- - - Перспективы развития техники транспортирования угля в лавах

В настоящее время основным средством транспортировки угля в лавах на пологих пластах являются скребковые конвейеры, значение которых в ближайшие 7-10 лет не будет уменьшаться.
Рост количества скребковых конвейеров будет происходить главным образом за счет передвижных изгибающихся конвейеров типа СП-63, СП-48, СП-46 и др. Как показали исследования ДонУГИ, применение передвижных конвейеров позволяет снизить трудоемкость в очистных забоях в среднем на 5% (12 человек на 1000 тонн суточной добычи).
К концу 1970 г. количество изгибающихся передвижных скребковых конвейеров по сравнению с 1965 г. увеличится с 1360 до 3600, т. е. в 2,6 раза.
В ближайшие годы будут продолжены работы по дальнейшему усовершенствованию конструкций и методов эксплуатации забойных скребковых конвейеров.
Практика эксплуатации двухцепных передвижных конвейеров показывает, что при транспортировании влажного угля происходит налипание угольной мелочи на внутренние криволинейные поверхности боковин рештаков. Это вызывает увеличение сопротивления движению цепей и нередко приводит к авариям. Необходимо создать специальные приспособления - «чистильщики», прикрепленные к цепи, которыми будет производиться автоматическая очистка налипшего угля.
Коренному усовершенствованию должна подвергнуться разгрузка конвейеров, особенно двухцепных передвижных, которые не имеют разгрузочного вылета. В настоящее время условия разгрузки конвейеров, главным образом при низкой берме, неблагоприятны и часть угля заносится на нижнюю ветвь, что вызывает ее заштыбовку, приводящую к заклиниванию скребков в направляющих. Гипроуглемаш проводит работы по созданию встроенных в привод разгрузочных вылетов и расштыбовщиков.
Гипроуглемашем проводятся работы по созданию для скребковых конвейеров гидравлического привода. Применение гидропривода вместо электропривода дает ряд преимуществ: позволяет осуществить бесступенчатое регулирование скорости и, следовательно, выбирать для конкретных условий эксплуатации оптимальные скорости тягового органа, делает возможным дистанционное расположение (например на берме штрека, или на самом штреке) передаточного механизма (насоса) и электродвигателя, благодаря чему сокращается ширина приводной станции в лаве и др. Кроме того, применение гидропривода ведет к упрощению конструкции приводной станции.
К числу несовершенств передвижных скребковых конвейеров относится недостаточная прочность тяговых цепей, главным образом соединительных звеньев, на которые приходится до 90% всех порывов цепей. Поэтому ДонУГИ и Донецким политехническим институтом проводятся работы по повышению надежности и долговечности тяговых цепей и в первую очередь соединительных звеньев.
Для облегчения эксплуатации скребковых конвейеров требуются специальные приспособления: домкраты для подъема рештачного става, приспособления для стягивания и правки деформированных скребков, устройство для удерживания конвейера от сползания вниз по выработке и др. Часть таких приспособлений создана, над другими в Гипроуглемаше работают. Необходимо значительно продлить сроки службы элементов скребковых конвейеров, особенно тяговых цепей и рештаков. Эти работы проводятся в направлениях создания новых конструкций, термической и термохимической обработки трущихся поверхностей, применения синтетических материалов, в частности для рештаков, повышения качества изготовления. Необходимо усилить работы по улучшению динамического режима установок, а в частности, по созданию схем, обеспечивающих регулирование скорости движения тягового органа в зависимости от производительности.
И все же скребковые конвейеры, сколь совершенны они бы не были, сохраняют принципиальные, едва ли устранимые недостатки: высокую металлоемкость и большой вес движущихся частей, большую энергоемкость, высокие сопротивления движения, а, следовательно, и натяжения тягового органа. Поэтому, наряду с усовершенствованием скребковых конвейеров, проводятся работы по созданию для лав других видов конвейерного транспорта. В частности, большой интерес представляют ленточные и скребковые конвейеры с нижней рабочей ветвью и вибрационные конвейеры.
Ленточные конвейеры с нижней рабочей ветвью могут использоваться в лавах значительной длины (до 300-400 м). Геологические нарушения не оказывают существенного влияния на работу конвейера. Нижняя (рабочая) лента его может перемещаться по роликоопорным или непосредственно по почве выработки. В последнем случае средняя часть (секции) конвейера отсутствует, а верхняя ветвь перемещается по элементам крепления лавы. При применении ленточных конвейеров с нижней рабочей ветвью, перемещающейся по почве выработки, значительно снижается трудоемкость работ по переноске, резко уменьшается высота навалки угля по сравнению со скребковыми конвейерами, появляется возможность транспортирования в лаву по верхней ветви закладочного материала и открываются пути для механизации транспортирования людей в лаве.
Перспективны и виброконвейеры, предназначенные для транспортирования угля в лавах с углами падения пласта, приближающимися к тем, при которых возможен спуск собственным весом. При таких углах накло¬нов вибрационные конвейеры обеспечивают высокую производительность при сравнительно низком расходе энергии. Сами же вибротранспортные установки в этих условиях являются компактными, достаточно простыми и надежными. Работы над созданием забойных виброконвейеров проводит ИГД им. А. А. Скочинского.
Более отдаленные перспективы - это перемещение полезных ископаемых в электромагнитных полях. Работы в этом направлении начаты в Донецком политехническом институте. Магнитные транспортные установки могут не иметь тягового органа. Его заменяют магнитные силы, приводящие в движение рабочие элементы конвейера.
Магнитные транспортные установки могут вообще не иметь движущихся частей. В этом случае уголь (особенно антрацит), обладая токопроводящими свойствами, играет роль электрического проводника, взаимодействующего с внешним магнитным полем.
Внешнее магнитное поле в этом случае может быть неподвижным, что экономически выгодно. Проведенные в Донецком политехническом институте опыты показывают, что с помощью кондукционного метода можно достигнуть устойчивого движения неферромагнитного насыпного груза. При этом за счет изменения величины подводимого напряжения представляется возможным осуществить глубокое регулирование производительности установки.
Большие перспективы для применения магнитных конвейеров открывают работы советских физиков в области получения электромагнитов с обмотками, обладающими свойствами электрической сверхпроводимости. Подобные магниты, создавая сильные поля, обладают умеренным энергопотреблением и в ближайшие годы станут вполне применимыми в промышленных целях.
Забойная конвейерная установка будущего - целиком автоматизирована. Автоматика будет выполнять, по крайней мере, следующие три функции.
Во-первых, обеспечится контроль за взаимодействием всех частей конвейера и какие-либо ненормальности в работе (перегрузка, повышение температуры выше допустимой и т. д.) будут исключены.
Во-вторых, обеспечится выбор оптимальных режимов работы (наивыгоднейших скоростей движения, величины первоначального натяжения тягового органа и т. д.).
В-третьих, обеспечится полная информация о состоянии элементов транспортной машины и режиме ее работы, а также и о ее производительности.
Такая целиком автоматизированная установка не потребует для ее обслуживания постоянного присутствия людей в очистном забое.
Значение транспортной установки в очистном забое как самостоятельной единицы будет со временем уменьшаться. Забойный конвейер в ближайшие годы станет элементом более общего универсального устройства выемочного агрегата, который обеспечит, по крайней мере, выемку, крепление, орошение, освещение и транспортирование.



Теги: конвейер. Просмотров: 2678
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.