В первые годы после освобождения Донбасса на подъемных установках применялись только канаты конструкций 6 X 19 и 6 X 37 точечного касания, которые не отличались от канатов довоенного времени. Основы конструирования и технологии изготовления шахтных подъемных канатов были впервые разработаны в трудах П. П. Нестерова.
С разработкой П. П. Нестеровым, Д. Г. Жидковым и Г. И. Йозефом теории рационального геометрического построения канатов удалось изготовить канаты линейного касания, а с изменением в 1956 г. Государственного стандарта (ГОСТ) на канаты из круглых прядей с линейным касанием были созданы условия для внедрения этих канатов на шахтном подъеме Донбасса.
Дальнейшее усовершенствование канатов линейного касания за счет выбора оптимальных параметров их свивки дало возможность увеличить срок их службы до двух раз.
В настоящее время Волгоградским стале-проволочно-канатным заводом освоена технология производства канатов по ГОСТ 3085-55, которые успешно эксплуатируются на шахтах треста «Несветайантрацит» комбината «Ростовуголь». Этим же заводом проводятся работы по замене в шахтных канатах пенькового сердечника пластмассовым и металлопластмассовым. Трехграннопрядные канаты освоены и Харцызским сталепроволочно-канатным заводом.
Строительство глубоких шахт потребовало нового проходческого подъемного оборудования. Применявшиеся для проходки вертикальных стволов (до 400 м) бобинные подъемные машины с плоскими канатами не могли обеспечить проходок более глубоких стволов. Возникла необходимость в разработке конструкций круглых некрутящихся канатов. Создание их потребовало новых теоретических, лабораторных и промышленных исследований.
К первым работам по теории некрутящихся канатов относятся исследования С. Т. Сергеева, а в дальнейшем - К. А. Дубовика, в которых канат рассматривался как сумма винтовых пружин. Опытные образцы круглых некрутящихся канатов, разработанные во Всесоюзном научно-исследовательском институте организации и механизации шахтного строительства (ВНИИОМШС), изготавливались на Харьковском канатном заводе. Такие канаты для промышленного использования изготавливает Харцызский сталепроволочно-канатный завод.
Совершенствование существующих и создание новых типов подъемных машин и установок. В послевоенные годы заложены шахты большой производительности и глубиной 1200-1300 м. Это потребовало создания новых мощных подъемных машин. Заводы тяжелого машиностроения СССР в 1944-1945 гг. изготовили большое количество различных типов подъемных машин, в том числе первую подъемную машину с одноканатным шкивом трения диаметром 7,2 м, спроектированную Гипроуглемашем и выпущенную НКМЗ в 1946 г. Эта машина в отличие от зарубежных образцов такого же типа с широким шкивом была выполнена с узким шкивом, а для смены и навески канатов на одном с ним валу была специальная бобина небольшого диаметра, позволяющая осуществить эти операции так же, как и при широком шкиве трения. Создатели машины (А. И. Берон, И. А. Рабинович, Б. Л. Давыдов, Н. А. Малевич, С. С. Гржибовский и П. Г. Шульман) удостоены Государственной премии.
Для подъемных машин, выпущенных в послевоенный период, характерным является значительное повышение их качества. Так, до 1941 г. барабаны подъемных машин имели клепаную конструкцию. В послевоенный период завод НКМЗ освоил сварные конструкции барабанов подъемных машин, которые более надежны в эксплуатации и обладают значительно меньшим весом, чем клепаные или литые. Подъемные машины НКМЗ с цилиндрическими барабанами диаметром 4; 5 и 6 м и грузоподъемностью до 16 т, изготовленные в период 1946-1951 гг., в 1,5 раза легче аналогичных английских или американских подъемных машин. В те же годы НКМЗ освоил впервые в СССР выпуск нескольких типоразмеров мощных подъемных машин с одинарным разрезным бицилиндроконическим барабаном сварной конструкции с диаметрами большого цилиндра 8 и 9 м. Эти машины примерно в два раза легче соответствующих американских машин с литыми барабанами.
В 1941 г. в Донбассе эксплуатировалось 637 подъемных установок с общей мощностью электродвигателей 11 600 кет. Из них 72% были оборудованы двухбарабанными подъемными машинами с цилиндрическими барабанами, 18,5% - однобарабанным, 5,7% - машинами со шкивом трения, 0,75% - машинами с бицилиндроконическими барабанами и 2% - бобинными подъемными машинами.
За период временной оккупации Донбасса гитлеровцы все это оборудование уничтожили. В первое послевоенное десятилетие (1944-1954 гг.) угольная промышленность Донбасса оснащалась более совершенными подъемными установками, которые, однако, приспосабливали к восстанавливаемым довоенным стволам шахт. Так, к концу 1954 г. из общего числа подъемов по выдаче угля только 26% составляли скиповые подъемные установки. Число клетевых подъемов достигало 74%, из них 15% приходилось на опрокидные клети. На 21% клетевых подъемов осуществлялся механизированный обмен вагонеток.
Второе десятилетие (1954-1964 гг.) в Донбассе характеризуется строительством новых, восстановлением и реконструкцией старых шахт. Новые и реконструируемые шахты оборудовались для выдачи угля исключительно скиповыми подъемами. В 1964 г. выдачу угля производили 56% скиповых и 44% клетевых подъемов, из которых число опрокидных клетей составляет 28%. Удельный вес опрокидных клетей возрос за счет сокращения подъемных установок с простыми клетями. На 46% клетевых подъемов оборудован механический обмен вагонеток.
Совершенствование шахтного подъема Донбасса шло не только по линии увеличения удельного веса скиповых подъемов, но и за счет создания более совершенных подъемных машин. В это время появилась многоканатная подъемная машина. В отличие от машин этого типа на многоканатной подъемной машине использовался не один, а несколько подъемных канатов. На шкиве трения для увеличения сцепления каната со шкивом предусматривалась специальная футеровка.
Исследования наивыгоднейших режимов работы подъемной установки, начатые акад. М. М. Федоровым еще в 20-х годах и углубленные профессорами В. Б. Уманским и Г. М. Еланчиком, нашли свое продолжение в работах профессоров А. С. Ильичева, Б. Л. Давыдова, Б. Я. Левина, П. П. Нестерова, 3. М. Федоровой, а также А. С. Масляного, Л. И. Жукова и др.
Важные работы по автоматическому регулированию подъемных машин проведены профессорами А. Е. Троп, К. М. Барамидзе, Г. Е. Иванченко, О. М. Крыжановским.
Рассмотрение подъемной установки как трехмассовой системы было произведено Ю. Ф. Пономаренко, Н. Г. Переслегиным, В.Ф. Столярчуком, В. М. Чермалых.
Изучение силовых колебательных процессов, происходящих в элементах подъемной установки, потребовало рассмотрения ее как многомассовой механической системы с упругими звеньями.
Первые исследования в этом направлении были произведены доктором технических наук А. Н. Голубенцевым в 1954-1955 гг. и продолжены в последующие годы Н. Г. Гаркушей, А. П. Нестеровым, В. Ф. Кузнецовым и И. С. Найденко.
На современном этапе изучение динамики шахтного подъема осуществляется путем создания электронной модели подъемной установки и широким исследованием динамических явлений, возникающих во всех ее элементах.
В области динамики движения подъемных сосудов и разгрузочных кривых проведены глубокие исследования А. С. Ильичевым, М. И. Слободкиным и Д. Е. Искрицким.