В первые годы послевоенной пятилетки состояние механизации добычи угля характеризовалось большим и все возраставшим разрывом в уровнях механизации различных трудоемких производственных процессов. В лавах пологих пластов Донецкого бассейна распределение удельного веса трудовых затрат на различные операции составляло: зарубка - 5%, бурение - 4%, отбойка и навалка - 50%, работы по управлению кровлей- 20%, перенос конвейера - 10%, слесарно-ремонтные и прочие работы - 11%.
Отсутствие в лавах совершенных технических средств для механизации отбойки и навалки угля заставляло задалживать на эти процессы . половину всех ресурсов рабочего времени. Для осуществления комплексной механизации угледобычи необходимо было гармонически увязать механизацию зарубки, отбойку и навалку угля, создав угледобывающий комбайн.
Проблема была очень сложной. Решающую роль в создании угольного комбайна предстояло сыграть специализированным проектно-конструкторским институтам угольного машиностроения - Гипроуглемашу Министерства угольной промышленности СССР и его Донецкому филиалу (с 1956 г. - институт Донгипроуглемаш).
Советские комбайностроители внимательно изучили накопленный за предвоенные и военные годы опыт, творчески и критически его переработали. Курс на специализацию назначения машин применительно к различным условиям угледобычи, стремление к повышению производительности комбайнов при одновременном снижении энергоемкости разрушения угля, забота об одновременной комплексной увязке уровней механизации всех производственных процессов в лаве - эти тенденции советского угольного комбайностроения стали исходными на его новом этапе развития.
Имевшийся богатый технический опыт проектирования различных узлов и конструктивных элементов комбайнов, многие плодотворные идеи и принципы этих машин, выработанные в предшествующие годы, нуждались в синтезировании и заслуживали творческого использования. Очевидна была также необходимость решать с принципиально новых позиций ряд проблем конструирования комбайнов и прежде всего вопрос об эффективной навалке угля без перебивки крепи в лаве.
Анализ опыта развития советского угольного комбайностроения давал основания отметить слишком длительные сроки проектирования, экспериментирования и изготовления комбайнов при разобщенности усилий комбайностроителей, недостаточных сроках и масштабах испытаний, а также низком уровне пробной эксплуатации машин и отсутствии подлинной активной работы по организации крупносерийного и массового промышленного производства угледобывающих комбайнов.
Чтобы обеспечить быстрое и успешное выполнение задач, поставленных перед угольным комбайностроением, Советское правительство привлекло коллективы машиностроительных заводов страны, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций различных отраслей промышленности к решению задач механизации наиболее трудоемких и тяжелых процессов угледобычи. С этой целью в 1947 р. был объявлен Всесоюзный конкурс на лучшие угольные комбайны. Наиболее значительные из рассмотренных на конкурсе 60-ти предложений были реализованы, и комбайны прошли проверку в производственных условиях. Этот конкурс принес в советское угольное комбайностроение большинство тех технических идей и принципов, которые определили облик механизации угледобычи на шахтах Донецкого бассейна на последующие 10-15 лет.
Победителем конкурса стал коллектив Донецкого филиала Гипроуглемаша, создавший в содружестве с горловскими машиностроителями и механизаторами шахт бассейна угледобывающий комбайн «Донбасс».



Теги: комбайн, лава, добыча. Просмотров: 1942
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.