбойных канатов


В НИИГМ имени М.М. Федорова разработаны клиновые прицепные устройства КНП-3 для проводниковых и отбойных канатов (при креплении в копре) и КНП-4 (при креплении в зумпфе). Клиновые прицепные устройства отличаются высокой удерживающей способностью для канатов прядевой и закрытой конструкции, а также удобством при замене канатов на многоканатных подъемных установках.

Устройства представляют собой клиновые пары с вкладышами, между которыми размещается канат. Направляющими, взаимодействующими со скошенными гранями клиньев, служат роликоопоры, цапфы которых размещены в щеках корпуса. В зоне трения элементов качения (роликоопор) и щек установлены прокладки из антифрикционного материала даклен. Клинья прицепных устройств (первое из устройств, рабочая нагрузка которого 200 kH), имеют зажимы для предварительного поджатия к канату и опорные пластины для монтажа на опорных балках. Устройство типа КНП-4 оснащены двуплечевыми рычагами для крепления тяг, на которых закреплены тяжелые грузы. Рабочая нагрузка для этого устройства – 200 kH.


Подвесные устройства головных канатов

 

Предназначены для присоединения стальных прядевых канатов диаметром 19-65 мм к подъемным сосудам одноканатных и многоканатных грузовых и грузолюдских вертикальных подъемных установок на шахтах горнодобывающей промышленности. Устройство состоит из коуша клинового безжимкового или коуша грушевидного и переходного звена.


Устройство подвесное, гидравлическое для многоканатного подъема

 

Предназначено для соединения противовесов и подъемных сосудов с канатами на многоканатных подъемах и обеспечения выравнивания натяжения канатов в вертикальных стволах шахт. Устройство состоит из отдельных секций, количество которых определяется количеством канатов, применяемых на каждом конкретном подъеме.


Подвесные и парашютные устройства для шахтных подъемных сосудов вертикального подъема

 

Головное подвесное устройство, соединяющее подъемный сосуд с подъемным канатом, состоит из прицепного устройства и элементов конструкции подвески. Подвесные устройства для клетей должны иметь двойную независимую подвеску, каждая из которых расчитывается с 13-кратным запасом прочности. Детали подвесных устройств для скипов расчитываются с 10-кратным запасом прочности. Для клетевых одноканатных подъемов применяют в основном П-образное подвесное устройство типа ПУМ с рычажно-клиновым коушем КРГ и подвесное устройство типа ПКН с грушевидным коушем, предохранительными цепями и рабочей подвеской нерегулируемой длины. В одноканатных подъемных установках со шкивом трения применяют подвесное устройство типа ПКР с грушевидным коушем, предохранительными цепями и рабочей подвеской регулируемой длины.


 

Подвесные прицепные устройства
Подвесное устройство типа ПУМ

 

 

Подвесное устройство типа ПУМ нашло наиболее широкое применение на шахтах. Рабочая ветвь устройства включает в себя рычажно-клиновой коуш КРГ, две тяги, траверсу с центральной тягой и шток парашюта, соединенный с верхней балкой клети через приводную пружину. Предохранительную подвеску образуют направляющие коуша, верхняя балка и стойки, соединенные с проушинами клети. Подвесное устройство соединяется с клетью шарнирно, что дает ему возможность отклонятся в двух направлениях – по длине и ширине клети. Основные параметры и размеры этих подвесных устройств для шахтных клетей определены ГОСТ 15851-84.

Подвесное устройство типа ПКН применяется в основном в стволах с деревянными проводниками. Рабочая ветвь подвесного устройства состоит из грушевидного коша с жимками, тяги и соединительных звеньев. Имеется и предохранительная подвеска, выполненная в виде четырех якорных цепей, которые одним концом шарнирно соединены с проушинами верхнего пояса клети, а другим прикреплены к двум траверсам. Посредством треугольных балансов и оси траверсов соединены с верхним отверстием грушевидного коуша.

Отличительной особенностью подвесных устройств типа ПКР является наличие четырех специальных (юстирных) винтов, позволяющих компенсировать вытяжку подъемного каната и тем самым уменьшающих трудоемкость работ по перепанцировке. Этими подвесными устройствами оборудуют двухконцевые одноканатные подъемные установки со шкивом трения, где необходимо обеспечивать оджновременное фиксирование обеих клетей на приемных площадках.




Другие новости по теме: