Перед спуском-подъемом рабочих каждой смены дежурным электрослесарем на нулевой отметке ствола производится осмотр и проверка состояния клети, подвесных устройств головных и уравновешивающих канатов, ловителя парашюта (ТО-1).

В клети визуальным осмотром и непосредственной проверкой с помощью ключей и молотка поверяются целость и исправность металлоконструкции клети, состояние защитного зонта, дверей, защелок, засовов, надежность крепления направляющих устройств к раме клети при осмотре подвесных устройств, проверяется наличие шпингалетов или гаек на всех валиках шарнирных узлов, наличие зазоров (в пределах 40 мм) в коуше КРГ - между контрольным жимком и упорной втулкой коуша, в коуше ККБ - между контрольным жимком и корпусом коуша, в коуше КД - между хомутом и зажимом, в грушевидном коуше - между контрольным жимком и верхним рабочим жимком. Проверка подвесных устройств уравновешивающих канатов сводится с визуальному осмотру общего состояния конструкции и к проверки вращения вертлюгов, которые должны свободно вращаться от усилия руки. Проверка производится через люк в полу нижнего этажа клети или со специальной площадки. В ловителе парашюта проверяется наличие и целостность всех видимых его деталей.

Ежесуточно бригадой электрослесарей проводится более детальный осмотр и проверка состояния клетей, скипов и их узлов (ТО-2). Для этого подъемные сосуды освобождаются от груза и устанавливаются на нулевой отметке ствола. Площадки для осмотра подъемных сосудов очищаются от штыба, породы и других посторонних предметов. В металлоконструкции скипа и клети проверяются состояние заклепочных соединений, сварных швов, отсутствие механических повреждений в силовых элементах, исправность и надежность крепления защитного зонта и ограждения площадки. Проверяются также надежность крепления сектора затвора к кузову скипа состояние шарнирных узлов затвора, а в клети - исправность дверей, надежность их запирания, смазка шарниров, защелок. При наличии деформации дверей производится их рихтовка. При осмотре клетевых стопоров убеждаются в возможности открытия стопоров вручную и надежности фиксации их в открытом положении; четкости закрытия стопоров при воздействии на шток; затяжке всех болтов, наличии шплинтов и смазки в подшипниках и шарнирах. Узлы подвесного устройства очищаются от грязи, визуально проверяется отсутствие механических повреждений и трещин на всех доступных осмотру местах, а путем простукивания легкими ударами молотка - надежность затяжки болтовых соединений. В коуше КРГ проверяются состояние каната над вертикальными клиньями коуша, величина зазора между контрольным жимком и упорной втулкой. С помощью подъемной машины даются два-три натяжения и напуска каната до полного сжатия и растяжения приводной пружины парашюта, 'и проверяется возможность сводного перемещения коуша в направляющих уголках балки. В коуше ККБ осматривается канат на участке обхвата его ограничителем до места входа в защемление, проверяются надежность крепления зажима на холостой ветви каната, отсутствие проскальзывания каната в коуше (по наличию зазора между корпусом коуша и зажимом) и состояния амортизатора.

В коуше КД визуальным осмотром проверяется состояние головного каната в местах его выхода из вкладышей и огибания клина коуша, в грушевидном коуше - состояние каната на участке охвата коуша и особенно в районе нижнего жимка, по состоянию петли холостой ветви каната между контрольным и верхним жимками - отсутствие проскальзывания каната.

При проверке подвесных устройств для круглых уравновешивающих канатов, последние очищаются от грязи на участке контрольной петли. Измерение зазора между рабочей ветвью каната и петли у последнего зажима убеждаются в отсутствии проскальзывания каната в коуше. В случае уменьшения зазора по сравнению с первоначальным более чем в 1,5 раза производится перепанцировка каната. Простукиванием молотка контролируются надежность затяжки болтовых соединений, отсутствие трещин в деталях подвесного устройства, а путем поворота коуша от руки на пол-оборота - свободное вращение поворотной части вертлюга. При заедании вертлюг демонтируется, подвергается ревизии или заменяется новым. Проверяются состояние каната на участке зажимов и обхвата коуша, наличие стопорных планок с болтами и полуколец в месте соединения вала вертлюга с траверсой, отсутствие утечки масла из рабочей полости корпуса вертлюга.

Ежесуточно (ТО-2) контролируется состояние ловителя парашюта и направляющих муфт на клети (противовесе). Для этого клеть (противовес) устанавливается на перекрытие ствола и дается напуск головному канаты. Ловитель очищается от грязи, визуально проверяется отсутствие механических повреждений и трещин на всех доступных смотру деталях. Постукиванием молотка контролируется надежность затяжки болтовых соединений, проверяются наличие и состояние шплинтов в шарнирных узлах и срезных шпилек в опорах ловителя парашюта ПТКА. Деформированные шпильки заменяются новыми.

Напуском головного каната проверяется работа механизма ловителя. При этом пружина должна разжиматься, а клинья - перемещаться вверх и зажимать тормозные канаты. Проверяются также целостность и надежность крепления приводной пружины, наличие зазоров между пружиной и кожухом, а в сжатом состоянии - между витками.

При осмотре направляющих муфт в кронштейнах ловителя и на клети обращается внимание на отсутствие отклонения их от оси тормозного каната. Надежность крепления вкладышей и их износ. При износе муфт до 3 мм на сторону, направляющих муфт на клети - до 5 мм на сторону производится их замена. Необходимость замены вкладышей объясняется тем, что при износе, превышающем указанные значения, тормозные канаты будут касаться металлоконструкции клети, клиньев и спинки ловителя, вызывая их изнашивание.

Для проверки наличия смазки в шарнирных соединениях снимается кожух ловителя, и осматриваются шарнирные узлы. В случае отсутствия в них смазки с помощью соледолонагнетателя через специальные отверстия или вручную кистью производится смазка шарниров.

В парашюте ПТКША проверяются состояние и положение дополнительного шкива в направляющих фермы. Ползуны дополнительного шкива на должны упираться в поперечные планки ферм, а быть на равной расстоянии от них. Если ползуны касаются нижней поперечной планки, то включающий канат необходимо удлинить, если же они касаются верхней планки, то включающий канат необходимо укоротить. Указанные операции чаще всего приходится выполнить в начальный период после навески включающего или головного каната. В парашютах ежесуточно проверяется также состояние включающего устройства и срезных шпилек, соединяющих его с кронштейнами. Изогнутые шпильки необходимо заменить новыми.

В подъемных сосудах ежесуточно (ТО-2) производится осмотр и проверка состояния направляющих устройств (башмаков) и упругих роликовых направляющих при жесткой армировке и направляющих муфт при гибкой армировке. Применение упругих направляющих устройств разрешается только в сочетании с конструктивно обособленными жесткими предохранительными башмаками, устанавливаемыми непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда. Первоначальные зазоры на сторону между новыми предохранительными башмаками, устанавливаемыми непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда. Первоначальные зазоры на сторону между новыми предохранительными башмаками и рабочими поверхностями проводников должны состоять: для проводников из рельсов 10 мм, для проводников прямоугольного сечения 15 мм.

В настоящее время в угольной промышленности для направления движения подъемных сосудов и противовесов в коробчатых проводниках применяются разработанные НИИГМ им. М.М. Федорова упругие роликовые направляющие типа НКП трех типоразмеров НКП-260, НКП-320 и НКП-400. При ежесуточном техническом обслуживании (ТО-2) проверяются целостность колес роликоопор, крепление их на оси, роликоопор к станине и станины к раме подъемного сосуда, целостность подшипников, наличие кинематических зазоров между предохранительными башмаками и проводниками. Целостность подшипников определяется по легкости вращения колеса и отсутствию люфтов оси. Допустимый радиальный износ резиновых колес роликоопор направляющих устройств НКП- 260 составляет не более 25 мм, устройств НКП-300 - не более 35 мм, НКП-400 - не более 45 мм.

В вертикальных стволах с гибкой (канатной) армировкой в качестве направляющих устройств подъемных сосудов применяются направляющие устройства, основанные на принципе скольжения. Главными конструктивными элементами таких устройств являются корпус и цилиндрический вкладыш, состоящий из двух половин длиной по 250-300 лш. Изготовляются вкладыши, в основном, способом литья из серого чугуна (СЧ 21-40) и реже из бронзы.

При ежесуточном техническом обслуживании направляющих устройств для канатных проводников (ТО-2) обращается внимание на износ вкладышей и надежность их крепления в корпусах. Согласно Правилам безопасности внутренний диаметр новых вкладышей при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра соответствующего им проводникового каната. Не допускается износ вкладышей более 15 мм по диаметру.

Ежесуточно при осмотре клети и ее узлов (ТО-2) проверяется состояние приемно-отправи- тельных площадок, посадочных кулаков, качающихся площадок. Особое внимание при осмотре приемно-отправительных площадок обращается на состояние предохранительных решеток, отсутствие в них механических повреждений, исправную работу блокировок, связанных со стволовой сигнализацией. При осмотре посадочных устройств проверяются состояние элементов рычажной системы шарнирных узлов, свобода перемещения кулаков и качающихся площадок, надежность крепления их к раме. Необходимо также убедиться в наличии зазора между клетью и элементами посадочных устройств и в соответствии его величины. Проверяется исправность работы путевых стопоров; путевых тормозов и гасителей скорости.

Еженедельно в клети осматриваются посадочные амортизаторы, и проверяется затяжка болтов, удерживающих амортизаторы (ТО-3). В районе нулевой отметки ствола с помощью щупов (ступенчатых, клиновых, линейных) измеряются зазоры между рабочими и предохранительными башмаками скольжения и контактными поверхностями проводников жесткой армировки, а также износ цилиндрических вкладышей направляющих устройств для проводников гибкой армировки. При значениях износа, превышающих допустимые, направляющие башмаки (вкладыши) заменяются новыми.

В подъемных сосудах с направляющими устройствами качения измеряются все кинематические зазоры. При нарушении симметрии кинематических зазоров в предохранительных башмаках более чем на 7 мм (полуразность между величинами двух противоположных зазоров) производится их исправление путем перемещения соответствующих роликоопор. Перемещением роликоопор также устраняется зазор между проводником и колесом в случае износа последнего.

Если при внешнем осмотре отбойных лыж подъемных сосудов обнаружены следы соприкосновения лыж с канатами, то необходимо проверить натяжение проводниковых канатов.

В стволах с гибкой армировкой при помощи шаблонов и линеек замеряются зазоры между крепью ствола и подъемным сосудом, а также между двумя сосудами одного подъема и двумя сосудами разных подъемов в середине ствола при их встрече. Кроме того, замены производятся в критических местах ствола, т.е. в местах деформации крепи, искривления ствола и т.д. Ежемесячно с участием главного механика шахты или его помощника проводятся осмотр и проверка подъемных сосудов, подвесных и направляющих устройств, ловителя парашюта. Для выполнения данной работы порожный сосуд устанавливается на перекрытии ствола и дается напуск головному канату. В коуше типа КРГ головной канат освобождается из вертикальных клиньев и перемещается вниз на их высоту. В коушах типов КБ и КД канат также перепанцировывается и тщательно осматривается в месте защемления в коуше, на выходах из вкладышей и в месте сгибания клина. Если число оборванных проволок в канате достигает 5% общего числа на каком-либо участке, равном шагу свивки, то этот участок каната устанавливается выше зажима. Если же число оборванных проволок менее 5%, то канат запанцировывается на прежнем месте. Проверяется также состояние резиновых втулок в амортизаторах коушей, а в коуше КД прочищаются пазы между упругими пластинами вкладыша и клина.

Для проверки состояния уравновешивающий канат под жимками и на коуше фиксируется многоболтовым опорным зажимом, опирающимся на перекрытие ствола, и напускается подъемной машиной. Затем канат распанцировывается и очищается от грязи.

Если окажется, что на участке, равном шагу свивки, число оборванных проволок достигает 10% общего числа проволок, то канат должен быть запанцирован на новом участке (если позволяет общая длина каната).

Визуально проверяется целостность и исправность всех деталей подвесных устройств, смазываются шарнирные соединения. Осматривается металлоконструкция клети, скипа и его затвора; оценивается износ футеровочных листов кузова скипа, проверяется наличие зазоров между направляющими башмаками и проводниками с каждой стороны подъемного сосуда. При наличии недопустимого зазора заменяются башмаки или сменные вставки. Осматриваются посадочные кулаки, качающиеся площадки.

Производится детальный осмотр ловителя парашюта, проверяется наличие запасных деталей к нему (клин, спинка, пружины, вкладыши направляющих муфт, соединительная муфта, втулки, валики), наличие документации (формуляр, руководство по эксплуатации, общий вид ловителя, монтажные чертежи парашюта для данного подъема, графики осмотра и ремонта). При осмотре ловителя демонтируются кожухи, кронштейны с направляющими муфтами, приводная пружина, для снятия пружины нужно, чтобы она полностью разжалась, для этого снимаются спинки ловителя, выводятся тормозные канаты и медленно напускается подъемный канат. Все детали очищаются от грязи и ржавчины, промываются в керосине. Убеждаются в отсутствии трещин и деформаций, могущих снизить прочность; обмеряют клин, спинку и приводную пружину по высоте. Приводная пружина подлежит замене, если при осмотре обнаружена трещина или она имеет усадку по высоте до 4% первоначальной высоты.

При замене номер вновь поставленной пружины отмечается в пас порте парашюта. После сборки ловитель проверяется в действии путем натяжения и ослабления подъемного каната, при этом проверяются правильное и свободное движения всех его частей как в транспортном, так и в рабочем положениях. Следует также отметить, что парашют подвергается дополнительным осмотрам и ревизиям в присутствии главного механика шахты или его помощника в случае возникновения следующих аварийных ситуаций: при срабатывании парашюта, экстренном торможении подъемной машины, зависании подъемного сосуда в стволе, случайном падении в ствол посторонних пределов и других нарушениях нормальной работы подъемной установки, которые могут вызвать повреждения ловителя.

При захвате ловителя без обрыва головного каната необходимо осмотреть место захвата, для чего слесарям подъема (не менее двух человек) надо опуститься к месту включения ловителя, имея при себе необходимый инструмент (ключи, кувалду, ломик и др.).

В соответствии с характером захвата и состоянием подъемного каната следует дополнительно закрепить клеть за расстрелы и принять меры для выдачи людей на поверхность; расклинить ловитель и установись его на опорах; произвести детальный осмотр парашюта и подвесного устройства в объеме ежемесячного осмотра; осмотреть место захвата и устранить причины, вызывающие срабатывание ловителя; проехать на малой скорости по стволу для проверки отсутствия других причин, могущих мешать нормальной работе подъема; произвести детальный осмотр подъемного каната. Механик подъема должен отметить в «Книге осмотра и ремонта парашютов» причину срабатывания парашюта и принятые меры, а главный механик шахты дать разрешение на работу подъемной установки.

Ежемесячно производятся осмотр и проводят ревизию перекрытий ствола (Р01). Проверка стационарных перекрытий заключается в смазке трущихся поверхностей, редукторов и соединительных муфт, контрольном включении посадочной площадки. В поднятом (убранном) положении посадочные площадки должны надежно стопориться, а их опускание осуществляться без удара. Элементы передвижного перекрытия (балки, стяжные шпильки, гайки) должны храниться вблизи приемных площадок в сухом песке, причем балки должны быть окрашены в красный цвет и маркированы.

Ежеквартально заменяется смазка в подшипниках роликоопор направляющих устройств качения типа ИКП (Т1). Один раз в полгода подъемные сосуды с подвесными устройствами и парашютами подвергаются ремонту и испытаниям (Т2). При этом в подъемных сосудах устраняются выявленные при предшествующих осмотрах неисправности (вогнутости дверей, поручней, крышки, зонта), заменяются изношенные детали стопоров, разгрузочные ролики и др. Проверяется состояние мест соединения подъемного сосуда с подвесным устройством, завариваются трещины, выявленные в силовых элементах подъемных сосудов.

В скипах и клетях одноканатного подъема подвесное устройство отсоединяется от сосуда, разбирается, его детали очищаются от грязи, ржавчины, промываются в керосине, проверяется износ элементов шарнирных соединений, который не должен превышать значений, указанных в технических требованиях на дефектацию и ремонт деталей подвесных устройств и парашютов (РТМ 07.01.010-78). Если износ превосходит допустимое значение, то производится ремонт шарнирных узлов путем постановки новых валиков или запрессовки втулок и отверстий.

При проверке состояния клина в коуше КД необходимо убедиться в том, что он не имеет деформаций и видимых трещин. Перед сборкой коуша клин смазывается жировым солидолом (ГОСТ 1033-79). Заменяется масло в рабочей полости вертлюга, и проверяются состояние и износ шарнирных соединений подвесного устройства УП для круглых уравновешивающих канатов. Для замены масла вывинчиваются нижняя и две верхние пробки в корпусе вертлюга. После спуска масла пробкой завинчивается нижнее отверстие, а через одно из верхних отверстий с помощью воронки корпус вертлюга заполняется индустриальным маслом. Затем оба верхних отверстия закрываются пробками.

Уравновешивающий канат фиксируется многоболтовым опорным зажимом, устанавливаемым на перекрытии ствола, а подвесное устройство данного каната удерживается в вертикальном положении с помощью троса вспомогательной лебедки, тали или какого-либо другого грузоподъемного механизма. Подвесное устройство разбирается на отдельные элементы, измеряется износ валиков, вилок, тяг, траверсы. Величина износа валиков, отверстий вилок, тяг, траверсы по диаметру не должна превышать 4 мм. При большем износе соответствующие детали заменяются новыми. Все шарнирные узлы обильно смазываются солидолом УС-2, подвесное устройство собирается и припанцировывается к уравновешивающему канату.

Через каждые 6 месяцев эксплуатации парашютов производится полная разборка, промывка и очистка узлов ловителя с замерами изнашиваемых деталей и заменой их в случае необходимости запасными, поставляемыми заводом-изготовителем (Т2). Величина фактического износа деталей парашюта заносится в таблицу, которая прилагается к акту испытаний парашюта.

Если износ нескольких деталей (кроме спинки и клина) достигает предельного значения, то парашют подвергается капитальному ремонту, последний заключается в наплавке изношенных валиков или же изготовлении новых валиков ремонтным предприятием по чертежам и техническим условиям завода-изготовителя. Пружина, имеющая трещину или усадку по высоте, равную 4% ее первоначальной высоты, указанной в формуляре парашюта, заменяемся новой из числа запасных, присланных заводом-изготовителем. Установка пружин с неизвестными техническими данными запрещается.

В парашюте ПТКША помимо этого проверяется состояние подшипникового узла. Для этого шкив отсоединяется от натяжного каната, опускается до упора в нижние поперечные планки, и освобождается от каната. Подшипниковый узел разбирается, проверяется целостность его деталей.

С работами полугодового текущего ремонта парашюта (Т2) совмещается испытание его на надежность улавливания клети.




Другие новости по теме: