В 1941 г. в Донбассе эксплуатировалось 637 подъемных установок с общей мощностью электродвигателей 11 600 кет. Из них 72% были оборудованы двухбарабанными подъемными машинами с цилиндрическими барабанами, 18,5% - однобарабанным, 5,7% - машинами со шкивом трения, 0,75% - машинами с бицилиндроконическими барабанами и 2% - бобинными подъемными машинами.
За период временной оккупации Донбасса гитлеровцы все это оборудование уничтожили. В первое послевоенное десятилетие (1944-1954 гг.) угольная промышленность Донбасса оснащалась более совершенными подъемными установками, которые, однако, приспосабливали к восстанавливаемым довоенным стволам шахт. Так, к концу 1954 г. из общего числа подъемов по выдаче угля только 26% составляли скиповые подъемные установки. Число клетевых подъемов достигало 74%, из них 15% приходилось на опрокидные клети. На 21% клетевых подъемов осуществлялся механизированный обмен вагонеток.
Второе десятилетие (1954-1964 гг.) в Донбассе характеризуется строительством новых, восстановлением и реконструкцией старых шахт. Новые и реконструируемые шахты оборудовались для выдачи угля исключительно скиповыми подъемами. В 1964 г. выдачу угля производили 56% скиповых и 44% клетевых подъемов, из которых число опрокидных клетей составляет 28%. Удельный вес опрокидных клетей возрос за счет сокращения подъемных установок с простыми клетями. На 46% клетевых подъемов оборудован механический обмен вагонеток.
Совершенствование шахтного подъема Донбасса шло не только по линии увеличения удельного веса скиповых подъемов, но и за счет создания более совершенных подъемных машин. В это время появилась многоканатная подъемная машина. В отличие от машин этого типа на многоканатной подъемной машине использовался не один, а несколько подъемных канатов. На шкиве трения для увеличения сцепления каната со шкивом предусматривалась специальная футеровка.
Шахты Донбасса, построенные в этот период, отличаются большой производительностью и глубиной. В результате этого возрос полезный за один раз поднимаемый груз. Проблема подъема больших грузов с больших глубин решается именно с помощью многоканатного подъема.
Одним из основных показателей, характеризующих степень технико-экономического совершенства подъемных установок, является трудоемкость подъема и откатки на поверхности. В Донбассе этот показатель довольно высок и колеблется в пределах 216-245 человек на 1000 т добычи. Трудоемкость зависит от типа главного подъема (скиповой, клетевой, конвейерный, концевым или бесконечным канатом), а также от степени механизации и автоматизации поверхностного комплекса шахты. При скиповом подъеме, где процессы погрузки-разгрузки и транспорта на поверхности автоматизированы, трудоемкость подъема минимальна.
Однако около половины всех подъемных установок по выдаче угля на вертикальных стволах - клетевые. Это связано со сложной и трудоемкой откаткой вагонеток на поверхности. В Донбассе 54% составляют наклонные стволы, где трудоемкость подъема и откатки на поверхности высока, т. к. 51% всех наклонных главных подъемов оборудованы бесконечной откаткой, или откаткой концевыми канатами. Эти подъемы требуют наибольшего числа обслуживающего персонала.
Скиповой подъем наклонных шахт составляет всего 38% и конвейерный - 11%.
Развитие угольной промышленности Донбасса будет идти по пути дальнейшей механизации и автоматизации всех процессов добычи и полной автоматизации комплекса шахтного подъема с целью облегчения труда и снижения трудоемкости процессов.
Совершенствование подъемных установок потребует замены громоздких и устаревших подъемных машин на современные. Уже полностью вытеснены в Донбассе бобинные подъемные машины. На смену громоздким, тяжелым и дорогим в изготовлении машинам с бицилиндроконическим барабаном приходят многоканатные подъемные машины. В ближайшее десятилетие в Донбассе будет установлено свыше 100 многоканатных подъемных машин на реконструируемых и вновь строящихся шахтах. Многоканатный подъем рационально применять в случае одновременного обслуживания нескольких горизонтов.
В случае слабых грунтов, не позволяющих сооружение башенного копра над устьем глубоких шахт, будет находить применение подъем с бицилиндроконическими барабанами, либо двухканатными машинами МК 5x2 или МК 6 X 2 с установкой их на уровне земной поверхности.
Дальнейшее развитие шахтного подъема Донбасса пойдет в направлении применения большегрузных высокопроизводительных подъемных установок. В 1965 -1980 гг. намечено ввести в строй 20% новых подъемных установок от общего числа существующих в Донбассе на 1965 г.
В проектах новых шахт не предусматривается применение опрокидных клетей ввиду присущих им недостатков.
Уменьшение трудоемкости подъема и откатки на большом числе наклонных шахт Донбасса пойдет по линии замены откатки бесконечным или концевым канатами на конвейерный подъем. В тех случаях, когда угол наклона стволов не позволит применять конвейерный подъем, будет производиться замена длинных наклонных выработок (с малопроизводительными подъемом концевым или бесконечным канатом) на вертикальный подъем.



Теги: Донбасс, клеть, скип. Просмотров: 3137
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.