- - - Совершенствовании оборудования рудничного подъема

Совершенствование существующих и создание новых типов подъемных машин и установок. В послевоенные годы заложены шахты большой производительности и глубиной 1200-1300 м. Это потребовало создания новых мощных подъемных машин. Заводы тяжелого машиностроения СССР в 1944-1945 гг. изготовили большое количество различных типов подъемных машин, в том числе первую подъемную машину с одноканатным шкивом трения диаметром 7,2 м, спроектированную Гипроуглемашем и выпущенную НКМЗ в 1946 г. Эта машина в отличие от зарубежных образцов такого же типа с широким шкивом была выполнена с узким шкивом, а для смены и навески канатов на одном с ним валу была специальная бобина небольшого диаметра, позволяющая осуществить эти операции так же, как и при широком шкиве трения. Создатели машины (А. И. Берон, И. А. Рабинович, Б. Л. Давыдов, Н. А. Малевич, С. С. Гржибовский и П. Г. Шульман) удостоены Государственной премии.
Для подъемных машин, выпущенных в послевоенный период, характерным является значительное повышение их качества. Так, до 1941 г. барабаны подъемных машин имели клепаную конструкцию. В послевоенный период завод НКМЗ освоил сварные конструкции барабанов подъемных машин, которые более надежны в эксплуатации и обладают значительно меньшим весом, чем клепаные или литые. Подъемные машины НКМЗ с цилиндрическими барабанами диаметром 4; 5 и 6 м и грузоподъемностью до 16 т, изготовленные в период 1946-1951 гг., в 1,5 раза легче аналогичных английских или американских подъемных машин. В те же годы НКМЗ освоил впервые в СССР выпуск нескольких типоразмеров мощных подъемных машин с одинарным разрезным бицилиндроконическим барабаном сварной конструкции с диаметрами большого цилиндра 8 и 9 м. Эти машины примерно в два раза легче соответствующих американских машин с литыми барабанами.
При разработке предложений по стандартизации шахтных подъемных машин в 1946-1948 гг. группой научных работников во главе с проф. А. С. Ильичевым предложен ряд подъемных машин с разрезным цилиндрическим барабаном. Эта идея реализована группой конструкторов НКМЗ (Н. Н. Киселев, М. Г. Кужель, В. А. Кузнецов, П. Л. Ильин и др.).
Шахтные подъемные машины с разрезным цилиндрическим барабаном имеют примерно на 20% меньший вес, чем аналогичные машины с двойными цилиндрическими барабанами и при однослойной навивке каната одинаковую с ними область применения. В 1964 г. НКМЗ изготовил первый образец такой машины типа 1 X 5 X 3,6. Результаты работ по созданию новых подъемных машин нашли отражение в общесоюзном стандарте (Гост 8021-56) на крупные подъемные машины, утвержденном в 1956 г.
С 1962 г. НКМЗ на подъемных машинах устанавливает пульт управления с сельсинным указателем глубины, вместо применявшегося ранее шпиндельного указателя. Этот пульт разработан донецким машзаводом имени 15-летия ЛКСМУ совместно с конотопским электромеханическим заводом «Красный металлист», который серийно изготавливает его как для крупных, так и малых подъемных машин в 1960 г.
Усовершенствовались и малые подъемные машины с диаметром барабанов 2, 2,5, 3 и 3,5 м. С 1948-1950 гг. вместо серии подъемных машин «ПМ» с клепаными барабанами машзавод им. 15-летия ЛКСМУ совместно с Донгипроуглемашем разработал новые конструкции малых подъемных машин с литыми лобовинами и сварной оболочкой барабана. Эти машины имеют разное расположение аккумулятора давления для тормозного привода при установке на поверхности и под землей. Вместо трехопорных коренных валов и открытых зубчатых передач завод перешел на изготовление двухопорных валов и отъемных редукторов. В результате усовершенствований была создана новая серия малых подъемных машин «БМ», утвержденная ГОСТ 3006-52 в 1952 г., который был разработан Гипроуглемашем.
В Донгипроуглемаше К. И. Люблинский в 1956 -1957 гг. проводил работы по конструированию пружинно-гидравлических тормозных приводов для быстродействующих тормозных устройств малых подъемных машин.
На основании исследования свойств фрикционных прессмасс, проведенного Донгипроуглемашем совместно с Донецким политехническим институтом, завод им. 15-летия ЛКСМУ в 1954 г. впервые установил тормозные колодки из прессмассы ВКХ-39 на малых подъемных машинах. В 1966 г. конструкторами завода им. 15-летия ЛКСМУ А. А. Краевичем, А. А. Козловым, В. В. Климовым совместно с Донгипроуглемашем создана малая подъемная машина, которая имеет максимальную унификацию основных узлов, отличается от существующих компактностью, значительным упрощением фундаментов, имеет дистанционное управление механизмом перестановки, оборудована редуктором с зацеплением Новикова, тормозами с пружинно-гидравлическим приводом и т. д. Серийное производство этих машин начнется в 1967 -1968 гг.
Донгипроуглемаш и завод им. 15-летия ЛКСМУ в 1954 - 1956 гг. выполнили рабочие проекты опытных образцов многоканатных подъемных машин.
Первые такие машины выпущены заводами им. 15-летия ЛКСМУ и НКЗМ в 1956-1958 гг. Начиная с 1958 г. создание и освоение их передано заводу им. 15-летия ЛКСМУ, который и является единственным их изготовителем в СССР. Здесь конструкторами А. Д. Димашко, А. Ф. Новиковым, В. И. Бродским и др. создан унифицированный ряд многоканатных подъемных машин (МК) с диаметром канатоведущего шкива 2,1; 2,25; 3,25; 4 и 5 м и числом канатов от двух до шести, грузоподъемностью от 3 до 25 т. Завод приступил к созданию уникальных многоканатных машин с восемью канатами грузоподъемностью 50 и 75 т. Малые канатоведущие шкивы изготавливаются заводом с литыми лобовинами и сварной оболочкой, а крупные - полностью сварной конструкции.
Все многоканатные подъемные машины снабжаются однотипным тормозом, имеющим поступательное движение колодок при угловом перемещении тормозных балок и пружинно-грузовым тормозным приводом, отвечающим всем специфическим требованиям многоканатных подъемных машин.
В процессе освоения многоканатных подъемных машин заводом им. 15-летия ЛКСМУ (И. Е. Гершиков, А. Д. Димашко, Ю. Г. Доманский), Охтинским химкомбинатом (И. И. Орлов) и Ленинградским горным институтом (В. А. Кабанов) создан новый футеровочный материал ПП-45, который по своим качествам не уступает лучшим зарубежным материалам.
Первая многоканатная подъемная машина МК 1,7 X 6 изготовлена заводом им. 15-летия ЛКСМУ и смонтирована в 1959 г. на шахте № 5-б им. Калинина треста «Куйбышевуголь» для скипового подъема с противовесом.
В 1960 г. на шахте «Бутовская-Глубокая» треста «Макеевуголь» установлена шведская четырехканатная подъемная машина с диаметром ведущего шкива 3,05 м, которая обеспечила высоту подъема в 1000 ж.
В 1961 г. на шахте «Ясиновская-Глубокая» треста «Советскуголь» сдана в эксплуатацию двухскиповая отечественная четырехканатная подъемная машина МК 2,1 X 4. В последующие годы в Донбассе были установлены отечественные многоканатные подъемные машины на шахтах «Новоцентральная» треста «Куйбышевуголь» (МК 3,5 X 4), «Горловская-Глубокая» треста «Горловскуголь» (МК 3,25 X 4), Центральная № 1 треста «Красноармойскуголь» (МК 4 X 4) и др.
Усовершенствование подъемных сосудов и шахтных парашютов. В начальный период восстановления Донбасса в шахтном подъеме применялось более 300 типоразмеров подъемных сосудов, клетей и скипов. Значительное количество старых шахт бассейна были вскрыты одним или двумя вертикальными стволами с малым сечением. В них применялись малогабаритные клети и скипы, что ограничивало пропускную способность подъемов. Наряду с простыми (неопрокидными) клетями для грузолюдских подъемов в Донбассе применяются одноэтажные опрокидные клети, которые ввиду ненадежности их работы сейчас вытесняются неопрокидными.
Клети в качестве основных сосудов для подъема угля в послевоенный период встречаются очень редко и применяются только на неглубоких старых шахтах малой производительности, оборудованных одним подъемом.
Особенности многоканатного подъема в отношении фрикционной связи канатов с ведущим шкивом требуют, чтобы их натяжение не ослаблялось до величины, соответствующей проскальзыванию канатов на ведущем шкиве. Днепрогипрошахт, работая в содружестве с Южгипрошахтом и Донгипроуглемашем, сконструировал новую клеть с подвижным кузовом, садящимся на посадочные кулаки, в то время как рама клети остается висящей на канате. Это обеспечивает нескольжение каната на ведущем шкиве. Использование качающихся площадок, нашедших широкое применение за рубежом для одноканатного подъема, позволяет применять в условиях многоканатного подъема обычные клети.
Подвесные устройства. В 1956 г. Торецким машзаводом проведена унификация подвесных устройств для неопрокидных клетей. Обследование подвесных устройств жесткого типа, проведенное проектными организациями (Южгипрошахтом, Донецкгипрошахтом, Донгипроуглемашем) выявило, что отсутствие в подвесных устройствах эластичности приводит к быстрому износу изгибаемой части каната под первым жимком и истирание его под коушем. С целью улучшения работы каната Донгипроуглемашем разработана конструкция шарнирного подвесного устройства П-об-разной формы с коушем открытого типа применительно к парашютам РКЭ, ПДП и НКЛ.
В 1957 г. Донгипроуглемашем усовершенствовано П-образное подвесное устройство. В нем применен механический безжимковый коуш двух видов:
а) с клиновым сердечником,
б) коуш КРГ с клиновой регулировкой.
Подвесное устройство с КРГ позволяет уменьшить почти на один метр его высоту с уменьшением веса без ущерба для прочности. При этом время на перепанцировку сокращается с двух-трех часов до 20-30 мин. Клиновые коуши заменяют юстирные устройства, обеспечивая большую точность регулирования длины каната. Излишняя длина вытянувшегося головного каната убирается перестановкой зажима. Центрогипрошахтом П-образное подвесное устройство с КРГ рекомендовано к унификации для клетей горнодобывающей промышленности.
Парашюты. Для предотвращения падения клети при обрыве каната она снабжается парашютными устройствами. До 1957 г. на шахтах Донбасса применялись парашюты для деревянных проводников конструкции Шахтостроя, которыми было оборудовано 40% подъемных установок.
Неоднородность строения древесины, неравномерный износ проводников, различная степень разрушения их с течением времени от действия влаги и воздуха приводят к тому, что парашюты этого типа создают неодинаковые тормозящие усилия на различных участках ствола. Обследования, проведенные МакНИИ, Донгипроуглемашем, показали, что парашюты Шахтостроя работают удовлетворительно только лишь при концевых нагрузках до 8 т. Поэтому небходимо было создать конструкцию более надежных парашютов. Донгипроуглемашем разработаны 6 типов парашютов ПДП (парашют деревянных проводников).
Многие шахты Донбасса оборудованы металлическими проводниками. До Великой Отечественной войны широко применяли эксцентриковые парашюты Шахтостроя. Они не обеспечивали плавную остановку клети из-за значительных колебаний коэффициента трения и силы нажатия эксцентриков при различном износе проводников. В случае выхода направляющих опор клети из проводников зажимы парашюта не удерживали падающую при обрыве каната клеть. Донгипроуглемашем разработано 10 типоразмеров конструкций рельсовых колодочно-эксцентриковых парашютов РКЭ. РКЭ состоит из двух ловителей, привода и четырех съемных амортизаторов канатно-винтового типа.
Наряду с РКЭ Донгипроуглемаш создал рельсовоэксцентрикоклино-вый парашют РЭК, отличающийся от РКЭ тем, что имеет еще два клина, которые при перемещении вверх зажимают проводники. На базе РКЭ разработан парашют для односторонних рельсовых проводников ПКЛ (парашют клетевой легкий). В нем в качестве опоры для улавливания используется один тормозной канат, который находится между рельсовыми провод-пиками клети и закреплен на копре в канатно-винтовом амортизаторе. Парашюты ПКЛ применяются на шахтах Донбасса в стволах со стенной армировкой. Конструкция парашютных устройств типа ПТК и ПМГ с тормозными канатами создана Центрогипрошахтом. Улавливание клети производится при помощи тормозных канатов, навешиваемых одним концом на копре, а вторым - в натяжном устройстве в зумпфе.
В 1954 г. Центрогипрошахтом предложено для типовых клетей три типоразмера ловителей с концевой нагрузкой до 30 т. Обследование парашютов, проведенное Южгипрошахтом и Донгипроуглемашем, показало, что наиболее совершенными являются парашюты типа РКЭ.


Скипы

 

В 1952 г. утвержден стандарт на скипы грузоподъемностью от трех до 12 т (ГОСТ 3866-52). Разработке этого стандарта предшествовала большая работа коллективов многих проектных институтов, позволившая Кузбассгипрошахту создать конструкции скипов с секторным затвором грузоподъемностью до 12 т. Основной изготовитель этих скипов - Торецкий машзавод. На шахтах Донбасса (№ 3 «Доброполье», «Гундоровская», № 3 «Юго-Западная» и др.) удовлетворительно работают скипы с отклоняющимся кузовом, которыми попеременно выдается уголь и порода.
Проверкой работы шахт трестов «Ленинуголь», «Краснолучуголь» и шахт г. Донецка, где использовались неопрокидные скипы с секторными затворами конструкции Кузбассгипрошахт, установлено, что эти скипы в целом могут получить положительную оценку. Существенный недостаток их состоит в том, что они требуют значительного ограничения крупности кусков угля или его дробления перед загрузкой. Этот недостаток был учтен проектными организациями при дальнейшей разработке большегрузных скипов.
Институтом Ленгипрошахт спроектирован скип грузоподъемностью 28 т. В нем предусмотрено специальное приспособление, предотвращающее дробление угля. Южгипрошахтом разработана конструкция неопрокидных скипов с секторным затвором грузоподъемностью до 20 т. В этом варианте нет сужения кузова перед разгрузочным отверстием, что является его большим преимуществом.
В 1959 г. Южгипрошахтом разработана конструкция породного (45 т) неопрокидного скипа с клапанным затвором.
Для выдачи скипами разных сортов угля или породы Южгипрошахтом разработаны образцы скипов с двухсторонней загрузкой и выгрузкой. Такие скипы грузоподъемностью 15; 20; 25 и 30 т имеют секторные и клапанные затворы и кузов, который в нижней части переходит в два наклонных желоба, закрывающиеся двумя секторными или клапанными затворами. Оба затвора при разгрузке открываются одновременно. Уголь или порода при помощи перекидной заслонки направляется в нужную сторону. В этих скипах предусмотрены и противодробящие устройства.
Клети. Существенную реконструкцию в послевоенный период претерпел клетевой подъем. В 1946 г. в Донбассе работало более 260 типов клетей, что усложняло выпуск серийных клетей и привело к нерациональному использованию производственных мощностей заводов-изготовителей. В 1949 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, министром угольной промышленности издан приказ за № 374 «О мероприятиях по типизации и унификации горношахтного оборудования». Гипро-шахт в 1950 г. осуществил унификацию шахтных неопрокидных и опрокидных клетей.
Дальнейшее усовершенствование шахтных подъемных сосудов будет зависеть от создания и более широкого применения новых конструкционных материалов (легких сплавов, пластмасс, легированных сталей и др.), что позволит уменьшить собственный вес и увеличить долговечность подъемных сосудов, работающих в шахтных агрессивных средах. Успешное решение этих вопросов позволит продлить срок службы подъемных сосудов и улучшить все энергомеханические показатели подъема.




Теги: клеть, скип. Просмотров: 4780
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.