Тормозные канаты парашютных устройств клетей служат опорой для ловителей парашютов и обеспечивают удержание клети после их срабатывания. В качестве тормозных канатов должны применяться нераскручивающиеся круглопрядные канаты крестовой свивки с органическим сердечником. Диаметр наружных проволок в канатах должен быть не менее 2 мм.

Наряду с тормозными канатами двойной свивки с органическим сердечником в качестве тормозных пригодны спиральные закрытые канаты, имеющие в наружном слое проволоки z- образного профиля высотой не менее 3 мм. Такие канаты диаметром 25, 30 и 36 мм изготовляются по ЧМТУ-317-70 (взамен ЧМТУ 342-60 и ВТУ-114-65), диаметром 36 мм- ГОСТ 10507-76, как закрытые подъемные канаты.

В качестве тормозных канатов диаметром свыше 30 мм могут использоваться несущие закрытые канаты (ГОСТ 3090-73, ГОСТ 7675-73, ГОСТ 7676-73). Применение тормозных канатов закрытой конструкции предусмотрено ГОСТ 15850-84 на парашюты шахтные для клетей. Под закрытые тормозные канаты изготовляются парашюты ПКЛЗ. Преимущество тормозных канатов закрытой конструкции по сравнению с прядевыми заключается в большей износо- и коррозионностойкости, большем коэффициенте трения (0,17 по сравнению с 0,15) и, следовательно, надежности улавливания клети, более благоприятных условиях расклинивания после срабатывания парашюта. Однако, как и в случае проводниковых канатов, нерешенность вопроса снятия свивочных напряжений вызывает опасность выхода из «замка» z-образной проволоки при ее обрыве. Это обстоятельство сдерживает широкое распространение тормозных канатов закрытой конструкции.

Применение нераскручивающихся круглопрядных тормозных канатов повышает безопасность работы подъемной установки, так как в канатах со снятыми свивочными напряжениями проволоки в месте обрыва не изменяют своего положения и их концы не выступают за пределы наружной поверхности каната, что обеспечивает нормальную работу парашютных устройств. Наличие в наружном слое проволок диаметром не менее 2 мм позволяет достичь удовлетворительной из носоустойчивости тормозных канатов, разрушение которых происходит в основном за счет коррозии и истирания проволок.

Перед навеской тормозные канаты не испытываются. Запас прочности их определяется как отношение суммарного разрывного усилия, указанного в заводском акте-сертификате, к расчетной динамической нагрузке и должен быть не ниже трехкратного. Требуемое суммарное разрывное усилие тормозного каната определяется по формуле:

суммарное разрывное усилие тормозного каната

<!--[if gte msEquation 12]>Pc=3,62лQo+QY1+ag,<!--[if !msEquation]--> <!--[endif]-->

где k = 1 для парашютного устройства с одним тормозным канатом; k = 0,5 для устройства с двумя тормозными канатами; Q0 - масса концевого груза; QY- масса уравновешивающего каната; а - замедление клети при торможении, принимаемое по проекту парашютных устройств для данной подъемной установки и зависящее от отношения веса груженой клети к весу порожней клети; g - ускорение свободного падения.

Так как тормозные канаты не работают на циклический изгиб, то пластические свойства проволок не оказывают влияния на долговечность канатов, и по механическим свойствам проволок можно использовать как канаты марки В, так и канаты марки I.

При навеске тормозных канатов во избежание ложных срабатываний парашюта, особенно в зимний период, с наружной поверхности канатов должны быть удалены излишки консистентной канатной смазки, которые обычно имеются на канатах в состоянии поставки. Чтобы не проводить удаление наружной смазки, можно оговорить в заказе на тормозной канат требование об ограниченном нанесении смазки при изготовлении каната. В этом случае при изготовлении каната следует ограничиться пропиткой органического сердечника и смазкой проволок в конце свивки прядей без нанесения смазки на готовый канат. Нужно обратить внимание на условия хранения таких канатов, чтобы не допустить коррозии проволок еще до их навески.


Тормозные и амортизационные канаты
Установка ограничителя натяжения и натяжной скобы на тормозном канате

 

В зумпфе тормозные канаты крепятся к специально установленной балке. Крепление осуществляется при помощи ограничителей натяжения.

Ограничитель натяжения состоит из угольников, между которыми болтами зажимается канат. Угольники крепятся к балке болтами небольшого диаметра, которые должны освобождать нижний конец тормозного каната, разрываясь при нагрузке 1500 кгс. Такое крепление тормозных канатов, обеспечивая необходимое натяжение в процессе нормальной эксплуатации, исключает появление в них больших растягивающих усилий в момент срабатывания ловителя и подпрыгивания клети вверх. При жестком закреплении нижних концов тормозных канатов может произойти расклинивание ловителя с его последующим вторичным захватом, что недопустимо.

Натяжение тормозного каната производится специальной скобой. Угольники зажимаются болтами на канате, и при навинчивании натяжных гаек на болты в пределах 180-200 мм производится натяжение каната. Рекомендуемое усилие натяжения - 1000 кгс. Ориентировочная величина вытяжки из условия обеспечения указанного усилия натяжения может быть определена по формуле:

величина вытяжки из условия обеспечения указанного усилия натяжения

<!--[if gte msEquation 12]>l=mlS, мм,<!--[if !msEquation]--> <!--[endif]-->

где т - 100 для прядевых канатов с органическим сердечником, т = 70 для подъемных канатов закрытой конструкции; 1 - длина тормозного каната; S- расчетная площадь сечения всех проволок.

Для всех диаметров тормозных канатов применяется один и тот же типоразмер натяжной скобы и ограничителя натяжения. Натяжная скоба после установки ограничителя натяжения снимается. С течением времени тормозные канаты вытягиваются под действием собственного веса, поэтому периодически требуется их дополнительно натягивать.

Разработано устройство гидравлическое для натяжения канатных проводников.

Ниже балки натяжного устройства оставляется запас каната 5-10 м. Следует обращать внимание на то, чтобы конец каната был ровно отрезан и оплавлен электросваркой, это облегчает проход его в направляющих муфтах и ловителе при монтажных работах. Верхний конец тормозного каната соединяется с амортизационным канатом посредством соединительной муфты. В зависимости от типа амортизаторов и их расположения на копре соединительные муфты изготовляются трех типов: одноручьевые, трехручьевые и блочные.


Тормозные и амортизационные канаты
Соединительные муфты для тормозных и амортизационных канатов парашютных установок

 

В одноручьевой муфте, как и в муфтах остальных двух типов, концы тормозного и амортизационного канатов разделываются в стакане с конусной плоскостью и заливаются баббитом. Для закрытых тормозных канатов более надежным является разделка конца путем его расклинивания, что обеспечивает большую прочность крепления и исключает опасность появления гальванической пары между проволоками и сплавом.

Передача усилия от тормозного к амортизационному канату осуществляется через конусную полумуфту, на которую опираются клиновые разрезные губки, зажимающие канат под действием усилия со стороны торца стакана. Губки обеспечивают удержание каната усилием, равным половине его агрегатной прочности (разрывного усилия в целом). В сочетании с креплением конца в конусном стакане создается надежное закрепление тормозного каната при малых габаритах устройства. Конусные полумуфты соединяются ниппелем. Трехручьевые муфты служат для соединения тормозного каната с тремя или двумя амортизационными. Здесь одноручьевая муфта соединяет тормозной канат с центральным амортизационным канатом. Два других каната опираются на траверсу, которая вместе с замком объединяет конструкцию в одну муфту и обеспечивает передачу усилия от тормозного каната всем амортизационным. Если не устанавливать средний амортизационный канат, то муфта превращается в двухручьевую.

Блочные соединительные муфты применяются в тех случаях, когда амортизаторы устанавливаются на поршневых площадках в одной плоскости со шкивами. В этом случае возникает необходимость установки на одном тормозном канате двух амортизаторов для обхода нижнего копрового шкива. Конструкция муфты предусматривает возможность соединения одного тормозного каната с одним, двумя или тремя амортизационными канатами. Муфта состоит из полублока, соединенного щеками со стаканом, в котором удерживается тормозной канат. Амортизационные канаты огибают полублок, и концы их пропускаются через два амортизатора.

В качестве амортизационных канатов должны применяться нераскручивающиеся канаты крестовой свивки диаметром 45 мм ГОСТ 7665-80, изготовленные из проволоки не ниже марки I, т.е. допускается, как и для тормозных, применение грузовых канатов. Использование канатов закрытого типа в качестве амортизационных не рекомендуется из-за нарушения их структурной целостности при изгибе на малом диаметре. Амортизационные канаты ГОСТ 7665-80 должны иметь временное сопротивление разрыву 140 или 160 кгс/мм2. Перед навеской канаты не испытываются. Диаметр и временное сопротивление разрыву амортизационных канатов выбираются из условия, чтобы после протяжки через амортизатор и появления остаточной деформации они имели запас прочности не менее чем тормозные канаты. Длина амортизационных канатов принимается равной 15м при скорости движения клети до 10 м/с и 20м при скорости движения свыше 10 м/с. При применении одноручьевых и трехручьевых соединительных муфт соответствующие концы амортизационных канатов разделываются и заливаются баббитом в конусных стаканах, как и концы тормозных канатов.

Свободные концы амортизационных канатов разделываются и заливаются баббитом в воронках, изготовленных из кровельного железа. Верхний диаметр воронки должен быть равен 2-2,5 диаметра каната, а высота - 4-5 диаметрам каната. Конусная воронка предназначена для удержания амортизационного каната в случае его полной протяжки через амортизатор. При разделке конца каната в воронке стальные клинья между проволоками не забиваются. В местах перегибов свободных концов амортизационных канатов на копре должны устанавливаться деревянные подкладки. Свисающие с копра концы каната для фиксации положения привязываются к элементам копра тонкой проволокой в одну нитку. Прочное закрепление конца амортизационного каната к копру болтовыми зажимами не допускается. Амортизационные канаты должны быть по всей длине, включая оба конца, обильно смазаны канатной смазкой. Смазкой заполняются амортизаторы и соединительные муфты.

Тормозные канаты парашютов осматриваются еженедельно, а амортизационные - ежемесячно. Раз в месяц тормозные канаты осматриваются с участием заместителя главного механика шахты. Особое внимание при осмотре тормозных канатов должно быть обращено на участки около приемных площадок, а при осмотре амортизационных - на участки, вышедшие из амортизатора. Осмотр тормозных канатов, как и проводниковых, производится с крыши клети при движении последних вверх со скоростью не выше 0,3 м/с с пропусканием каната через паклю. Места с обнаруженными обрывами проволок осматриваются при неподвижном канате. Торчащие концы оборванных проволок необходимо удалить. Место обрыва замеряется от ближайшего расстрела и отмечается в журнале осмотра подъемной установки.

При осмотре тормозных и амортизационных канатов должно подсчитываться число оборванных проволок на шаге свивки в наиболее поврежденных местах, а также визуально с использованием штангенциркуля оценивается износ наружных проволок от истирания и коррозии. Если окажется, что на каком-либо участке, равном шагу свивки, число оборванных наружных проволок достигает 10% от общего числа проволок в канате или износ наружных проволок достигает половины их диаметра, то канаты должны быть заменены. Предельный срок службы тормозных и амортизационных канатов - 4 года.




Теги: канат, тормоз, проволока, клеть, муфта. Просмотров: 1009
Другие новости по теме: