- - - Взрывонавалка и применение врубово-погрузочных навалочных машин

Взрывонавалкой называют операцию погрузки (навалки) угля силой взрыва. Предварительно производится вруб реягущим баром увеличенной высоты или сдвоенным баром с целью получения более высокой врубовой щели в угольном пласте. В подрубленной пачке бурятся шпуры, куда закладываются взрывчатые вещества. Когда забойный скребковый конвейер будет передвинут к самому очистному забою, включается в работу скребковая цепь и производится взрыв. Отбитые куски угля, падая на конвейер, разбиваются на более мелкие и транспортируются цепью скребкового конвейера вдоль забоя на ближайший штрек.
Врубовая машина чаще перемещается по раме забойного конвейера и тогда она снабжается 2-образным баром увеличенной высоты и двух шарнирной режущей цепью. В этом случае зарубка производится без оставления земника у почвы пласта, предоставляя возможность крепить забой вслед за проходом врубовой машины и не затрачивать сил и времени на отделение земника, который получается при передвижении врубмашины с обычным плоским баром по раме забойного конвейера.
Гипроуглемашем в 1946-1947 гг. выпущены и испытаны в шахтах мощные скребковые конвейеры СТР-30 (скребковый транспортер, разборный, 30 кет) и СТП-30, передвигающийся в забое без разборки; позднее выпускался также модернизированный разборный скребковый конвейер СТР-ЗОМ. Опыт их применения в шахтах комбинатов «Ростовуголь» и «Луганскуголь» показал, что при правильной организации работ можно грузить способом взрывонавалки до 40% добываемого угля. Однако оставшийся уголь требовал трудоемкой и тяжелой операции ручной навалки на конвейер.
Поэтому взрывонавалка, как самостоятельный способ отбойки угля,, не получила распространения.
Первые опытные навалочные машины применялись в Донбассе еще в 30-х годах. Это машины конструкторов завода «Свет шахтера» (Харьков) С. Ф. Синицкого, А. М. Непомнящего, Н. С. Полякова и Н. В. Мамонова, а в послевоенные годы - машины ГН-2 конструкции Л. Я. Григорьева, БНУ-1 Гипроуглемаша (испытания в шахте «Западная-Капитальная» комбината «Ростовуголь» в 1948 г.), опытный агрегат ЗАЛ конструкции Г. А. Ломова и др.
До серийного производства была доведена лишь машина ВПМ-1, созданная в 1948 г. группой конструкторов Гипроуглемаша во главе с В. П. Мартыненко в содружестве с производственниками комбината «Ростовуголь» и шахты «Западная-Капитальная» этого комбината.
Врубово-погрузочная машина ВПМ-1 могла быть изготовленной на базе любой из существующих врубовых машин, причем режущая цепь плоского бара при работе в одном направлении осуществляла зарубку лавы, а при изменении направления на противополояшое и оснащении специальными лопатками, вставляемыми в кулачки цепи нулевого положения,- навалку угля на забойный конвейер. При этом уголь направлялся на конвейер специальным отвалом, монтированным на баре.
Чтобы избежать простоев во время перемонтажа машины с производства вруба на погрузку угля и совместить во времени ведение этих операций, в длинном очистном забое нередко применяли самостоятельные врубовую и погрузочную машины. При этом врубовая машина работала с рамы забойного конвейера, а погрузочная - перемещалась по почве пласта или оставляемому врубовой машиной земнику. Взрывание угля производилось участками длиною по 25-35 м, а земник вслед за проходом погрузочной машины отделялся от почвы пласта и погружался на конвейер вручную.
При глубине вруба в 1,4-1,8 м и неустойчивой кровле отсутствие крепления в призабойной полосе (до срыва земника) приводило к нередким вывалам породы из кровли и даже обрушениям кровли, опасным для работающих в лавах.
Кроме того, по хронометражным данным, применение ВПИ-1 в шахтах комбината «Ростовуголь» приводило к большой затрате времени на вспомогательные операции (19% общего времени смены) и простоям рабочих во время подготовки и производства взрывных работ с последующим проветриванием забоя (71%), и в результате полезная работа машины занимала не более 10% общего времени. Производительность ВПМ-1 составляла всего 31,8 м2 забоя, т. е. вдвое меньше производительности врубовой машины в тех же условиях. Только отдельным машинистам-новаторам при максимальном уплотнении рабочего дня и лучшей организации труда удавалось в шахтах треста «Несветайантрацит» добывать с применением машины ВПМ-1 14-18 тыс. т антрацита в месяц.
Практическое применение врубово-погрузочных машин ВПМ-1 в Донбассе таково: на 1 января 1949 г. работали 26 ВПМ-1, на 1 августа - 57 машин ВПМ-1 из 66, имевшихся на шахтах. В конце 1950 г. было в эксплуатации 118 ВПМ-1.
Область их применения ограничивалась крепкими и вязкими угольными пластами, имеющими мощность более 0,5 м. Для таких углей в то время не было надежно работающих угольных комбайнов.
После двухлетней эксплуатации ВПМ-1 в шахтах комбината «Ростовуголь» число их стало быстро падать. Опасности, связанные с вывалами пород кровли в очистных забоях, сильно возросли в связи с переводом шахт на менее трудоемкий способ управления кровлей обрушением на органные тумбы МОС или ОКУ.
В 50-е годы быстро и успешно развивалось применение в некрепких, трещиноватых пластах угольных комбайнов. Не удалось создать надежных конструкций комбайнов только для разработки крепких и вязких угольных и антрацитовых пластов, содержащих нередко включения колчедана или кварцитовые прослойки. Это заставило конструкторов Копейского и др. заводов угольного машиностроения вновь задуматься над созданием врубово-навалочных машин с учетом имеющегося уже эксплуатационного опыта ВПМ-1.
В 1956 г. Копейский машзавод им. С. М. Кирова выпускает три опытных образца врубово-навалочной машины В-7 на базе врубовой машины КМП-2. Машина перемещалась во время работы по раме забойного конвейера СТР-30 или КСП-1 и, имея 2-образный бар с двух шарнирной режущей цепью, производила вруб без оставления земника. После взрывания подрубленного участка лавы на бар машины монтировался щиток, препятствующий пересыпанию угля через него и при обратном движении режущей цепи, частично оснащенной специальными скребками, разрыхленный взрывом уголь погружался на забойный конвейер. Машина В-7 была изготовлена в опытной партии.
Врубово-павалочная машина ВНГ-1 в отличие от В-7 была снабжена шарнирно-поворачивающимся 2-образным баром, что облегчало перевод бара в положение для транспортировки машины. Базой для ВНГ служила врубовая машина ПМГ-2.
В конце 50-х годов Копейский машзавод на базе врубовой машины КМП-3 выпустил врубово-навалочную машину ВНМ-1, а в 60-х годах ВНМГТ - на базе серийной врубовой машины с гидравлической бесступенчато-регулируемой подачей - «Урал-33». Обе машины производили за¬рубку угля с почвы пласта без оставления земника и грузили его на забойный скребковый конвейер СТР-30, КСП-1 или КС-9. Снабжение этих машин плоскими барами с одним изгибом обеспечивало погрузку зарубного штыба и отбитого взрывчатыми веществами угля на забойный конвейер. ВНМГТ находится пока в стадии опытного применения на пластах мощностью более 0,6 м, залегающих в устойчивых боковых породах.



Теги: конвейер, забой, пласт. Просмотров: 2561
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.