- - - Переход к широкому применению комбайнов на шахтах Донбасса

Первую промышленную партию комбайнов «Донбасс» направили на шахты, имеющие различные горно-геологические условия. Это позволило быстро накопить необходимый опыт по их эксплуатации, а также выяснить специфические требования, предъявляемые к конструкции машины в разных условиях.
Осуществление такого решения потребовало серьезной подготовительной и организаторской работы.
Конструкторы Донецкого филиала Гипроуглемаша организовали на Горловском заводе подготовку машинистов комбайнов и их помощников. Было проведено специальное обучение механиков участков, выделенных для внедрения угледобывающих комбайнов.
Первая партия комбайнов внедрялась одновременно на шахтах большинства угольных трестов Донбасса. На каждую из шахт, для оказания помощи, командировались инженеры Донгипроуглемаша. Вместе с администрацией и партийными организациями шахт они обеспечивали своевременную и правильную подготовку лав для внедрения комбайна, обучали и инструктировали кадры горняков, внимательно изучали опыт эксплуатации комбайнов, накапливая данные для дальнейшего совершенствования машин.
Одновременное внедрение новых машин на шахтах с различными условиями угледобычи оправдало себя. Уже в 1949 г. комбайнами «Донбасс» добыли свыше 4 млн. т угля.
Исключительно важным для дальнейшего развития советского угольного комбайностроения явилось то, что в процессе освоения новой машины горняки выдвинули и внедрили большое количество ценных усовершенствований конструкции комбайна и модернизирующих его приспособлений.
Донецкий научно-исследовательский угольный институт совместно с Донецким филиалом «Гипроуглемаша» разработал и внедрил оригинальные однобортные доставочные листы для лав наклонного падения, которые позволили осуществлять совмещение во времени операций по выемке и транспортировке угля, а также по механизированной передвижке доставочных листов вслед за комбайном. Это нововведение позволило почти наполовину сократить трудоемкость работ в комбайновых лавах наклонного падения.
В лаборатории автоматизации горных машин Института горного дела им. М. М. Федорова АН УССР была начата работа по автоматизации регулирования скоростей подачи комбайнов. Из всех заявок на выдачу авторских свидетельств в области угледобывающих машин в этот период почти 90% приходилось на технические решения, усовершенствующие те или иные узлы комбайна «Донбасс».
МакНИИ и Донецкий институт физиологии и гигиены труда совместно с Донецким филиалом Гипроуглемаша разрабатывали систему орошения исполнительных органов комбайна и пылегашения в комбайновой лаве.
Партийные организации Донецкого бассейна возглавили борьбу горняков за комплексную механизацию угледобычи на базе освоения комбайнов и других новых технических средств.
Важную роль сыграло начатое по инициативе комбайнера шахты № 27 треста «Снежнянантрацит» В. Воропаева социалистическое соревнование за быстрейшее освоение и эффективное использование угольных комбайнов. В марте 1949 г. бригада В. Воропаева добыла комбайном 7303 т угля и обязалась довести добычу до 10 тыс. т в месяц. Донецкий обком КП Украины поддержал инициативу В. Воропаева и его бригады и обратился с призывом ко всем механизаторам области активно бороться за быстрейшее овладение новой горняцкой техникой. Этот призыв нашел горячий отклик. В апреле 1949 г. комбайнер шахты № 3-бис треста «Чистяковантрацит» В. Кучер и его товарищи по бригаде добыли 9212 т угля при производительности труда рабочего на выход по лаве до 8 т.
В соревнование с В. Кучером за достижение добычи 20 тыс. т комбайном «Донбасс» вступили механизаторы не только донецких шахт, но и горняки других бассейнов страны.
Успешное освоение новой техники, достижение высоких показателей производительности комбайнов, естественно, потребовало коренных изменений в организации труда. Хронометраж работы комбайнов «Донбасс» серийного выпуска показал, что на собственно выемку угля комбайном уходит всего 20-30% рабочего времени. Суммарное время на все основные производственные операции достигало 50% бюджета рабочего-времени, а более половины его уходило на простои комбайна, вызванные различными причинами: несвоевременная подача порожняка, малая производительность забойного конвейера, отставание крепления и т. п.
Внедрение комбайнов потребовало замены малопроизводительного и короткого забойного конвейера СТа-11 более мощными конвейерами для комбайновых лав - СК-30 и др. Откатка стала производиться по двухпутевым штрекам и более мощными электровозами П-АР-1М. Старые малоемкие вагонетки заменялись новыми. Механизировался обмен вагонеток под загрузочным люком.
Внедрение комбайнов интенсифицировало угледобычу и значительно ускорило подвигание лав. Это привело к ускорению проходки подготовительных выработок. В забоях штреков широкое применение получили породопогрузочные машины.
Выемка угля комбайном, введение четкой организации труда в лаве, на участке и на шахте в целом, то есть переход на работу по графику цикличности стал реальным и эффективным делом. Все лучшие показатели работы комбайновых бригад были достигнуты в лавах, переведенных на работу по графику цикличности.
Прогрессивное значение организации работы по графику «цикл в сутки» можно проиллюстрировать на примере Донецкой шахты 3-бис, давшей «путевку в жизнь» угледобывающим комбайнам «Донбасс».
Переход на работу по графику позволил примерно на 50% улучшить основные производственные показатели комбайновой лавы.
Внедрение комбайнов значительно повысило уровень угледобычи, выросла производительность труда шахтеров в комбайновых лавах, коренным образом изменялся характер труда шахтеров, росло их материальное благосостояние. Заработная плата шахтеров, работавших на комбайнах «Донбасс», повысилась в 2 с лишним раза и достигла 4-6 тыс. руб.
в месяц. Заработная плата других рабочих в комбайновых лавах составила 3-4 тыс. руб.
Внедрение комбайнов «Донбасс» позволило освободить тысячи шахтеров от тяжелого и малопроизводительного труда - навалоотбойки. На шахте № 3-бис треста «Чистяковантрацит», например, было высвобождено и использовано на других работах более 300 рабочих. Большинство из них прошло обучение в школах и на государственных курсах механизаторов.
За годы послевоенной пятилетки в связи с техническим перевооружением около 60% всех рабочих угольной промышленности получило новые профессии, в большинстве своем связанные с эксплуатацией новых машин и механизмов.
С ростом уровня механизации угледобычи среди советских горняков более чем в два раза увеличилось количество рабочих, непосредственно работавших на машинах.
Самоотверженный творческий труд новаторов, создавших высокоэффективные угледобывающие комбайны «Донбасс» и осуществивших переход на массовое промышленное применение этих новых машин, неоднократно отмечался высокими правительственными наградами и присуждением Государственной премии.
В 1949 г. Государственной премией отмечена группа инженерно-технических работников, внесших значительный вклад в создание комбайна «Донбасс»: А. Д. Сукач - главный конструктор машины, А. И. Башков - руководитель Донгипроуглемаша, В. Н. Хорин и С. М. Арутюнян - конструкторы, М. Ф. Горшков и Н. А. Крыловский - инженеры Министерства угольной промышленности, И. Г. Катеринич - директор Горловского машиностроительного завода им. С. М. Кирова, И. В. Перов - главный инженер треста «Чистяковантрацит».
В 1951 г. за разработку и внедрение передовых приемов и методов работы на угольных комбайнах и достигнутых на этой основе высоких производственных показателей Государственная премия была присуждена В. П. Кучеру, К. И. Радькину, Н. Т. Недвиге, В. И. Саушкину, Н. М. Ермакову - машинистам угольных комбайнов «Донбасс» треста «Чистяковантрацит».



Теги: Донбасс, комбайн, лава, шахта. Просмотров: 2850
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.