В годы Великой Отечественной войны Горловский машиностроительный завод им. С. М. Кирова был эвакуирован в г. Копейск Челябинской области. Там выпускались врубовые машины ГТК-ЗМ (Горловская тяжелая, канатная, 3-я модель, модернизированная), восстанавливались машины, поступавшие с шахт, изготавливались запасные части.
ГТК-ЗМ отличалась от ГТК-3 более мощным двигателем (часовая мощность 25 кет, длительная - 16 кет), наличием расштыбовщика, удаляющего штыб от ведущей звезды режущей цепи и значительно уменьшающего общий расход мощности на ведение зарубки, наличием бара и режущей цепи новой конструкции и рядом конструктивных улучшений в подающей части. Однако новая машина имела одну рабочую скорость по¬дачи - 0,58 м/мин и одну маневровую - 6,6 м/мин, т. е. у нее еще отсутствовала возможность выбирать нужную скорость подачи в соответствии с изменением крепости зарубки, а также при встрече участков с включениями колчедана или кварцита и т. п. Только при замене шестерней в редукторе подающей части можно было получать рабочую скорость подачи в 0,46-0,71-0,91-1,05-1,22 и 1,48 м/мин.
Интенсификация добычи угля с переводом очистных забоев на работу по графикам цикличности требовала создания более мощных врубовых машин, позволяющих производительно работать в крепких и вязких угольных пластах с изменением на ходу машины скорости подачи в достаточно широких пределах.
Конструкторы Копейского машиностроительного завода им. С. М. Кирова Н. А. Шурис, Ф. В. Костюкевич и др. под руководством Я. И. Альшица создали новую врубовую машину КМП-43 (Копейская мощная, пульсирующая, 1943 г.) на базе электродвигателя с часовой мощностью 47 и длительной 25 кет. В опытной партии, выпущенной в 1944 г., машина именовалась КМП-44, а в серийном производстве, начатом в 1945 г.,- КМП-1.
Соответственно более мощному двигателю, КМП-1 имела высоту по корпусу 375 мм, а габаритную высоту с учетом расштыбовщика - 412 мм, позволяла изменять скорость подачи на ходу машины в пределах от нуля до 0,86 м/мин; скорость холостого хода была равной 8,6 м/мин. Рабочее тяговое усилие составляло 5 т.
Машина широко применялась в угольных бассейнах СССР и постепенно совершенствовалась Копейским заводом. С 1951 г. она именуется КМП-2, а с 1957 г.- КМП-3. Последняя модель снабжалась электродви¬гателем с часовой мощностью 52 и длительной - 23 кет, имела бесступенчатое изменение рабочей скорости подачи (в пределах 0,3-1,4 м/мин), прежнюю скорость холостого хода - 8,6 м/мин и рабочее тяговое усилие от 7 до 10 т.
На восстановленном после войны Горловском машзаводе и при непосредственном участии конструкторов Гипроуглемаша Н. А. Шуриса и А. И. Чевненко была создана более мощная врубовая машина МВ-60 (мощная врубовая, 60 кет) высотою по корпусу 400 мм (без расштыбовщика). Мощность двигателя МВ-60 в 2 раза превышала мощность электродвигателя машины ГТК-ЗМ; он имел пусковой момент, вдвое превышающий пусковой момент двигателя у ГТК-ЗМ. Скорость подачи изменялась ступенчато в пределах 0,27-0,54-0,81-1,08 м/мин; скорость холостого хода была постоянной - 14,5 м/мин. В редукторе режущей части МВ-60 предусматривалось уменьшение вдвое скорости резания для проработки заштыбованной цепи или при зажатии режущего бара.
Первые 9 МВ-60 испытывались в 1946 г. в шахтах комбинатов «Ростовуголь» и «Донбассантрацит». Было установлено, что в длинных очистных забоях одна врубовая машина МВ-60 заменяет две машины ГТК-ЗМ.
До конца 1948 г. Горловский завод выпустил 200 МВ-60, а с 1949 г. эта машина стала использоваться лишь в качестве базовой для угольных комбайнов «Донбасс». Мощные врубовые машины Горловского и Копейского заводов решили вопрос о механизированной зарубке угольных и антрацитовых пластов с высокой производительностью. За создание и внедрение мощных врубовых машин КМП и МВ-60 в 1948 г. инженерам Н. А. Шурису (руководителю работы), А. И. Чевненко, Я. И. Алыницу, Б. Ф. Братченко, И. А. Леоненко, А. М. Хонахбееву и др. была присуждена Государственная премия.
Для тонких и весьма тонких пластов с крепким или вязким углем Горловский машзавод им. С. М. Кирова в 1949 г. выпустил врубовую машину ГТК-35 (Горловская тяжелая, канатная, 35 кет) с электродвигателем часовой мощности 35 кет, изменением на ходу скорости подачи в пределах 0,2-0,4-0,6-0,8 м/мин и тяговым усилием при рабочем ходе - 5 т.
Первые ГТК-35 были снабжены двигателем с часовой мощностью 28 кет. с двигателем мощностью 35 кет полностью заменила ГТК-ЗМ и серийно изготовлялась заводом до 1955 г.
С широким применением в 50-х годах угольных комбайнов число врубовых машин в Донбассе, как мы видим, уменьшается, тогда как производительность их растет. Процент добываемого угля с |применением врубовых машин упал в Донбассе с 73% в 1940 г. и 63,7% в 1945 г. до 43,4% в 1956 г., 38% в 1960 г. и до 26% в 1965 г. Аналогичная картина наблюдалась и в целом по угольной промышленности СССР.
Врубовые машины применялись только при разработке пластов с крепкими и вязкими углями, пластов, содержащих прослойки кварцита или колчедана, а также весьма тонких пластов, создание угольных комбайнов для которых оказалось весьма трудным.
Проектно-конструкторские институты и конструкторские бюро машиностроительных заводов вели работу по дальнейшему совершенствованию существующих и конструированию новых типов врубовых машин.
Так, конструкторское бюро Горловского завода в 1954 г. создало новую модель низкой врубовой машины ПМГ-1 (пульсирующая малогабаритная, горловская, первая модель) с пульсирующей подачей. Машина позволяла изменять на ходу скорость подачи от нуля до 0,97 м/мин при изменении маневровой скорости от нуля до 7 м/мин. Тяговое усилие в сравнении с ГТК-35М было увеличено для маневрового хода до 5 и для рабочего хода - до 7 т.
В серийном производстве, начатом в 1956 г., машина имела марку ПМГ-2, а после модернизации 1958 г. - ПМГ-3. Подающая часть этой врубовой машины и электродвигатель с часовой мощностью 35-42 кет послужили основой для выпуска комбайна для весьма тонких пластов - УКМГ-3.



Теги: уголь, пласт. Просмотров: 3323
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.