В настоящее время гибкие проводники находят все большее применение. Это связано с тем, что они отличаются простыми требованиями к эксплуатации и в меньшей степени испытывают влияние искривления ствола по сравнению с жесткими проводниками. Однако они имеют и ряд недостатков. Они подвержены коррозии. Канаты подвергают оцинкованию на заводах. Канатные проводники изнашиваются вкладышами направляющих муфт и проводников. Направляющие устройства разделяются на рабочие, предохранительные и вспомогательные. В качестве рабочих направляющих устройств широко применяют разрезные цилиндрические втулки скольжения со сменными вкладышами. Вертикальные оси вкладышей при их установке должны совпадать с проектным положением осей канатных проводников (допускаемое отклонение ±3 мм). Вкладыши должны состоять из двух половин. Внутренний диаметр вставляемых вкладышей должен быть на 10 мм больше диаметра канатного проводника. Износ вкладышей не должен превышать 10 мм по диаметру.

В качестве вспомогательных направляющих устройств применяют башмаки скольжения различных конструкций непрерывные корытообразные направляющие или ролики с жесткой подвеской.

Первоначальные зазоры между контактными поверхностями вспомогательных направляющих и рабочими поверхностями металлических проводников на одну сторону и лобовом и боковом направлениях должны находиться в пределах 7 мм, а при деревянных - 10 мм. Увеличение указанных зазоров за счет износа допускается соответственно до 13 и 18 мм.

В соответствии с исследованиями за характеристику износа вкладыша втулки принимается линейная интенсивность износа I=h/S где h - высота изношенного слоя; S - путь трения.

Износ обусловлен физико-механическими свойствами вкладышей и проводников и влиянием окружающей среды. На износ существенно влияют скорость скольжения, характер движения, величина удельного давления, температура трущихся тел, наличие смазки и др. Продолжительность службы проводников в значительной степени зависит также от материала вкладышей и направляющих муфт. Широко применяют бронзовые, деревянные и чугунные вкладыши. Муфты делают закрытой конструкции, разъемными и со сменными разъемными вкладышами. Вкладыши направляющих муфт из антифрикционного чугуна в процессе работы быстро изнашиваются, что приводит к преждевременному истиранию канатов. Срок службы вкладышей из антифрикционного чугуна, как правило, не превышает трех дней. Согласно исследованиям, проведенным в МакНИИ, вкладыши, изготовленные из антифрикционного чугуна, целесообразно использовать в зимнее время при температуре в верхней части ствола ниже - 15°С. Не рекомендуется делать вкладыши из пластиката, текстолита, латуни, фторопласта и прессованной древесины, так как без смазки они весьма интенсивно изнашиваются.

Повысить срок службы направляющих муфт можно с помощью вкладышей из более износостойкого материала. На практике чугунные вкладыши заменяются капроновыми, резиновыми из конвейерной ленты, резиной (в виде набивки) Свердловского завода резинотехнических изделий. Срок службы такой набивки 7-8 дней. Замена набивки производится одним человеком за 5-10 мин. Дальнейшего уменьшения интенсивности износа и увеличения срока службы направляющих канатных проводников и вкладышей можно добиться путем применения удачно подобранной смазки. Смазка наносится на проводник как вручную, так и при помощи специальных приспособлений, смонтированных на подъемном сосуде или вне его. Для нанесения смазки на канатные проводники можно пользоваться устройством, которое предназначено для смазки шахтных проводников и тормозных канатов. После несложной переделки, которая заключается в установке на концах нижнего раздаточного маслопровода зажимов, аналогичных тем, которые установлены на тормозных канатах, указанное устройство можно применить для смазки проводниковых канатов.

Достоинство данного устройства - несложность конструкции и надежность в работе. Недостатком его является то, что проводниковые канаты по всей глубине ствола будут смазываться неравномерно. В верхней части канаты смазываются лучше, а в нижней хуже. Отрицательной стороной является также невозможность применения консистентной водостойкой смазки, обладающей, особенно в условиях водообильных стволов, большей адгезией к стальным, канатам, чем жидкая смазка.

Указанных недостатков лишено устройство для смазки канатных проводников и парашютных канатов, которое имеет следующую конструкцию.

На подъемном сосуде в удобном для обслуживания месте жестко закреплены смазочная камера, через которую пропущен смазываемый канат, а также резервуар, соединенный с камерой при помощи маслопровода. На сосуде располагается также баллон со сжатым воздухом, сообщаемый с резервуаром трубопроводом. Смазочная камера состоит из корпуса и разрезных втулок с фланцеобразными выступами, выполняющих роль уплотнителей. Корпус выполнен в виде двух полых шарнирно связанных полуцилиндров, один из которых жестко прикреплен к основанию на подъемном сосуде, а другой полуцилиндр соединен с первым замком. Уплотнители представляют собой две пары разрезных втулок с фланцеобразными выступами, которые при помощи пружин охватывают смазываемый канат, в результате чего равномерно наносится и снимается избыточный смазочный материал с каната. Наружный диаметр разрезных втулок меньше внутреннего диаметра корпуса. К внутренней поверхности последнего прикреплен ряд плоских полуколец, выполняющих роль направляющих, в которых имеют возможность перемещаться своими фланцеобразными выступами разрезные втулки в направлении, перпендикулярном к продольной оси смазочной камеры. Между двумя парами разрезных втулок образована кольцевая внутренняя полость для приема смазочного материала из резервуара. Корпус снабжен отверстием, через которое камера сообщена с резервуаром маслопроводом.

Работа устройства осуществляется следующим образом. Подлежащий смазке проводниковый или тормозной канат заводят в смазочную камеру и при движении сосуда по стволу смазочный материал из резервуара, соединенного с баллоном, трубопроводом, под воздействием сжатого воздуха по маслопроводу поступает через отверстие в корпусе смазочной камеры в кольцевую полость. При этом смазка покрывает всю рабочую поверхность участка каната. Разрезные втулки с фланцеобразными выступами при помощи пружин охватывают канат по периметру и препятствуют чрезмерному выходу смазки за пределы смазочной камеры. Для беспрепятственного прохода разрезных втулок по изношенным в разной степени участкам каната и в случае возможных отклонений подъемного сосуда при движении его по стволу, они могут перемещаться в направлении, перпендикулярном к продольной оси смазочной камеры, по направляющим, образованным рядом плоских полуколец, прикрепленных к внутренней поверхности корпуса.

Достоинство предложенного приспособления состоит в равномерном покрытии канатного проводника слоем смазки по всей глубине ствола, а также в возможности применения для этой цели консистентных водостойких сортов смазки.

В горной промышленности Великобритании нашло применение направляющее устройство, у которого смазка подводится непосредственно к рабочей поверхности вкладыша. В этом случае направляющее устройство представляет собой рамку, состоящую из двух частей, которые при помощи болтов через планки крепятся к подъемному сосуду. Внутри рамки находится вкладыш из износостойких материалов. Вкладыш удерживается в рамке при помощи верхних и нижних выступов. В средней части вкладыша имеется дугообразное утолщение, благодаря которому он может отклоняться относительно продольной оси рамки. В нижней и верхней частях вкладыша и рамки имеются кольцевые выемки, которые образуют верхний и нижний карманы, предназначенные для аккумулирования смазки. Из верхнего и нижнего карманов смазка по зазорам поступает на закругленную часть рабочей поверхности вкладыша, из которой смазка поступает в зазор между вкладышем и проводниковым канатом. Трубка служит дня подвода смазки из закрытой емкости, установленной на подъемном сосуде, к аккумулирующему карману. Смазка может подаваться насосом или поступать под действием собственного веса. В этом случае емкость с маслом устанавливается выше направляющей.

При движении подъемного сосуда вниз вкладыш смещается относительно рамки вверх и перекрывает зазор в верхней части рамки. При этом смазка из нижнего кармана через зазоры поступает на рабочую поверхность вкладыша, а с нее на проводниковый канат. При движении подъемного сосуда вверх вкладыш перекрывает зазор в нижней части рамки. Смазка из верхнего кармана через зазоры поступает на рабочую поверхность вкладыша, а с нее на проводниковый канат.

Преимущество рассмотренного устройства состоит в экономичном расходовании смазочного материала, возможности отклонения продольной оси вкладыша от продольной оси рамки при неравномерной загрузке подъемного сосуда. Недостаток - невозможность применения консистентных сортов смазки.

Регулярное смазывание проводников не только предохраняет канат от коррозии, но и предотвращает его интенсивный механический износ, что позволяет повысить срок службы канатов.

Следует отметить актуальность изучения долговечности направляющих устройств подъемных сосудов на канатных проводниках. От их количества, размещения, истирающего действия и т. п. зависит и долговечность проводниковых канатов. В работе «Теоретические основы динамики шахтного подъемного комплекса» указывается, что втулки трения могут быть причиной аварии при обрыве проволок каната закрытой конструкции, что при спуске сосуда может привести к его зависанию, а количество втулок - до трех - на один проводник может способствовать интенсивному истиранию канатного проводника и является источником дополнительных возмущений движению подъемного сосуда. Проводятся исследования по разработке направляющих устройств, основанных на системе роликов, перемещающихся по канату и надежно охватывающих канат. В НИИГМ им. М.М. Федорова для повышения долговечности применяют специальный материал.




Другие новости по теме: