Стальные канаты поставляются шахтам на деревянных барабанах (ГОСТ 11127-78), предназначенных как для наматывания канатов при их изготовлении, так и для транспортирования к потребителю и хранению до навески. Допускается поставка канатов на металлических барабанах. Щеки и цилиндры (шейки) барабанов должны быть покрыты изоляционным материалом или предохранительной смазкой. Канаты грузолюдского назначения поставляются с обязательной обшивкой барабанов досками. Диаметр цилиндра барабана по отношению к диаметру каната принимается не менее: 15-кратного - для прядевых канатов, 25-кратного - для подъемных канатов закрытой конструкции, 45-кратного для направляющих канатов закрытой конструкции.

Указанные соотношения соблюдаются и для вспомогательных барабанов, на которые канаты могут перематываться с заводских барабанов с целью хранения или транспортирования по стволу. Навеска канатов непосредственно с этих вспомогательных барабанов не допускается. На барабане канат укладывается плотными неперепутанными рядами, без защемления. Борт барабана должен выступать над наружным слоем не менее чем на 50 мм при диаметре каната более 25 мм и на величину, равную двойному диаметру каната, при диаметре последнего менее 25 мм. Концы каната прочно крепятся к барабану. У каждого каната есть металлическая бирка, на которой указываются наименование или товарный знак завода-изготовителя, заводской номер каната, его условное обозначение, длина каната в метрах, вес каната брутто в кгс и дата изготовления каната. Наряду с этим на каждый канат заводом-изготовителем выдается сертификат, в котором приводятся результаты механических испытаний в соответствии с ГОСТ 3241-91, в том числе назначение и марка каната, а также маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву и суммарное разрывное усилие всех проволок в канате. Указанные показатели используются при испытаниях канатов перед навеской на канатно-испытательных станциях, зарегистрированных в МакНИИ или ВостНИИ. Все подъемные канаты вертикальных и наклонных шахтных подъемов, за исключением канатов для грузовых наклонных подъемов с уклоном менее 30°, должны быть испытаны перед навеской.

Резервный испытательный канат перед навеской может вторично не испытываться, если срок хранения его не превышает 12 месяцев. На каждой людской и грузолюдской подъемной установке необходимы резервные испытанные и годные для навески канаты, на многоканатных подъемах - полный комплект головных и уравновешивающих канатов. Если полученный канат используется для нескольких подъемных канатов, то отрезок каждого из них испытывается на канатно-испытательной станции. Каждый образец длиной не менее 1,5 м, направленный на испытание, должен быть снабжен копией заводского акта-сертификата, заверенного шахтой, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой. На ярлыке ясно указываются: комбинат или трест, шахта, номер и назначение подъема, правый или левый канат, заводской номер каната, диаметр каната, ГОСТ, дата навески, отрубки и отправки каната на испытание. Оба конца каждого образца каната надежно обвязываются проволокой.

В случае отсутствия акта-сертификата на канатно-испытательную станцию представляется документ об его утере, составленный шахтой и заверенный отделом технического снабжения комбината. При этом испытанием устанавливается марка проволоки по вязкости, что достаточно для навески каната на грузовую подъемную установку. Навеска такого каната на людские и грузолюдские подъемы в отдельных случаях возможна, но только по согласованию с органами Госгортехнадзора. То же самое относится и к канатам, которые изготовлены заводом грузовыми по марке В, но отвечают при испытаниях на канатно-испытательных станциях требованиям, предъявляемым к грузо-людским канатам той же марки.

Отрезок каната длиной 350-400 мм от представленного шахтой образца на канатно-испыта- тельной станции расплетается на пряди и затем на отдельные проволоки, которые перед испытаниями очищаются от смазки. Испытания круглопрядных и фасоннопрядных канатов заключаются: в замере диаметров всех проволок, включая и мягкие центральные проволоки, если они имеются; испытании каждой проволоки на разрыв и каждой проволоки (за исключением мягких) на перегиб. Испытание проволок фасонного профиля в подъемных канатах закрытой конструкции на перегиб не производится. Контролируемым размером проволоки фасонного сечения является ее высота. Для круглых проволок диаметром 0,75 мм и менее испытание на перегиб заменяется испытанием на разрыв с узлом.

Несоответствие проволок каната предъявляемым требованиям определяется по следующим показателям:

- величине отклонения фактического диаметра, полученного как среднее арифметическое двух замеров во взаимно перпендикулярных направлениях в поперечном сечении проволок, от номинального;

- числу перегибов по сравнению с нормами ГОСТ 7372-79, уменьшенными на единицу в связи с наличием остаточной деформации проволоки, взятой из готового каната;

- величине допустимого разбега временного сопротивления разрыву проволоки, приведенного в ГОСТ 3241-91 для прядевых канатов и в ГОСТ 10505-76 для подъемных канатов закрытой конструкции.

По допускаемому разбегу временного сопротивления разрыву верхние и нижние допустимые пределы выбираются таким образом, чтобы отбрасывалось наименьшее число проволок в канате. Проволока считается не выдержавшей испытания: на разрыв, если ее фактическое временное сопротивление разрыву выходит за установленные нижний и верхний пределы; на перегиб, если при испытании число перегибов до излома меньше допускаемого.

Новый канат бракуется и не допускается к навеске, если в нем при испытании площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания на перегиб и разрыв, а также имеющих диаметры, не соответствующие сортаменту, составляет: для канатов, служащих для подъема и спуска людей (марка В), - 6%, для исключительно грузовых канатов (марка I) - 10%. Запас прочности каната по отношению к расчетной статической нагрузке определяется по величине суммарного разрывного усилия только выдержавших испытания проволок. Указанное суммарное разрывное усилие используется и для определения величины его отношения к весу концевого груза в случае выбора каната по временному запасу прочности для шахт глубиной свыше 600 м. В то же время допускаемый разбег в разрывных усилиях партии канатов, навешиваемых на многоканатную подъемную установку, определяется по суммарным разрывным усилиям всех проволок, включая и не выдержавшие испытаний. Канаты допускаются к навеске на многоканатную подъемную установку, если разбег в суммарных разрывных усилиях, вычисленный относительно наибольшего разрывного усилия, не превышает 5%.

Канаты до навески необходимо хранить в закрытых сухих помещениях, обеспечивающих сохранность от коррозии, а также защиту от влияния чрезмерно высоких и низких температур, при которых могли бы вытечь смазка из каната и повредиться органический сердечник. Барабан с канатом устанавливается так, чтобы его ось была в горизонтальной плоскости. При многоярусной укладке барабанов с канатами требуется прочно, с помощью клиновых брусьев, закрепить первый ряд барабанов. В случае временного хранения канатов вне склада, на открытом воздухе, нельзя укладывать барабаны непосредственно на землю. Барабаны следует устанавливать на козлы или на подставки из брусьев или стоек и тщательно покрывать толем, рубероидом или колпаками из листового железа, предусмотрев стоки для воды.

При длительном хранении канаты надо периодически, не реже одного раза в год, осматривать по наружному слою витков и дополнительно смазывать. Навеска каната может производиться путем сматывания его на барабан подъемной машины непосредственно с заводской катушки или со специальных лебедок, на которые предварительно перематывается канат заводской катушки. Растягивание каната в целях его промера перед навеской по шахтному двору с укладкой удлиненными петлями не допускается.

При перемотке каната с барабана на барабан нельзя допускать образования петель и заломов каната. Для этого барабаны с канатами необходимо устанавливать на специальные кронштейны (желательно с домкратными винтами), предварительно вставив в их отверстия вал. Вал барабанов больших размеров желательно устанавливать с подшипниками качения, что значительно облегчит процесс перемотки. Расстояние между барабанами должно составлять не менее 300 диаметров каната. Оси барабанов должны быть параллельны, направление сматывания и наматывания каната на новый барабан - в одну сторону. Не следует допускать вращения барабанов в разные стороны во избежание перегиба канатов в противоположную сторону по отношению к первоначальной намотке. Для полного исключения возможного срабатывания витков рекомендуется перемотку вести, сматывая канат снизу, а не сверху, и притормаживать его со стороны сматывания. В отдельных случаях допускается укладка барабанов (или одного из них) плашмя на легко вращающееся основание - каретку. Особое внимание при навеске необходимо уделять канатам односторонней свивки и канатам трехграннопрядным, так как эти канаты более склонны к петлеобразованию при отсутствии натяжения.

При выполнении работ по навеске подъемных канатов рекомендуется предварительно перемотать канат на барабан вспомогательной лебедки. При этом следует проверить длину каната, произвести его внешний осмотр, удалить антифрикционную смазку с поверхности каната, навешиваемого на шкив трения. В качестве вспомогательных лебедок могут быть использованы проходческие или специально изготовленные лебедки. Отношение диаметров барабанов и шкивов, используемых непосредственно при опускании каната в ствол в процессе навески на подъемную установку, к диаметру каната должно быть не менее: 25-кратного - для прядевых канатов, 30- кратного - для подъемных канатов закрытой конструкции, 45-кратного - для направляющих канатов закрытой конструкции. Для крепления отвеса каната на нулевой отметке или выше на копре в процессе операций по навеске канатов следует применять зажимы, которые, надежно удерживая канат, не повреждали бы его. Для прядевых канатов могут применяться деревянные (дубовые) двухболтовые зажимы либо четырех- или многоболтовые стальные зажимы с разрезными алюминиевыми втулками. Для закрытых канатов алюминиевые втулки не нужны.




Другие новости по теме: