В результате введения новых норм амортизации себестоимость каждой тонны донецкого угля увеличилась с 0,61 - 0,83 руб. в 1958 - 1962 гг. до 2,06 руб. в 1963 г. и 1,90 руб. - в 1965 г.
Снижение амортизационных отчислений в 1964 г. по сравнению с 1963 г. является результатом уточнения переоценки основных фондов (в части начисления износа), проведенной в 1960 г. Так, был увеличен износ и уменьшена остаточная стоимость зданий и сооружений, на этой основе уменьшена и потонная ставка.
Тенденция роста полной себестоимости донецкого угля сохраняется и в первом году текущей пятилетки. По сравнению с 1965 г. в 1966 г. она увеличилась на 1,5% и составила 12 руб. 42 кон. Производственная себестоимость возросла за счет роста «Амортизации» на 6 коп. (0,5%), «Прочих денежных расходов» - на 6 коп. (0,5%), «Заработной платы» - на 3 коп. (0,25%), «Электроэнергии» - на 2 кон. (0,15%). Внепроизводственные расходы увеличились на 2 коп. Рост себестоимости произошел, главным образом, за счет шахт, разрабатывающих крутые пласты. Уровень себестоимости по этой группе шахт в 1966 г. составил 14 руб. 99 коп., т. е. возрос на 5,5% по сравнению с 1965 г.; по шахтам, разрабатывающим пологие и наклонные пласты - на 8 коп., или на 0,6% , а антрациты - на 10 коп., или 1,1%.
В 1967 г. себестоимость угля резко увеличилась (на 4,1%) по сравнению с 1966 г., главным образом, за счет роста «Материалов» на 22 коп. (1,8%), «Электроэнергии» - на 10 коп. (0,8%) и «Прочих денежных расходов» - на 11 коп. (0,9%), что объясняется введением с 1 июля 1967 г. новых повышенных цен по материалам и электроэнергии.
В текущей пятилетке (1966 - 1970) намечается снижение себестоимости угля за счет повышения уровня производительности труда, расширения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Снижение себестоимости донецкого угля должно быть обеспечено, главным образом, за счет сокращения удельного веса элемента «Заработная плата» при одновременном увеличении средней денежной оплаты труда. Доля заработной платы в себестоимости донецкого угля снизится на 9,9% и составит в 1970 г. 5 руб. 67 коп. против 6 руб. 59 коп. в 1965 г.
Темпы снижения элемента «Заработная плата» на шахтах Ростовской области будут ниже, чем в Донецкой и Луганской и составят 5,7%. Соответственно в себестоимости донецкого угля снизятся начисления на заработную плату на 8,9%.
В 1966 - 1970 гг. сохранится благоприятное соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, что обеспечит дальнейший рост средней заработной платы трудящихся. Годовая заработная плата одного рабочего по Донецкому бассейну за пятилетие увеличится на 10,4% и составит 2483 руб. против 2384 руб. в 1965 г.
Значительные темпы роста основных фондов в текущем пятилетии (1966 - 1970 гг.) в размерах, намного опережающих темпы роста объема добычи, способствуют дальнейшему повышению фондо - и энерговооруженности труда и закономерному увеличению в себестоимости донецкого угля удельного веса элементов «Электроэнергия» и «Амортизация». Затраты на электроэнергию увеличиваются на 19,4% в 1970 г. по сравнению с 1965 г., при их росте на шахтах Ростовской области - на 14,3%. Амортизация в себестоимости донецкого угля увеличивается на 5,1% при одновременном росте на шахтах Ростовской области на 6,9%.
Высокие темпы развития угольной промышленности Донецкого бассейна будут способствовать систематическому снижению удельного веса материалов, топлива, прочих денежных и внепроизводственных расходов. Проведение организационно - технических мероприятий позволит снизить полную себестоимость донецкого угля на 4,3%, которая составит в 1970 г. И руб. 70 коп. против 12 руб. 23 коп. в 1965 г. Темпы снижения себестоимости на шахтах Ростовской области будут ниже и составят за пятилетие 3,5%.
Соотношение роста производительности труда и заработной платы, структура фонда заработной платы. Важнейшим условием повышения эффективности общественного производства является рост производительности труда, показатель которого качественно характеризует работу каждого отдельного предприятия и всей промышленности в целом. Отличительной особенностью угольной промышленности является высокая трудоемкость работ по добыче угля. В себестоимости одной тонны угля заработная плата составляет преобладающую часть. Поэтому повышение темпов роста производительности труда имеет решающее значение для снижения издержек производства.
Техническое развитие угольной промышленности Донбасса в послевоенный период, широкое использование новых машин и оборудования обеспечили значительное повышение производительности труда. В 1965 г. по сравнению с 1945 г. производительность труда рабочего по добыче составила 33,6 т, т. е. увеличилась в 2,3 раза. Рост производительности труда рабочего в 1967 г. составил 3,3% по сравнению с 1965 г.
Повышение производительности труда - это сложный процесс, зависящий от многих условий и факторов, которые влияют на объем добычи угля и затраты труда и тем самым определяют уровень и динамику производительности труда.
В наибольшей степени производительность труда возросла в 1947 - 1956 гг., когда на шахтах происходило массовое внедрение новой техники. Среднегодовой темп прироста производительности труда составил в эти годы 9,7%. Довоенный уровень производительности труда был достигнут отдельными трестами и шахтами в апреле 1953 г. Однако по сравнению с предшествующим годом вследствие значительного ухудшения горно - геологических условий и недостатков в использовании новой техники уровень производительности труда по Донбассу снизился на 0,4%.
Соотношение между темпами роста добычи угля и производительности труда рабочего в первое послевоенное десятилетие свидетельствует о том, что преобладающая часть прироста добычи достигнута за счет роста производительности труда.
В 1956 - 1958 гг. в связи с переходом на сокращенный рабочий день месячная производительность труда повышалась медленно при значительном росте сменной выработки.
Среднегодовой темп прироста производительности труда за это время составил всего 0,8%. В 1958 г. началось ускорение темпов роста производительности труда, превышение ее по сравнению с 1957 г. составило 3,5%.
За семилетку среднегодовой темп прироста производительности труда рабочего по добыче в Донецком бассейне составил 3,8%. Среднегодовые темпы прироста по угольным комбинатам Донбасса не были одинаковыми. Наибольший темп прироста производительности труда произошел в комбинате «Донбассантрацит» (5,1%). В 1965 г. на шахтах этого комбината производительность труда повысилась по сравнению с 1958 г. на 39,5% и составила 39,9 т на одного рабочего по добыче, а в 1967 г. производительность труда составила 41,8 т. Это самый высокий уровень производительности труда рабочего, на 20,5% превышающий средний по комбинатам Донбасса.
Меньше всего производительность труда возросла в комбинате «Ростовуголь». В 1967 г. по сравнению с 1958 г. она увеличилась на 8,7%.
За это время темпы прироста производительности труда по годам не были равномерными. Наибольшее возрастание было достигнуто в 1960 г. На шахтах Донецкой области темп прироста производительности труда составил в этом году почти 7%, а в Луганской области - более 10%.
Наибольший темп прироста производительности труда рабочего был на шахтах, разрабатывающих пологие и наклонные пласты. В среднем в 1959 - 1965 гг. он составил почти 5%. Наименьший темп прироста был на шахтах, разрабатывающих крутые пласты, - 2,7%. На шахтах, добы¬вающих антрациты, среднегодовой темп прироста производительности труда составил 3,1%.
В текущем пятилетнем плане развития народного хозяйства (1966 - 1970) сохраняются высокие темпы повышения производительности труда на основе дальнейшей механизации и автоматизации трудоемких произ¬водственных процессов.
Производительность труда рабочего по добыче в целом по угольной промышленности Донецкого бассейна к концу 1970 г. составит примерно 41,0 т, т. е. повысится на 25% по сравнению с 1965 г. Среднегодовой темп прироста производительности труда составит 4,6%.
Рост производительности труда будет обеспечен, главным образом, в результате увеличения количества комплексно - механизированных лав, оснащенных агрегатами и комплексами, механизации работ в очистных забоях на пластах крутого падения, расширения механизации погрузки угля и породы при проведении подготовительных выработок, увеличения объема добычи из лав со столбовыми системами разработок, конвейеризации наклонных выработок, механизации навалки угля в лавах с пологими и наклонными пластами и антрацитами, увеличения нагрузки на шахту и очистной забой.
За 22 послевоенных года в угольной промышленности Донбасса не наблюдается закономерности в темпах роста производительности труда и заработной платы, что объясняется, главным образом, неоднократным проведением в этот период изменения системы оплаты труда.
При этом за весь период темпы роста производительности труда в большей части опережали темпы роста заработной платы. По сравнению с 1945 г. производительность труда в 1965 г. увеличилась в 2,5 раза, а заработная плата - в 2,3 раза.
В 1946 - 1950 гг., исключая 1947 г., рост производительности труда опережал рост средней денежной заработной платы, причем коэффициент опережения был неодинаковым.
Средняя денежная заработная плата в 1947 г. повысилась на 26,0% по сравнению с 1946 г., а производительность труда - на 10,5%. Такое повышение заработной платы явилось объективной необходимостью, которая позволила быстро поднять уровень жизни донецких шахтеров, резко упавший за годы войны.
В 1951 - 1955 гг., кроме 1954 г., коэффициент опережения роста производительности труда по отношению к средней заработной плате был незначительным и составил 1,01 - 1,05. В условиях массового снижения в эти годы цен на предметы потребления темпы роста денежной заработной платы отставали от темпов роста производительности труда. Производительность труда возросла за этот период на 13,7%, а средняя денежная заработная плата оставалась, в основном, на прежнем уровне.
Большое влияние на уровень и динамику средней заработной платы оказывал ежегодный пересмотр норм выработки, который не сопровождался соответствующим ростом производительности труда и приводил зачастую к снижению заработной платы. Например, в 1955 г. производительность труда повысилась по отношению к 1954 г. на 2,0%, а средняя заработная плата снизилась на 1,3%, составив 124 руб. за месяц.
В 1956 - 1957 гг., когда происходил переход на сокращенный рабочий день и новую систему оплаты труда, соотношение между ростом производительности груда и заработной платы ухудшилось. Заработная плата, особенно в 1957 г., возросла на 25% , а производительность труда - только на 1,2%. В 1958 г. это соотношение улучшилось, но в 1959 г. рост заработной платы резко превысил повышение производительности труда.
В 1960 - 1967 гг. в угольной промышленности Донбасса не было строгой пропорциональности в темпах роста производительности труда и заработной платы. Опережающий рост производительности труда имел место в 1960, 1961, 1963, 1964, 1966 и 1967 гг. Однако средний коэффициент опережения был незначительным и составлял 1,02.
Структура фонда заработной платы, сложившаяся в послевоенные годы, отражала все недостатки в организации тарифной системы, в нормировании труда, которые образовались в результате ряда объективных условий. Сдвиги, происшедшие в структуре заработной платы к концу первой послевоенной пятилетки, свидетельствуют о резком снижении удельного веса заработка по основным ставкам и окладам с 78,0% в 1945 г. до 63,2% в 1950 г. и увеличении различного рода прогрессивных и премиальных доплат. Установленные решением правительства в 1947 г. для работников угольной промышленности льготы и преимущества увеличили на 7,5% долю выслуги лет в структуре заработной платы.
В последующую пятилетку (1951 - 1955) не произошло существенных сдвигов в соотношении различных форм и систем оплаты труда шахтеров Донбасса.
В результате пересмотра устаревшей тарифной системы угольные предприятия в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 8 октября 1956 г. «О неотложных мерах по развитию угольной промышленности Украинской ССР» перешли на новую систему оплаты труда и сокращенный рабочий день. Значительные изменения произошли в составе профессий и уровне тарифных ставок. Были ликвидированы многочисленные виды прогрессивных и премиальных доплат и установлено единое коллективное премирование за выполнение плана добычи угля и проведение подготовительных работ.
Упорядочение заработной платы обеспечило заметные сдвиги в ее структуре. Изменения в соотношении форм и систем заработной платы
произошли в сторону увеличения основного заработка. Удельный вес основного заработка рабочего по добыче в 1955 г. составлял 63,5%, а в 1958 г. он достиг 71,1%. Различного рода доплаты снизились с 16,3 до 12,6%.
Внедрение новой техники на угольных шахтах Донбасса, механизация и автоматизация трудоемких и тяжелых процессов обусловили сдвиги в структуре заработной платы в сторону увеличения удельного веса повременной оплаты и уменьшения оплаты по сдельным расценкам, что является закономерным процессом.
Одной из причин роста долевого участия повременной оплаты явилось повышение в 1964 г. тарифных ставок рабочим - повременщикам и увеличение их численности. Наибольшее изменение в структуре заработной платы наблюдается в комбинате
«Ростовуголь». Доля повременной оплаты в структуре увеличилась на шахтах этого комбината на 8,2%.
Переход на сокращенный рабочий день и новые условия оплаты труда способствовали сокращению доплат за сверхурочную работу. В результате повышения среднемесячной заработной платы, роста численности подземных рабочих, получающих дополнительный трехдневный отпуск, увеличился удельный вес оплаты отпусков на 0,8%, почти на 2% возросли выплаты вознаграждений за выслугу лет.
После перехода на новые условия оплаты труда и сокращенный рабочий день в структуре фонда заработной платы инженерно - технических работников удельный вес основных окладов повысился на 5,5%, а премий снизился. Оплата ИТР по основным окладам в 1964 г. составила 77,3%, т. е. выше на 5,5%, чем в 1958 г.
Цена, рентабельность и хозяйственный расчет. В условиях социалистического народного хозяйства цена представляет собой один из важнейших экономических рычагов укрепления хозяйственного расчета.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза сформулировано одно из важнейших требований нашей хозяйственной практики: «Цены должны во все большей степени отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждому нормально работающему предприятию».
Указанное требование соблюдалось только на отдельных этапах развития экономики угольной промышленности.
Систематическое изменение себестоимости угля, этого основного элемента цены, объективно требует периодического приведения цен к сложившемуся уровню общественных затрат труда при изготовлении однородной продукции - в целом по отрасли, или в условиях угольной промышленности - по бассейну, для которого устанавливаются единые цены на отдельные марки и сорта углей.
Действовавшие до 1949 г. оптовые цены на уголь, установленные ещё в довоенные годы, не соответствовали уровню себестоимости донецкого угля, значительно возросшему во время Великой Отечественной войны и в период восстановления Донбасса. Несоответствие цены уровню себестоимости обусловило убыточную работу угольной промышленности Советского Союза. Это потребовало покрытия убытков за счет государственной дотации из бюджета.
Приведение оптовой цены на уголь в соответствие со сложившейся себестоимостью в первые послевоенные годы было бы экономически неоправданным, ибо увеличение себестоимости в годы войны в Донбассе и в период его восстановления не было прямым отражением роста общественных затрат, а явилось результатом осуществления мероприятий, вызванных последствиями Великой Отечественной войны.
Послевоенная перестройка народного хозяйства и проведение денежной реформы позволили ввести с 1 января 1949 г. оптовые цены на уголь, которые в основном были повышены до уровня себестоимости, предусмотренной пятилетним планом на 1950 г. Приведение оптовой цены к уровню плановой себестоимости способствовало укреплению хозяйственного расчета, повышению стимулов в борьбе за выявление и использование внутрипроизводственных резервов, направленных на снижение себестоимости угля.
Высокие темпы развития народного хозяйства, повышение уровня механизации трудоемких процессов, завершение восстановления угольных шахт Донбасса во второй послевоенной пятилетке обеспечили значительное повышение производительности труда и снижение себестоимости. Это позволило провести снижение оптовых цен на донецкие угли: с 1 января 1952 г. - на 7% и с 1 июля 1955 г. - на 3,8%. При разработке прейскуранта особое внимание было обращено на устранение имевшихся неправильных соотношений в ценах на отдельные марки и сорта углей, на стимулирование добычи донецких коксующихся углей марок К и ПС.
Установленные в 1955 г. оптовые цены на уголь остаются без изменений в течение последующих 10 лет, несмотря на то, что в эти же годы Советским правительством проведены мероприятия по повышению уровня заработной платы шахтеров и сокращению рабочего дня, проведена переоценка основных фондов, введены новые повышенные нормы амортизации. Осуществление этих мероприятий обусловило значительное увеличение себестоимости донецкого угля по сравнению с 1955 г. Действующие в настоящее время оптовые цены на уголь не отражают средних общественных издержек на его добычу, и их повышение является объективной необходимостью.
Низкие цены на уголь не совместимы с правильным учетом затрат общественного труда, что не позволяет с необходимой точностью определить эффективность производства в различных отраслях народного хозяйства и приводит к искусственной убыточности работы угольной промышленности, нарушению принципа хозяйственного расчета.
В условиях систематического развития себестоимости и периодического изменения цен представляется необходимым проследить их влияние на уровень рентабельности по периодам.
Рентабельность предприятия представляет собой его доходность как результат хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени. Себестоимость добычи угля в сопоставлении с выручкой от реализации определяет результаты хозяйственной деятельности предприятия, т. е. рентабельность или убыточность его работы. Рентабельным является такое предприятие, у которого средства, полученные от реализации продукции, превышают издержки производства.
В результате высокой себестоимости угля, значительно превышающей среднюю прейскурантную цену, в первой послевоенной пятилетке угольная промышленность Донецкого бассейна работала нерентабельно, имела огромные убытки, исчисляющиеся десятками миллионов рублей; они, в основном, покрывались за счет средств из госбюджета. Система государственных дотаций не создавала экономического стимулирования в борьбе за снижение себестоимости продукции.
Снижение себестоимости в 1950 - 1954 гг. и введение нового прейскуранта цен оказало благоприятное влияние на повышение уровня рентабельности шахт Донбасса. За все послевоенные годы только в этот период угольная промышленность Донбасса работала рентабельно, значительно сократилось число убыточных шахт. Снижение себестоимости донецкого угля в 1950 г. обеспечило рентабельную работу комбинатов «Артемуголь», «Донбассантрацит», «Ростовуголь». Сумма прибыли по этим комбинатам составила 36,6 млн. руб. В результате производственно - хозяйственной деятельности сумма убытков по комбинатам «Донецкуголь» и «Луганскуголь» равнялась 20 млн. руб. При этом комбинат «Луганскуголь» продолжал работать убыточно в 1951 - 1952 гг.
Начиная с 1955 г. повышение себестоимости и ухудшение качества добываемого угля привело к увеличению числа нерентабельных шахт и убыточной работе всего угольного бассейна. Только комбинат «Ростовуголь» в 1955 - 1956 гг. работал рентабельно.
Семилетним планом развития народного хозяйства на 1959 - 1965 гг. предусматривалось снижение себестоимости донецкого угля, причем не предполагалось, что это обеспечит рентабельную работу всего бассейна, убыточность которого в 1958 г. составляла 483,9 млн. руб.
Уровень убыточности по Донбассу в 1962 г. уменьшился на 0,3% по сравнению с 1958 г., при снижении убыточности по шахтам Донецкой и Луганской областей на 1,2% и ее увеличении по комбинату «Ростовуголь» на 5,3%. Снижение уровня убыточности на шахтах Донецкой и Луганской областей явилось следствием уменьшения себестоимости на 3%, при снижении за этот период цены угля на 1,4% за счет ухудшения качества углей. Если средняя зольность по всем углям в 1959 г. составила 18,3%, то в 1962 г. - 18,7%.
По комбинату «Ростовуголь» увеличение уровня убыточности обусловлено повышением издержек производства и снижением цены на уголь вследствие ухудшения его качества.
Более высокие темпы снижения уровня убыточности были достигнуты на шахтах Луганской области (2,6%) и небольшие - Донецкой (0,1%), что является результатом снижения себестоимости угля на шахтах Луганской области - 5% и Донецкой - 1,6%, при почти одинаковом уменьшении цен.
Происшедшее изменение себестоимости, зольности и структуры добычи отдельных марок углей оказало заметное влияние на средний уровень убыточности.
Неблагоприятное влияние на оптовую цену и на увеличение среднего уровня убыточности по Донецкой области оказал возросший в 1962 г. объем добычи угля с повышенной зольностью по маркам Г и ПС.
По Луганской области влияние на увеличение среднего уровня убыточности оказали возросшие зольность и объем добычи по маркам Г, Ж, К и Т. Хотя объем добычи угля марки Г вырос незначительно, но он составлял пятую часть всех добываемых углей в области и поэтому увеличение зольности угля марки Г на 1,4% , а цен на 4,2% оказало заметное влияние на средний уровень убыточности.
Изменение себестоимости, цены, уровня убыточности и структуры добычи отдельных марок углей на шахтах Донецкого бассейна (в границах УССР) характеризуется данными.
Особенно неблагоприятными оказались 1963 - 1966 годы, когда убытки достигали размеров 799,3 - 960,4 млн. руб., против 460,9 млн. руб. в 1961 г.
Это обусловлено, главным образом, введением в действие с 1 января 1963 г. новых повышенных норм амортизационных отчислений и новым порядком начисления амортизации на основные производственные фонды, связанные с отработкой промышленных запасов угля через потонные ставки.
Характерной чертой экономики угольной промышленности является резкое различие в уровне себестоимости на отдельных шахтах. В зависимости от лучших или худших горно-геологических и некоторых других условий себестоимость угля на шахтах колеблется от 47 до 212% от средней себестоимости по бассейну. При действующей системе установления единых внутрибассейновых цен, базирующихся на средних издержках производства, неизбежно наличие прибыльных и планово - убыточных шахт, трестов даже при условии установления цен на уровне общественных издержек производства.
В условиях Донбасса при установлении средних цен на уровне общественных затрат труда, обеспечивающих уровень рентабельности 7 - 8%, число убыточных шахт будет составлять около 40%.
Наличие значительного количества убыточных шахт неизбежно приводит к системе государственных дотаций, что влечет за собой ослабление основ хозяйственного расчета, приводит к снижению роли цены в экономике предприятия. Система дотаций не способствует улучшению хозяйственно - финансовой деятельности шахт, ибо убыточность одних шахт, как и чрезмерная прибыльность других не ориентирует их на выявление и использование резервов производства.
При действующей системе планирования шахтам не созданы одинаковые условия в части формирования поощрительных фондов. В угольной промышленности Донбасса в течение всего послевоенного времени, как и в отдельные периоды, когда бассейн был прибыльным, большое число шахт и трестов были планово - убыточными.
В Донецкой и Луганской областях в 1959 - 1962 гг. из общего числа 332 - 360 шахт и шахтоуправлений рентабельно работало всего 38 - 42 шахты. Резкое увеличение себестоимости и убыточности в 1963 - 1965 гг. привело к сокращению числа рентабельно работающих шахт и шахтоуправлений до 14 и в 1966 г. - до 16.
В социалистическом обществе основным методом ведения хозяйства на предприятии является хозяйственный расчет. Он охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, благодаря чему улучшаются технико-экономические показатели его деятельности. Проводимые государством различные мероприятия отвечали требованиям развития народного хозяйства и хозяйственного расчета на каждом отдельном этапе.
Однако высокие темпы развития народного хозяйства выдвигают новые повышенные требования к хозрасчету, принципы которого на отдельных этапах развития советской экономики могут отставать от требований, предъявляемых быстрым ростом промышленности.
В свете задач коммунистического строительства в последние годы стали особенно заметны некоторые серьезные недостатки в использовании хозрасчета в народном хозяйстве. Нормальной организации его на предприятиях мешали просчеты в планировании и управлении производством. Научный подход к развитию экономики нередко подменялся субъективными волевыми решениями. Наряду с этим была ограниче¬на оперативно - хозяйственная самостоятельность предприятий. В таких условиях хозрасчет не мог в полной мере играть основную роль в выполнении народнохозяйственного плана. Хозяйственный расчет предполагает, что каждое предприятие должно обеспечивать себя прибылью, покрывающей, как минимум, потребность в средствах на развитие производства и образование поощрительных фондов. В первые годы Советской власти В. И. Ленин в письме в Наркомфин указывал: «...тресты и пред¬приятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий». Однако этот вопрос не представлялось возможным решить в течение длительного времени, о чем свидетельствует практика развития экономики угольной промышленности, которая из 22 послевоенных лет только 5 лет работала рентабельно.
Но и в этот период более 30% шахт Донбасса были убыточными и находились на государственной дотации, что не позволяло полностью использовать хозрасчет как метод хозяйствования для наиболее эффективного развития экономики.
Сентябрьский Пленум (1965 г.) ЦК КПСС и XXIII съезд КПСС рассмотрели и оценили с позиции марксистско-ленинской науки достигнутые успехи в развитии экономики страны. Наряду с этим были вскрыты имеющиеся недостатки в планировании и стимулировании предприятий, в результате чего хозрасчет в последние годы стал носить формальный характер.
При этом отмечается, что существующая система материального поощрения слабо заинтересовывает работников в повышении эффективности производства и нередко действует вразрез с интересами народного хозяйства в целом.
Глубокое и всестороннее рассмотрение развития экономики нашей страны позволило советскому правительству и Коммунистической партии принять решения, обеспечивающие дальнейшее совершенствование хозяйственного расчета, организации форм и методов управления, планирования и экономического стимулирования, использование в плановом управлении экономикой прибыли, цены, кредита, хозяйственных договоров. Эти решения направлены на качественное изменение экономической роли социалистического предприятия, на устранение препятствий, мешающих действию экономических законов социализма, поднятию на более высокий уровень управления социалистическим производством.
Обеспечение наилучших условий для использования объективных экономических законов и на этой основе дальнейшее развитие хозяйственного расчета, создание системы экономического стимулирования, обеспечивающих повышение эффективности общественного производства - в этом и заключается смысл и содержание хозяйственной реформы.
Перевод предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования потребовал решения комплекса сложных экономических проблем. Разработка проблем, совершенствование отдельных проработок и экспериментальная проверка их в производственных условиях продолжается и в настоящее время. Однако следует отметить, что решение задач, связанных с осуществлением реформы в угольной промышленности, является более сложным, чем в других отраслях промышленности. Этим в определенной степени и объясняется то обстоятельство, что экспериментальная проверка отдельных положений реформы и отработка новой системы планирования и экономического стимулирования осуществляется всего на трех шахтах Донбасса: 8-8 бис треста «Красногвардейскуголь», № 2 треста «Шахтерскантрацит» и в шахтоуправлении № 66-67 треста «Свердловуголь».
Основной задачей этого эксперимента была перестройка экономической работы предприятия в соответствии с основными положениями реформы. Поэтому вполне закономерно сосредоточение основных усилий на решении вопросов внутришахтного планирования и хозяйственного расчета. Важным является выработка системы материального стимулирования коллектива производственного подразделения за улучшение основных показателей работы предприятия - реализации продукции, повышения уровня рентабельности. Большое значение имеет методика составления плана на основе осуществления принципа материальной заинтересованности трудящихся предприятия в принятии повышенного планового задания по объему производства за счет использования внутрипроизводственных резервов.
Процесс изыскания дополнительных резервов для соблюдения обязательств перед бюджетом и создание фондов, которые смогли бы намного усилить стимулирование повышения эффективности производства, знаменуют собой новый этап в планировании, характеризующийся осуществлением принципа заинтересованности предприятия в установлении высоких плановых показателей работы. Новые методы планирования и экономического стимулирования послужили основой для достижения органического единства интересов коллективов предприятия и государства уже в самом процессе разработки плана. Коллективы предприятий обеспечивают вскрытие и мобилизацию производственных резервов в гораздо большем объеме, чем это можно было достигнуть на основе указаний директивных организаций.
Первые результаты работы шахт в новых условиях показали, что их производственно - хозяйственная деятельность намного улучшилась. Объем реализации к концу 1966 г. в сопоставлении с 1965 г. увеличился почти на 6%, а среднесуточная добыча выросла более чем на 4%. Пол года работы в новых условиях позволили, например, шахтоуправлению № 66-67 треста «Свердловуголь» увеличить реализацию угля на 12% в сравнении со вторым полугодием 1965 г. Сверхплановая прибыль составила 23 тыс. руб. Производительность труда рабочего по добыче угля возросла на 1,4%, а заработная плата с учетом выплат из фонда материального поощрения повысилась на 9,3%.
Из сказанного следует, что опыт работы предприятий, переведенных на новые условия планирования и материального стимулирования позволяет в общем определить, насколько разработанные положения отвечают требованиям хозяйственной реформы.
Это объясняется тем, что предприятия, переведенные на новую систему, внедряют только отдельные положения хозяйственной реформы. Поэтому новая система экономического стимулирования не может полностью раскрыть себя в условиях работы отдельно взятого предприятия, так как большая их часть работает по - старому. При этом также следует учесть, что переведенные на новую систему планирования шахты работали в условиях действия старых цен и сложившегося материально - технического снабжения и сбыта. Однако в процессе подготовки и при переходе отрасли на новую систему должна быть создана гибкая система ценообразования и введен новый прейскурант цен, что является основным условием для внедрения хозяйственной реформы.
В условиях систематического изменения себестоимости продукции как в сторону ее снижения, так и повышения, закономерным является периодическое проведение пересмотра цен с целью приближения их к общественно необходимым затратам труда. Именно поэтому проводимая хозяйственная реформа включает в себя разработку нового прейскуранта цен. Прейскурант цен на уголь, который введен с 1 июля 1967 г., обеспечивает уровень рентабельности угольной промышленности Донбасса в размере примерно 7,5% к стоимости основных и оборотных средств.
Введенный с 1 июля 1967 г. новый прейскурант цен позволил угольной промышленности Донбасса в течение второго полугодия 1967 г. резко снизить убытки и довести их в 1967 г. до 327,3 млн. руб. против 960,4 млн. руб. в 1966 г.
В новых условиях хозяйствования прибыль предприятия является одним из основных планируемых показателей, от размера которой зависят поощрительные фонды и материальное стимулирование трудящихся. В этих условиях создание одинаковых возможностей для предприятий может быть достигнуто при установлении, наряду со средними оптовыми ценами по бассейну для расчетов с потребителями, индивидуальных расчетных цен на уголь для каждой шахты (или группы) на основе экономически обоснованной их плановой себестоимости и средней нормы прибыли для расчетов шахт с Углесбытом. Применение расчетных цен позволит разрешить противоречие между общественно необходимыми и индивидуальными затратами на добычу угля.
Планирование расчетных и установление оптовых цен на уголь вытекает из самой сущности социалистического общества. Правильно установленные цены отражают общественные издержки производства. В условиях угольной промышленности они включают сумму индивидуальных плановых издержек производства, т. е. на формирование оптовой цены в равной степени оказывают влияние шахты с высокими и низкими индивидуальными издержками производства. После введения с 1 июля 1967 г. нового прейскуранта цен, обеспечивающего рентабельную работу шахт Донецкого бассейна, будут применяться и расчетные цены на уголь. Они дадут возможность учесть объективно существующие различия в условиях добычи угля отдельных шахт бассейна и позволят создать равные условия для всех шахт в части создания поощрительных фондов и на этой основе укрепить хозяйственный расчет.
Подводя итоги развитию угольной промышленности Донбасса за 50 лет, прошедших после Великой Октябрьской социалистической революции, следует отметить высокие темпы развития экономики и культуры в бассейне. На всех этапах развития народного хозяйства страны Донецкий бассейн является основным поставщиком коксующихся и энергетических углей, идущих на все металлургические заводы Украины и в центральные районы Европейской части СССР, на предприятия химии, железнодорожный транспорт и в другие отрасли тяжелой промышленности.
Ведущая роль, которую играет Донецкий бассейн в развитии экономики Украинской ССР и промышленности Советского Союза, обусловлена его географическим положением, близостью к главным экономическим центрам страны и крупным месторождениям железной руды, высоким качеством и широким ассортиментом добываемого угля.
Повышение технической вооруженности труда и рост основных производственных фондов наряду с другими факторами позволили увеличить объем добычи угля с 25,3 млн. т в 1913 г. до 205,1 млн. т в 1966 г., или более чем в 8 раз.
Сегодня на долю Донбасса приходится свыше одной трети общей добычи каменного угля и 56% коксующихся углей Советского Союза. По объему добычи угля бассейну принадлежит: первое место в СССР, третье в Европе и пятое в мире.
Технический прогресс всего народного хозяйства обеспечил высокие темпы механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких процессов. Накануне первой мировой войны в Донбассе уровень механизации, например, подрубки угля, составлял 0,5% , в то время как в США он достигал уже 50,7%. На современных угольных шахтах степень механизации самого трудоемкого процесса - навалки угля - поднялась до 82%, проходки подготовительных горных выработок - до 86% и автоматизации стационарных установок (шахтных подъемников, вентиляторов, водоотлива, конвейерных линий) - до 67%.
Дальнейший рост промышленности на юге и в центре страны в ближайшей перспективе еще более повышает роль и значение развития экономики угольного производства в Донбассе. Ускоренными темпами будут развиваться новые перспективные районы Большого Донбасса-Западный и Южный, а также Зверево-Грязновское месторождение в Ростовской области.
Увеличение объема добычи угля немыслимо без дальнейшего перевооружения угольных предприятий новейшей техникой и роста основных производственных фондов, что коренным образом изменит уровень механизации труда на шахтах и будет способствовать повышению эффективности общественного производства.



Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.