Развитие техники транспортирования угля в лавах неразрывно связано с научно-исследовательскими работами в этой области. Систематическое проведение научных исследований, направленных на усовершенствование методов расчета и конструкций скребковых конвейеров, начато с 1947 г.
В 1948 г. В. А. Кружков (Московский горный институт) впервые применил метод определения натяжений тяговых цепей скребковых конвейеров с помощью электрических проволочных тягодатчиков. Этот метод получил в дальнейшем широкое распространение не только применительно к скребковым конвейерам, но и к другим транспортным установкам.
В. А. Кружков одним из первых обнаружил резко циклический характер натяжений тяговых цепей и дал обоснованную критику применявшейся в то время методики расчета динамических нагрузок тяговых органов.
В 1951-1953 гг. В. А. Мурзин (ИГД АН УССР) и А. И. Двойнин (Днепропетровский горный институт) разработали и применили электрическую аппаратуру для исследования параметров кинематики и динамики скребковых конвейеров. В результате этих исследований были даны рекомендации по улучшению режимов работы скребковых конвейеров и по рациональному выбору их параметров.
В 1955-1956 гг. А. Г. Соснии (Днепропетровский горный институт) исследовал работу миогоприводных скребковых конвейеров, что позволило разработать теорию этих конвейеров и методику их расчета с учетом электромеханических характеристик двигателей.
В 1957 -1958 гг. В. А. Тимошкин (Днепропетровский горный институт) выполнил теоретические и экспериментальные исследования производительности скребковых конвейеров и дал рекомендации по максимальному использованию их.
Н. Д. Самойлюк (Гипроуглемаш) в 1958 г. завершил большую научно-исследовательскую работу по установлению параметров и конструктивных типов скребковых конвейеров для лав с механизированной выемкой угля, а в дальнейшем выполнил ряд исследований элементов и режимов работы скребковых конвейеров, которые были использованы при создании новых конструкций.
В истории развития средств транспортирования угля в лавах в послевоенный период могут быть выделены три основных этапа.
Первый этап. Характеризуется тем, что в лавах в качестве основного транспортного средства использовались качающиеся конвейеры с приводом ПК-19. Основные усилия машиностроителей направлялись на увеличение выпуска таких конвейеров. Но уже тогда, в связи с применением комбайнов «Донбасс» были начаты работы по замене качающихся конвейеров скребковыми
Второй этан. Он характерен созданием разборных переносных одноцепных и двухцепных скребковых конвейеров. Уже в 1949 г. количество работавших в шахтах качающихся конвейеров резко сократилось. Им на смену пришли скребковые конвейеры. В это же время начались работы по автоматизации этих конвейеров, а также совершенствуются способы транспортирования угля на крутых и наклонных пластах путем применения листов ДонУГИ и эмалированных рештаков.
В это же время создаются новые скребковые конвейеры, мощные двух-приводные, передвижные, оснащенные круглозвенными цепями.
Третий этап (1961 г. по настоящее время) характеризуется широким распространением передвижных скребковых конвейеров, имеющих более совершенную конструкцию и лучшее качество изготовления, созданием работоспособной аппаратуры для автоматизации их, появлением первых тормозных скребковых конвейеров для наклонных пластов, разработкой и успешным испытанием добычных комплексов механизирующих все основные производственные процессы в лавах.
После освобождения Донбасса от фашистских оккупантов в шахтах уцелело очень мало качающихся конвейеров, пригодных к работе.
На конец 1945 г. число работавших конвейерных приводов составило по сравнению с 1940 г. только 36,7%.
До 1950 г. работы по усовершенствованию качающихся конвейеров продолжались.
В настоящее время основным средством транспортировки угля в лавах на пологих пластах являются скребковые конвейеры, значение которых в ближайшие 7-10 лет не будет уменьшаться.
Рост количества скребковых конвейеров будет происходить главным образом за счет передвижных изгибающихся конвейеров типа СП-63, СП-48, СП-46 и др. Как показали исследования ДонУГИ, применение передвижных конвейеров позволяет снизить трудоемкость в очистных забоях в среднем на 5% (12 человек на 1000 тонн суточной добычи).
К концу 1970 г. количество изгибающихся передвижных скребковых конвейеров по сравнению с 1965 г. увеличится с 1360 до 3600, т. е. в 2,6 раза.
В ближайшие годы будут продолжены работы по дальнейшему усовершенствованию конструкций и методов эксплуатации забойных скребковых конвейеров.
Практика эксплуатации двухцепных передвижных конвейеров показывает, что при транспортировании влажного угля происходит налипание угольной мелочи на внутренние криволинейные поверхности боковин рештаков. Это вызывает увеличение сопротивления движению цепей и нередко приводит к авариям. Необходимо создать специальные приспособления - «чистильщики», прикрепленные к цепи, которыми будет производиться автоматическая очистка налипшего угля.