В послевоенный период было создано много конструкций индивидуальных металлических крепей.
Из них на пологих пластах в очистных забоях Донецких шахт используются призабойные стойки (трения и гидравлические), шарнирные верхняки, металлические костры, посадочные стойки, механизированные гидравлические посадочные стойки (типа «Спутник»).
Металлические крепи в основном применяются при управлении кровлей полным обрушением.
С 1947 г. Дружковский машиностроительный завод начал выпускать металлические раздвижные податливые стойки типа СГК-1 и СГК-2 с нарастающим сопротивлением. В течение ряда лет стойки СГК-1 и СГК-2 (последняя представляет модификацию , СГК-1) являлись единственной конструкцией, получившей распространение в очистных забоях.
Однако в начале 60-х годов эти стойки начали заменять облегченными типа СДТ (стойка ДонУГИ и Дружковского завода). Но в связи с недостаточным начальным сопротивлением стоек (3-4 т) они были модернизированы Дружковским заводом в стойки КСТ, с начальным сопротивлением до 8-10 т. Вес стоек КСТ по сравнению с СДТ был снижен.
В последние годы получили распространение стойки трения ТС, ЛС, СУ с характеристикой постоянного сопротивления. Из них наиболее широко применяются на пластах мощностью до 0,8 м стойки СУ. Особенностью стоек СУ по сравнению со стойками трения других типов является применение открытых профилей металла для выдвижной части и корпуса. Усилие от забивки горизонтального клина передается на вкладыш, который прижимает выдвижную часть к планкам трения.
В послевоенный период появились теоретические работы по вопросам шахтной аэродинамики. В первую очередь следует отметить монографию В. Н. Воронина на тему: «Основы рудничной аэрогазодинамики» (1951). Автор ее дал глубокую теоретическую трактовку физико-механической сущности процессов рассеивания и удаления газов вентиляционной струей и анализ эффективности этих процессов, а также рассмотрел новые научно-обоснованные методы расчета проветривания важнейших видов подготовительных и очистных выработок. В то время как в области теоретической и экспериментальной аэродинамики за последние десятилетия были достигнуты большие успехи (работы II. Жуковского, С. Чаплыгина, А. Колмогорова, Прандтля, Кармана, Никурадзе и др.), исследования в области рудничной аэродинамики как в нашей стране, так и за рубежом не проводились. Большой заслугой В. Н. Воронина является то, что он на базе современных воззрений на сущность процессов движения объяснил важнейшие проблемы шахтной аэрологии. В монографии В. Н. Воронина широко используется теория свободных струй для объяснения аэродинамики воздушных потоков в штрекообразных и камерообразных выработках и для вывода уравнений, позволяющих правильно рассчитывать проветривание глухих подготовительных выработок, камер очистных выработок рудных шахт при разных системах разработки. Его книга до настоящего времени является руководством при производстве различных аэродинамических исследований в лабораторных и производственных условиях.
В 1947 г. по чертежам Гипроуглемаша изготовлена опытная партия вентиляционных воздухопроводов из хлопчатобумажной ткани чефер, покрытый с обеих сторон тонким слоем резины. После некоторых усовершенствований эти трубы пошли в серийное производство под маркой М, а в 1953 г. после повышения механической прочности они получили шифр МУ. Уже в первой половине 50-х годов трубы М и МУ, в основном, вытеснили металлические, так как имели в 12-15 раз меньший вес, лучшую герметичность, меньшую трудоемкость монтажа и транспортировки, возможность изгиба воздухопровода и др.
Длительный опыт эксплуатации на шахтах Донбасса и других бассейнов выявил и ряд недостатков этих труб: горючесть, подверженность гниению, недостаточную механическую прочность, значительное аэродинамическое сопротивление и др., в связи с чем с 1963 г. выпускаются серийно трубы типа ТН из ткани чефер со специальной противогнилостной пропиткой и двухсторонним полихлорвиниловым покрытием, которые имеют большую механическую прочность (на 25-50%), меньший вес, в 2-2,5 раза больший срок службы, на 15-20% меньшее аэродинамическое сопротивление, не поддаются гниению и не горят.
В 1959-1960 гг. томский завод освоил серийное производство осевых одноступенчатых секционных вентиляторов СВМ-5М, СВМ-6М, СВМ-4М, имеющих более низкие напоры и мощности двигателей, чем «Проходка» соответствующих размеров.
Для проветривания подготовительных выработок шахт, основным видом энергии в которых является сжатый воздух, выпускались пневматические вентиляторы: томским заводом - ВП-4 (ВП-4П, ВМП-4), Горловским рудоремонтным заводом ВП-ЗУ, ВПМ-200.
Во второй половине 50-х годов машиностроительные заводы освоили выпуск высоконапорных центробежных вентиляторов, предназначенных для проветривания проходок шахтных стволов Донбасса.
В 1961 г. утвержден типаж вентиляторов местного проветривания, предусматривающий изготовление восьми типоразмеров вентиляторов: пяти с электроприводом - ВМ-3, ВМ-4, ВМ-5, ВМ-6, ВМ-8 и трех с пневмоприводом - ВМП-3, ВМП-4, ВМП-5. В основу этих вентилятором положена аэродинамическая схема одноступенчатого трубоосевого (с меридиональным ускорением потока) вентилятора, разработанного Донгипроуглемашем. Вентиляторы этого типа развивают больший напор и создают меньший шум, чем обычные осевые вентиляторы. По этой схеме Донгипроуглемаш совместно с конотопским и томским заводами разработали базовую конструкцию типажного ряда - вентилятор ВМ-5, серийный выпуск которого начат с 1964 г. Вентилятор ВМ-5 снабжен съемным двигателем, направляющим аппаратом для плавного регулирования режима работы, я также специальным противопомпажным устройством, позволяющим почти полностью устранить впадину на напорной характеристике вентилятора.
Шахтные вентиляторные установки, также как и довоенные и строившиеся в течение первых 10-12 послевоенных лет вентиляторы, имели ряд серьезных недостатков, которые снижали эффективность проветривания и затрудняли перевод этих установок на дистанционное и автоматическое управление. Поэтому, модернизируя и создавая новые вентиляторы в конце 40-х и начале 50-х годов, Донгипроуглемаш, ДонУГИ, ЦАГИ, ДПИ, Южгипрошахт, Донгипрошахт, Гипроуглеавтоматизация, тресты «Оргэнергоуголь», «Куйбышевуголь», «Советскуголь» и др. начали работы по усовершенствованию схем и конструкций отдельных узлов шахтных вентиляторных установок главного проветривания и их автоматизации.
В 1945 г. на Горловском, а затем и на Торецком машиностроительных заводах Главуглемаша было налажено производство шахтных вентиляторов главного проветривания, что дало возможность оснащать ими восстанавливаемые шахты. Горловский машиностроительный завод выпускал одно- и двухступенчатые осевые вентиляторы типа ЦАГИ серии «В» с диаметрами рабочих колес 1,2; 1,4; 1,8; 2,0; 2,4; 2,8 м, а Торецкий - центробежные вентиляторы двухстороннего всасывания с диаметрами рабочих колес 1,45 и 2,0 м. В 1946-1947 гг. эти заводы выпустили свыше 300 вентиляторов (в том числе 259 осевых). К концу 1950 г. на всех шахтах Донбасса имелись уже рабочие и резервные вентиляторные агрегаты. Общее количество вентиляторных установок главного проветривания достигло 889, из этого числа 319 установок было оборудовано осевыми вентиляторами серии «В».
Следует отметить, что в первые годы широкого внедрения осевых вентиляторов серии «В» был выявлен ряд серьезных эксплуатационных и аэродинамических недостатков, в связи с чем в 1947-1957 гг. вентиляторы неоднократно подвергались модернизации. В конце 40-х и начале 50-х годов рядом научно-исследовательских, учебных, проектных и проектно-конструкторских институтов, а также машиностроительных заводов и уголь¬ных предприятий страны проведена большая работа по обследованию действующих установок (ДПИ, ДонУГИ, ДГИ, Донгипроуглемашем, Горловским машзаводом), установлению поля вентиляционных режимов действующих и проектируемых шахт (МГИ, ДонУГИ, Донгипроуглемашем и др.), разработке новых аэродинамических схем и исследованию моделей вентиляторов (ЦАГИ, МГИ, ДПИ, ИГД АН УССР, ДонУГИ, Донгипроуглемашем и др.), созданию и испытанию промышленных образцов новых осевых и центробежных вентиляторов (Донгипроуглемашем, Гипроуглемашем, Горловским, Торецким, Артемовским, Каменским, Донецким машиностроительными заводами, ЦАГИ, МГИ, ДПИ, ИГД АН УССР, МУП СССР, МУП УССР), освоению серийного производства новых шахтных вентиляторов (Донгипроуглемашем и машиностроительными заводами). В результате проведенной работы шахты Донбасса и других бассейнов получили новые осевые вентиляторы серии К-06 (ВОК и ВОКД) и центробежные вентиляторы ВЦ, ВЦО и ВПД.
Послевоенный период развития угольных шахт Донбасса характеризуется прежде всего изменениями, связанными с увеличением глубины разработки: возрастанием газообильности угольных пластов и вмещающих пород, осложнением формы газовыделения, увеличением температуры горных пород, а также возрастанием производственной мощности шахт, увеличением общей протяженности подземных горных выработок.
Влияние этих факторов и процессов приводит к увеличению количества подаваемого в шахту свежего воздуха и общешахтной депрессии. Все эти факторы усложняют службу вентиляции и выдвигают перед ней новые задачи по дегазации угольных пластов и вмещающих пород, регулированию теплового режима шахт, рудничной газометрии и т. д.