ГТК-ЗМ отличалась от ГТК-3 более мощным двигателем (часовая мощность 25 кет, длительная - 16 кет), наличием расштыбовщика, удаляющего штыб от ведущей звезды режущей цепи и значительно уменьшающего общий расход мощности на ведение зарубки, наличием бара и режущей цепи новой конструкции и рядом конструктивных улучшений в подающей части. Однако новая машина имела одну рабочую скорость по¬дачи - 0,58 м/мин и одну маневровую - 6,6 м/мин, т. е. у нее еще отсутствовала возможность выбирать нужную скорость подачи в соответствии с изменением крепости зарубки, а также при встрече участков с включениями колчедана или кварцита и т. п. Только при замене шестерней в редукторе подающей части можно было получать рабочую скорость подачи в 0,46-0,71-0,91-1,05-1,22 и 1,48 м/мин.
Интенсификация добычи угля с переводом очистных забоев на работу по графикам цикличности требовала создания более мощных врубовых машин, позволяющих производительно работать в крепких и вязких угольных пластах с изменением на ходу машины скорости подачи в достаточно широких пределах.
Конструкторы Копейского машиностроительного завода им. С. М. Кирова Н. А. Шурис, Ф. В. Костюкевич и др. под руководством Я. И. Альшица создали новую врубовую машину КМП-43 (Копейская мощная, пульсирующая, 1943 г.) на базе электродвигателя с часовой мощностью 47 и длительной 25 кет. В опытной партии, выпущенной в 1944 г., машина именовалась КМП-44, а в серийном производстве, начатом в 1945 г.,- КМП-1.
Буровзрывные работы в сочетании с машинной зарубкой или без нее применяются при добыче угля или антрацита на пластах с крепким, вязким или содержащим крепкие прослойки углем, для которого пока не создано надежных комбайнов. Кроме того, они широко применяются при проходке выработок или бутовых штреков для получения закладочного материала непосредственно в выработанном пространстве очистного забоя.
Бурение по углю производится вращательными бурильными машинами с ручной подачей, называемыми часто электросверлами, электробурами, тогда как для бурения по породам различной крепости применяются электробурильные машины с механической или гидравлической подачей; последние монтируются на колонках, механических поддержках или на манипуляторах погрузочных машин.
Ручные электросверла снабжаются электродвигателем с короткозамкнутым ротором, мощностью от 0,9 до 1,4 кет (получасовой), имеют вес без бура и кабеля от 14,5 до 22 кг.
При одноступенчатом редукторе скорость вращения шпинделя сверла - 710-960 об/мин, при двухступенчатом - от 330 до 690 об/мин; в последнем случае более высокий крутящий момент позволяет применять электросверло для бурения в крепких и вязких углях.
Корпуса электросверл имели ребристую наружную поверхность для обеспечения лучшего охлаждения двигателя. В целях безопасности для работающих рукоятки электросверла и кожух вентилятора покрывались слоем резины.
Сверла СЭР-19 Д и СЭР-20 Д снабжались двухступенчатым редуктором, имели дистанционное управление. СЭР-20 Д имело двигатель мощностью 1,4 кет и применялось для бурения в крепких и Содержащих твердые включения угольных пластах.
Взрывонавалкой называют операцию погрузки (навалки) угля силой взрыва. Предварительно производится вруб реягущим баром увеличенной высоты или сдвоенным баром с целью получения более высокой врубовой щели в угольном пласте. В подрубленной пачке бурятся шпуры, куда закладываются взрывчатые вещества. Когда забойный скребковый конвейер будет передвинут к самому очистному забою, включается в работу скребковая цепь и производится взрыв. Отбитые куски угля, падая на конвейер, разбиваются на более мелкие и транспортируются цепью скребкового конвейера вдоль забоя на ближайший штрек.
Врубовая машина чаще перемещается по раме забойного конвейера и тогда она снабжается 2-образным баром увеличенной высоты и двух шарнирной режущей цепью. В этом случае зарубка производится без оставления земника у почвы пласта, предоставляя возможность крепить забой вслед за проходом врубовой машины и не затрачивать сил и времени на отделение земника, который получается при передвижении врубмашины с обычным плоским баром по раме забойного конвейера.
Гипроуглемашем в 1946-1947 гг. выпущены и испытаны в шахтах мощные скребковые конвейеры СТР-30 (скребковый транспортер, разборный, 30 кет) и СТП-30, передвигающийся в забое без разборки; позднее выпускался также модернизированный разборный скребковый конвейер СТР-ЗОМ. Опыт их применения в шахтах комбинатов «Ростовуголь» и «Луганскуголь» показал, что при правильной организации работ можно грузить способом взрывонавалки до 40% добываемого угля. Однако оставшийся уголь требовал трудоемкой и тяжелой операции ручной навалки на конвейер.
Поэтому взрывонавалка, как самостоятельный способ отбойки угля,, не получила распространения.