В 1941 г. в Донбассе эксплуатировалось 637 подъемных установок с общей мощностью электродвигателей 11 600 кет. Из них 72% были оборудованы двухбарабанными подъемными машинами с цилиндрическими барабанами, 18,5% - однобарабанным, 5,7% - машинами со шкивом трения, 0,75% - машинами с бицилиндроконическими барабанами и 2% - бобинными подъемными машинами.
За период временной оккупации Донбасса гитлеровцы все это оборудование уничтожили. В первое послевоенное десятилетие (1944-1954 гг.) угольная промышленность Донбасса оснащалась более совершенными подъемными установками, которые, однако, приспосабливали к восстанавливаемым довоенным стволам шахт. Так, к концу 1954 г. из общего числа подъемов по выдаче угля только 26% составляли скиповые подъемные установки. Число клетевых подъемов достигало 74%, из них 15% приходилось на опрокидные клети. На 21% клетевых подъемов осуществлялся механизированный обмен вагонеток.
Второе десятилетие (1954-1964 гг.) в Донбассе характеризуется строительством новых, восстановлением и реконструкцией старых шахт. Новые и реконструируемые шахты оборудовались для выдачи угля исключительно скиповыми подъемами. В 1964 г. выдачу угля производили 56% скиповых и 44% клетевых подъемов, из которых число опрокидных клетей составляет 28%. Удельный вес опрокидных клетей возрос за счет сокращения подъемных установок с простыми клетями. На 46% клетевых подъемов оборудован механический обмен вагонеток.
Совершенствование шахтного подъема Донбасса шло не только по линии увеличения удельного веса скиповых подъемов, но и за счет создания более совершенных подъемных машин. В это время появилась многоканатная подъемная машина. В отличие от машин этого типа на многоканатной подъемной машине использовался не один, а несколько подъемных канатов. На шкиве трения для увеличения сцепления каната со шкивом предусматривалась специальная футеровка.
Шахты Донбасса, построенные в этот период, отличаются большой производительностью и глубиной. В результате этого возрос полезный за один раз поднимаемый груз. Проблема подъема больших грузов с больших глубин решается именно с помощью многоканатного подъема.
Одним из основных показателей, характеризующих степень технико-экономического совершенства подъемных установок, является трудоемкость подъема и откатки на поверхности. В Донбассе этот показатель довольно высок и колеблется в пределах 216-245 человек на 1000 т добычи. Трудоемкость зависит от типа главного подъема (скиповой, клетевой, конвейерный, концевым или бесконечным канатом), а также от степени механизации и автоматизации поверхностного комплекса шахты. При скиповом подъеме, где процессы погрузки-разгрузки и транспорта на поверхности автоматизированы, трудоемкость подъема минимальна.
Однако около половины всех подъемных установок по выдаче угля на вертикальных стволах - клетевые. Это связано со сложной и трудоемкой откаткой вагонеток на поверхности. В Донбассе 54% составляют наклонные стволы, где трудоемкость подъема и откатки на поверхности высока, т. к. 51% всех наклонных главных подъемов оборудованы бесконечной откаткой, или откаткой концевыми канатами. Эти подъемы требуют наибольшего числа обслуживающего персонала.
Скиповой подъем наклонных шахт составляет всего 38% и конвейерный - 11%.
Развитие угольной промышленности Донбасса будет идти по пути дальнейшей механизации и автоматизации всех процессов добычи и полной автоматизации комплекса шахтного подъема с целью облегчения труда и снижения трудоемкости процессов.
Совершенствование подъемных установок потребует замены громоздких и устаревших подъемных машин на современные. Уже полностью вытеснены в Донбассе бобинные подъемные машины. На смену громоздким, тяжелым и дорогим в изготовлении машинам с бицилиндроконическим барабаном приходят многоканатные подъемные машины. В ближайшее десятилетие в Донбассе будет установлено свыше 100 многоканатных подъемных машин на реконструируемых и вновь строящихся шахтах. Многоканатный подъем рационально применять в случае одновременного обслуживания нескольких горизонтов.
В случае слабых грунтов, не позволяющих сооружение башенного копра над устьем глубоких шахт, будет находить применение подъем с бицилиндроконическими барабанами, либо двухканатными машинами МК 5x2 или МК 6 X 2 с установкой их на уровне земной поверхности.
Дальнейшее развитие шахтного подъема Донбасса пойдет в направлении применения большегрузных высокопроизводительных подъемных установок. В 1965 -1980 гг. намечено ввести в строй 20% новых подъемных установок от общего числа существующих в Донбассе на 1965 г.
В проектах новых шахт не предусматривается применение опрокидных клетей ввиду присущих им недостатков.
Уменьшение трудоемкости подъема и откатки на большом числе наклонных шахт Донбасса пойдет по линии замены откатки бесконечным или концевым канатами на конвейерный подъем. В тех случаях, когда угол наклона стволов не позволит применять конвейерный подъем, будет производиться замена длинных наклонных выработок (с малопроизводительными подъемом концевым или бесконечным канатом) на вертикальный подъем.



Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.