В 1945 г. в Гипроуглемаше было создано отдельное конструкторское бюро по проектированию угледобывающего комбайна, предназначенного для использования на пологих пластах Донецкого бассейна. С 1946 г. это бюро вошло в состав Донецкого филиала Гипроуглемаша. Коллектив, возглавляемый Александром Давыдовичем Сукачем (главный конструктор проекта), В. Н. Хориным и С. М. Арутюняном, по-новому решил большое число принципиальных вопросов конструирования комбайнов.
В качестве исходного рабочего варианта при проектировании новой машины было взято предложение, выдвинутое в 1945 г. инженером М. Ф. Горшковым. В этом схематическом проекте угледобывающего комбайна содержалась смелая идея применить кольцевой бар-1 с цепью в сочетании с отбойной штангой, имеющей две опоры. Такое решение позволяло надеяться на устранение в конструкции комбайна ряда принципиальных недостатков режуще-отбойных органов, имевших место у большинства предшествующих машин.
Но для этого необходимо было разработать работоспособную конструкцию режуще-отбойных органов, спроектировать приводные устройства, заново решить вопрос о механизме навалки угля и т. д.
Эти задачи решил коллектив конструкторов Донецкого филиала Гипроуглемаша и машиностроителей Горловского завода им. С. М. Кирова. К середине 1948 г. был создан опытный образец угледобывающего комбайна «Донбасс».
В данном конструктивном исполнении комбайн «Донбасс» предназначался для одновременной и полной механизации зарубки, отбойки и навалки угля на конвейер в очистных забоях пологих пластов мощностью от 0,8 до 1,5 л. при углях мягких и средней крепости и кровле средней устойчивости.
Комбайн был сконструирован на базе новой советской мощной врубовой машины МВ-60, от которой без принципиальных изменений были взяты подающая часть и электродвигатель.
В качестве режущего органа комбайна использовался кольцевой бар с открытыми направляющими, в которых двигалась одношарнирная режущая цепь, оснащенная зубками, разведенными в обе стороны от 0 до 40°.
В верхней части оригинального редуктора рабочего органа располагался шнековый расштыбовщик, позволявший ликвидировать запрессовку цепей мелкими фракциями угля. Равновесие верхней и нижней ветвей режущей цепи создавало устойчивое положение комбайна у забоя без дополнительных приспособлений.
Для дальнейшего разрушения угля в комбайне использовалась отбойная штанга. Двухстороннее крепление с регулировкой положения дисков по длине обеспечивало устойчивую работу отбойной штанги и позволяло приспосабливаться, в известных пределах, к отбойке угля различной вязкости.
Большим достижением советского угольного комбайностроения явилось создание оригинального и высокоэффективного погрузочного устройства - активного кольцевого грузчика УКГ с автономным приводом и реверсивным электродвигателем. Этот грузчик, нашедший впоследствии применение в комбайнах различной конструкции и назначения, обеспечивал навалку угля на лавный конвейер без перебивки крепи, а также приемку угля различной кусковатости. Консольные скребки грузчика участвовали в расплитовке угля, а наличие вне угля верхней (холостой) ветви рабочей цепи исключало заштыбовку грузчика.
Удачно и оригинально был решен редуктор режущей части с поворотной турелью, который давал возможность без какого-либо существенного демонтажа переводить машину из рабочего положения в транспортное и обратно.
Все эти новшества сделали «Донбасс» наиболее совершенной из всех известных в то время в мировой практике угледобывающих машин подобного класса.
В июле 1948 г. Горловский машиностроительный завод изготовил два экспериментальных образца нового комбайна, которые испытывались на шахте № 3-бис треста «Чистяковантрацит», № 1-2 «Новоголубовка» треста «Кировуголь», где с августа по декабрь 1948 г. провели полный комплекс шахтных промышленных испытаний новой машины.
Испытания проводились на пласте «Дроновском», мощностью 1,18 м.
Угол падения пласта 8°.
Уголь - антрацит средней крепости.
Кровля - песчаник.
Почва - глинистый сланец.
Управление кровлей, принятое в. этих условиях - полное обрушение.
Во время испытаний комбайн успешно разрушал и грузил уголь, давал стабильную и высокую производительность и зарекомендовал себя как высокоэффективная угледобывающая машина.
За 57 дней пробной эксплуатации комбайновая бригада Н. Т. Недвиги выполнила 37 циклов, добыв 8418 т угля. Производительность, труда угольных рабочих возрастала на 25-38%. Общее же количество) шахтеров, работающих в лаве, сократилось на 17-20% и в основном за счет ликвидации самой тяжелой горняцкой профессии - навалоотбойщиков.
Особое внимание создателей машины привлекал тот факт, что комбайн с первых же дней эксплуатации показал исключительно устойчи¬вую работу и надежность всех основных узлов и частей. Режуще-отбойный орган обеспечивал полное отделение угля от пласта и последующее измельчание его до транспортабельного состояния. Этот уголь, попадая в зону действия грузчика, непрерывно, в ходе работы комбайна, перегружался на лавный конвейер. Механизированной погрузкой обеспечивалось при этом 95-97% всего добываемого угля.
Конструкторы Донецкого филиала Гипроуглемаша совместно с коллективом Горловского завода в процессе подготовки машины к серийному производству вели систематическую углубленную работу по корректировке конструкции комбайна с учетом накопившегося опыта. Было улучшено устройство редуктора комбайна, увеличена мощность и надежность главного двигателя, упрочен ряд деталей и узлов комбайна, повышена технологичность изготовления машины, более удобным для эксплуатации сделано управление комбайном и облегчен текущий ремонт его в шахтных условиях. Окончательное оформление технической документации завершалось параллельно с появлением первых отливок, штамповок, изготовлением оснастки, специального инструмента и т. д.
Серийное производство комбайнов «Донбасс» началось в январе 1949 г. Первая партия из 50 комбайнов была изготовлена за два месяца. В 1949 г. выпущено 255 комбайнов «Донбасс», в 1950 г. - свыше 400. Угольщики страны переходили к массовому промышленному применению угледобывающих комбайнов.



Теги: Донбасс, комбайн, конвейер. Просмотров: 2432
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.